Купить PDF-версию
14:20 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
00:01 01.06.2017

Звучи, мой пандур

«Раньше дети играли с игрушками, иногда веселыми самоделками, мальчишки увлекались стрелялками, а сегодня они все в телефонах, планшетах. Они лишены творчества. Гаджеты заменили им друзей, обычное человеческое общение. Мир изменился, поменялись интересы, ценности», - делился своими раздумьями Ахмед Хапизов из селения Урма Левашинского района.

Помнит он, как босоногим мальчишкой «покорял» просторы Урминской земли, и свою первую минуту славы 1963 года в клубе видит до сих пор. Он тогда исполнил песню Тажудина Чанка из Батлаича про героя японской войны на старинную аварскую мелодию. «С тех пор можно начать отсчет моей насыщенной творческой жизни», — говорит Ахмед. А подвел его к этой черте отец – известный певец Магомед Хапизов, искусно игравший на пандуре. «Он-то и научил меня уважать этот инструмент», — с придыханием произносит лауреат премии Правительства РД в области традиционной культуры и народного творчества «Душа Дагестана».

Успехи его в школьной самодеятельности – гордость для родителей. Ахмед был победителем республиканских конкурсов по хореографии и исполнительству на национальных инструментах. С годами зрело мастерство, а женившись, он создал творческий союз – семейный ансамбль, который назван именем быстрой горной реки Герга, что течет посреди села Урма. Шум реки, сливаясь с песнями урминцев, эхом раздавался в горах, рождая новые ритмы, мелодии. Супруга Зулейхат слагала стихи, сын Газимагомед сопровождал их музыкой, исполняемой на различных инструментах.

Семейному ансамблю «Герга» уже 10 лет. «Мы исколесили с концертами весь Дагестан, побывали в Европе. Выступали на фестивалях и конкурсах «Голос гор», «Играй, душа!», «Семья Дагестана», «Дагестан – наш общий дом» и других международных фестивалях фольклора в Греции, Италии, Португалии. В нашем репертуаре в основном старинные песни, некогда забытые, а теперь возрожденные нашим коллективом»,- не без гордости поясняет А. Хапизов.

Ахмед, как говорят, и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Он играет в народном театре. Его Хунзахского нуцала, которого он воплотил на драматической сцене, знают во всех селах Левашинского района. К тому же он активный солист урминского хора – постоянного участника хоровых фестивалей.

— В этом году мы пополнили репертуар двумя новыми песнями: про Левашинский район и «Горец» на слова Расула Гамзатова. В коллективе поет и глава администрации селения Урма Осман Салманов, он солист хора. А потому хорошо знает обо всех наших проблемах и помогает в их решении. Такая поддержка нам крайне необходима, — дополняет свой рассказ Ахмед. – Со мной в печали и в радости всегда пандур, а как он звучит, зависит от состояния моей души, которая иногда рождает песни, как, например, песня про Алазань, люблю писать и исполнять песни-легенды об исторических событиях времен Шамиля».

На родном аварском языке он знает около 300 песен, более половины из них исполняет в собственном сопровождении игры на пандуре, баяне, гитаре, кумузе, хотя не имеет музыкального образования (он окончил лишь 10 классов школы да шоферские курсы). Музыкальные знания получал в процессе работы и общения с композиторами Абдуллой Фаталиевым, Абакаром Омаргаджиевым.

Его пандуру уже почти полвека. Мама подарила его, когда Ахмед выиграл очередной конкурс.

Сегодня песенное творчество далеко от истинно народного исполнительства. Репертуар певцов рассчитан на современный вкус. А он близким по духу для себя считает Магомедтамира Синдикова, нравится творчество Гаджилава Гаджилаева, Зайнаб Махаевой, перед талантом Даку Асадулаева снимает папаху.

— В нынешних условиях глобализации всех сфер жизни, в том числе духовной, мы оказались перед угрозой исчезновения языков, народов. Поэтому важно сохранить и развивать национальную культуру, ее самобытность. Летопись жизни в устах самого народа, его устные предания зачастую забываются со сменой поколений, исчезают. В ближайших моих планах поездка в Хунзах к Заирбеку – учителю истории. Ему есть о чем рассказать, а мне – записать и передать детям, молодежи, чтобы не прерывалась связь времен и поколений, — рассказывает А. Хапизов.

— Как-то в одном селе я спросил у муллы: «Как религия, ислам относятся к художественному творчеству, в частности, к песням?» И он ответил: «Через песню исполнитель получает нравственный заряд, удовольствие от счастья или очищение души от печали, в зависимости от того, о чем твои песни. А главное – чтобы искусство использовалось для благородных целей». Тогда я исполнил три композиции про имама Шамиля, про любовь и лирическую. Посмотрев на муллу, я увидел слезы. Они были исчерпывающим ответом на мой вопрос, — заключил Ахмед.

Статьи из «Культура»

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

6
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

Вдохновение Дагестаном

7
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Тебе, поэзия, спасибо!

9
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

18
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

77
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

28
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

8
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...