Звуковая вязь народной музыки
В Махачкале продолжается республиканский форум современной музыки «Творческие пересечения», посвященный 125-летию Сергея Прокофьева.
Одним из главных событий форума стало проведение круглого стола с участием композиторов из Ростова-на-Дону, Астрахани, их дагестанских коллег, музыковедов, музыкантов по теме «Поэтика фольклора в условиях современности» в гостиной Дагестанского отделения Российского фонда культуры.
– Отличительная черта музыки дагестанских композиторов – это опора на фольклор, без этого их творчество не может существовать. Все филармонические программы обязательно выстраиваются так, чтобы в них звучала музыка дагестанских авторов, – сказала на открытии круглого стола художественный руководитель Дагестанской государственной филармонии Ирина Нахтигаль. А секретарь Союза композиторов России Константин Гузенко выразил глубокое восхищение музыкой дагестанских авторов, с которой он познакомился на фестивалях современной музыки, проходящих в Астрахани, и подчеркнул, что именно многообразие национального фольклора дает богатейшую почву для многоплановой дагестанской музыки.
Пожалуй, самым активным участником круглого стола стал астраханский композитор Александр Рындин. Он рассказал о своем опыте работы с народной музыкой, причем интерес его не ограничивается мелодиями родного края. Среди музыки, к которой он обращался, – татарский фольклор, еврейский, литовский:
– Это особая ответственность – работать с музыкой культур, к которым ты не принадлежишь. В использовании фольклора может быть два пути: либо идти по пути русских классиков, которые цитировали в своих темах и вариациях народные мелодии, как Мусоргский, Римский-Корсаков, Балакирев; либо использовать прием стилизации, как это делал Прокофьев. Интереснейший пример – в его опере «Война и мир», когда песня, исполняемая хором солдат, звучит как подлинная солдатская песня той эпохи. Работа на основе традиционных мелодий – вопрос очень тонкий, и нужно соблюдать грань, чтобы не уйти в пошлость, банальность и в то же время не заниматься заимствованием.
Ирина Нахтигаль отметила, что эталоном этического отношения к народной музыке для нее является композитор Ширвани Чалаев:
– Его произведения очень глубокие в философском плане. Полнокровных цитат фольклорных мелодий в его музыке «от и до» очень мало. Ширвани Рамазанович так глубоко проживает эту музыку и настолько в ней органичен, что невозможно проанализировать – вот цитата, а вот авторское. Звуковая вязь его произведений не дает времени задуматься. Композитор – пример истинного носителя народной музыки, знает огромное ее количество и сам ее играет. В его исполнении нет наигранной артистичности, органичность – это его сущность.
Композитор Валерий Шаулов в своем творчестве обращается к музыке всех народов Дагестана:
– Для меня как для композитора совершенно не важно, цитату какой национальной музыки я использую, если она органично вплетается в мой замысел, я не зацикливаюсь на какой-то одной фольклорной ветке. Я уже так впитал все эти интонации, что не думаю о том, чей это фольклор. Должен заметить, у дагестанских композиторов намного больше возможностей в тематическом и интонационном плане, чем у кого-либо.
Музыковеды кандидат искусствоведения Эльмира Абдуллаева и доктор культурологии Медина Абдуллаева подняли вопрос сохранения фольклорных мелодий, большой пласт которых уже потерян, потому что ушли их носители. Почти каждый дагестанский композитор посчитал своим долгом посвятить немало трудов собиранию и публикации сборников народной музыки, но этого мало. Нужно обязательно работать со звуковыми фондами, которые сохранились в Доме радио, открыть к ним доступ для исследователей и выделить средства на их реставрацию. Сегодня поиском и записью народной музыки занимается Центр изучения народного фольклора. Его руководитель Патит Шахназарова рассказала, как сегодня проходит эта работа, отметила, что еще есть возможность найти информаторов не только в экспедициях в районы Дагестана, но и в городах.
В завершение встречи председатель Дагестанского отделения Союза композиторов России Рамазан Фаталиев выразил надежду, что молодое поколение, начинающие музыканты будут больше обращаться к фольклору, и задача педагогов – подталкивать к этому своих учеников.