Купить PDF-версию
02:37 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
18:12 18.11.2016

Современная музыка без крайностей

1

В Махачкале завершился Дагестанский форум современной музыки «Творческие пересечения», посвященный 125-летию выдающегося композитора XX века Сергея Прокофьева. 
В течение недели в Махачкале проходили концерты и встречи композиторов, которые приехали из Астрахани, Ростова-на-Дону, Москвы,и их дагестанских коллег, музыковедов, дирижеров и  музыкантов. Форум проводила Дагестанская государственная филармония при поддержке министерств культуры России и Дагестана. 
В понятие современной музыки входит огромный спектр музыкальных направлений и течений, начиная от музыкальных перфомансов с распиливанием инструментов и всевозможных эпатажных действий до вполне ясных среднестатистическому слушателю форм с понятными мелодикой и гармониями. Организаторы  форума, подбирая программу для его концертов, постарались избежать крайностей, но тем не менее представили дагестанскому слушателю очень интересных современных авторов, которые работают в совершенно  разных ключах. Это наглядно  показал первый концерт с участием гостей, где звучала музыка и российских, и зарубежных авторов. Единственным обобщающим признаком практически для всех прозвучавших в концертах форума произведений можно обозначить то, что все они написаны с опорой на народную музыку. Об этом говорили и сами авторы, некоторые из них приняли участие в концертах как исполнители–пианисты, являясь лауреатами всероссийских и международных конкурсов. 
Известный композитор Алексей Курбатов прилетел из Москвы в столицу нашей республики всего лишь на три часа, чтобы исполнить свою сонату для фортепиано. Музыковеды считают этого блистательного пианиста одним из самых заметных  последователей русской композиторской  школы.  Услышали мы и авторское исполнение музыки композиторов из Ростова-на-Дону Вячеслава Ноздрачева с его фортепианной сонатой и Алексея Хевелева, который блестяще выступил в двух  концертах форума. И сложно было не задать ему вопрос:  случайность ли то, что авторы так много внимания уделяют фортепианной музыке?
— Мне по-разному везет с исполнителями моей музыки. Бывали и провальные выступления, которые меня очень расстраивали. Мне как композитору очень важно передать слушателю максимум того, что я пишу, а сам я в целом неплохо играю на инструменте. Это больше практические соображения – мне  всегда проще сыграть самому в любом концертном как пианисту-композитору. 
— Одно из ваших произведений, представленных на форуме, – части цикла «Витражи Шагала». Как он появился?
— Я испытал совершенно потрясающие ощущения, когда побывал в Израиле и впервые увидел эти произведения искусства. Появилось решение написать цикл на тему, связанную  с впечатлением от этих витражей. В этой музыке проглядывает и восточный колорит, и, разумеется, то содержание, которое я транслирую как человек, родившийся в Ростове. Смешение восточности и русскости является основным в этом цикле. 
Астраханский композитор Леонид Бутаков пишет музыку для балалайки и виртуозно играет на этом инструменте. Он представил Аллюзию-фантазию русской народной песни «Запой, соловей», и это исполнение однозначно раздвинуло представление слушателей о выразительных возможностях такого знакомого и традиционного народного инструмента. Еще один участник форума —  композитор из Астрахани Александр Рындин обращается в своем творчестве к фольклору разных стран. 
Дагестанские авторы представили на форуме многообразие интонаций национальных мелодий нашей республики. Они прозвучали в Сонате для фортепиано Валерия Шаулова, в знаменитых «Песнях Муи» Ширвани Чалаева,  в романсах Рамазана Фаталиева, в музыке Мурада Кажлаева и, конечно, в драматической поэме «Эмин» Магомеда Гусейнова. Автор использовал при создании этого полотна  южнодагестанскую народную мелодию, на которую поется одна из песен поэта – легенды Етима Эмина. Для исполнения этого произведения из Астрахани специально  приехал солист Шамситдин Мирзоев (дудук). 
Финальный концерт форума состоялся в Махачкалинском музыкальном училище им. Г. Гасанова и открылся музыкой Сергея Прокофьева. Его Шестую сонату представила лауреат международного конкурса Диана Увайсова. Первая часть концерта была продолжена  инструментальной музыкой  дагестанских композиторов. Исполнялись произведения Гасана Джавлалова, Заурбега Джанаева, Касума Магомедова, Ефима Островского. 
Хор музыкального училища под управлением лауреата всероссийского конкурса Натальи Макеевой показал разнообразную и содержательную программу: хор Ширвани Чалаева из кантаты «Непостижимый Бог», «Солдат, мой солдатик» (Плачи)Глеба Седельникова, хоровая музыка Георгия Свиридова, Виталия Ходоша и других композиторов.  
Организаторы Дагестанского форума современной музыки «Творческие пересечения» —   художественный руководитель  Даггосфилармонии  Ирина Нахтигаль и директор Абакар Хайруллаев,  подводя итоги,  выразили признательность всем, кто принял участие в мероприятиях  форума. Музыка современных композиторов очень достойно и полнокровно прозвучала благодаря участию в этом событии Камерного оркестра филармонии под управлением заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой и Государственного симфонического оркестра республики под управлением лауреата всероссийского конкурса Натальи Макеевой. 
Подобное  мероприятие в республике было проведено впервые, и то обстоятельство, что дагестанский форум вошел во всероссийский список реестра юбилейных мероприятий великого Сергея Прокофьева, придает особую значимость той  просветительской работе, которую проводит Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова. 

Главные новости