Купить PDF-версию
07:35 | 19 марта, Вт
Махачкала
X
14:08 14.06.2019

А где учебники?

И вновь о проблеме преподавания родных языков и подготовке кадров.

В Красную книгу народов России занесено 18 дагестанских языков: агульский, андийский, арчинский, ахвахский, багвалинский, бежтинский, ботлихский, гинухский, годоберинский, гунзибский, кайтагский, каратинский, кубачинский, рутульский, тиндинский, хваршинский, цахурский, цезский.

Положение, по словам экспертов, критическое. А по данным социолингвистических исследований, многие городские школьники совершенно не знают родного языка, а если и владеют им, то слабо. К примеру, лишь 18% махачкалинских учащихся указали, что родным языком владеют свободно. Часть из них ответили, что в изучении языка им больше помогает общение с родными, товарищами, нежели уроки родных языков в школе. А как здесь винить детей, если учителя и сами не владеют методиками преподавания родных языков? Разумеется, не все, но…

С историей Махачкалинского лицея №3 прочно связано с именем Загры Камиловой. Еще бы! Родному языку и литературе она обучала детей более 40 лет. Учила на совесть, с душой. Мы, ее бывшие ученики, хорошо помним, чем было чревато игнорирование уроков родного языка. Оправдаться можно было только сильным недомоганием и температурой под 40 градусов. Случайных прогульщиков выискивали всей группой: в столовой, в компьютерных клубах, в школьном саду, дома. Доставка «дезертира» в школу следовала незамедлительно.

Осмелиться прийти на урок с невыученным стихотворением  на родном языке могли только самые отчаянные ученики, ну, или новички. Весьма опрометчивый поступок был чреват долгим сидением в классе за учебником до тех пор, пока Загра Магомедовна не исправит «два» на «пять». А по традиции, введенной педагогом, ни одно школьное мероприятие не проходило без хорового исполнения песен на родном языке. Регулярными были и походы в национальный театр.

Наша учительница считала, что уроки родного языка важнее физики, химии, литературы и даже математики. Равнодушие воспринималось как личная обида, мы это знали и старались ее не подводить. У Загры Магомедовны всегда был 1000 и 1 способ сделать урок интересным. В итоге каждый из нас, даже полный незнайка, школу покинул с крепким багажом знаний родного языка.

Скажи на родном: «мама»

А сегодня о равнодушном отношении к родным языкам свидетельствуют в том числе и невысокие тиражи газет на национальных языках, и низкая посещаемость национальных театров. Закономерно, что на высоком уровне вновь заговорили о проблеме подготовки специалистов по родным языкам. Сегодня в школах республики преподают аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский, рутульский, агульский, цахурский, ногайский, азербайджанский, чеченский языки. На этих языках издаются учебники, учебно-методические пособия, художественная литература, республиканские журналы и газеты, ведутся теле- и радиопередачи, работают национальные театры.

В Комитете Народного Собрания Дагестана по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму уверены, что центральное место в системе этнокультурного образования в республике должны занимать именно родные языки, которые играют решающую роль в духовно-нравственном формировании подрастающего поколения. Вместе с тем преподавание родных языков и других предметов этнокультурного образования нуждается в существенном улучшении. К тому же, многие учителя родных языков, особенно городских школ, не владеют в должной мере методикой обучения этому предмету, не обеспечивают развитие навыков речи, грамотного письма. В серьезном улучшении нуждается и качество подготовки выпускников филологических факультетов вузов и педколледжей республики.

В Комитете НС РД обсудили состояние и проблемы совершенствования этнокультурного образования в республике. Отмечалось отсутствие стимулирующих факторов изучения родного языка и родной литературы учащимися. В число образовательных программ ФГОС не включены компетенции по родным языкам и литературе с обязательной государственной итоговой аттестацией и выставлением оценок. В критериях оценки результативности образовательных организаций не учитываются результаты работы по обучению родным языкам, не проводятся мониторинги при аттестации школ.

Руководители образовательных организаций относятся к данным предметам без надлежащей ответственности, отчего отмечается низкий уровень знаний у школьников.

Помимо уроков родного языка и литературы в этнокультурный компонент входят и такие дисциплины: дагестанская литература, история и география Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, музыка и ИЗО. В учебных планах большинства школ республики на 2018–2019 учебный год сокращено общее количество часов, отводимых на изучение родных языков. А в некоторых и вовсе полностью исключены некоторые предметы этнокультурного образования.

Есть, однако, руководители школ и органов управления образования, считающие родные языки и другие предметы этнокультурного образования второстепенными, изучение которых никого ни к чему не обязывает. Даже в сельских школах известны случаи незаконного освобождения учащихся от изучения родных языков. А выпускникам выдают аттестат без оценок по предметам этнокультурного образования. Фактически выдается документ об образовании без выполненного или недостаточно выполненного учебного плана среднего общего образования, что противоречит части 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

И еще один нерешенный вопрос

Что касается учебников, то, по словам заместителя председателя Комитета НС РД по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидулаха Магомедова, с 2015 по 2018 годы в республике не издано ни одного учебника, учебного пособия по родным языкам и по другим предметам этнокультурного образования. Поступившие в текущем году в городские и сельские школы те же самые учебные пособия не соответствуют образовательным программам и нуждаются в серьёзной экспертной оценке специалистов; особенно это касается учебных пособий по лезгинскому языку. И все еще каждый 4-й учащийся городских школ не охвачен изучением родных языков, а в некоторых образовательных организациях обучение прекращается уже после начальных классов, хотя закон требует изучения родных языков на всех этапах обучения. И как результат этого из года в год в республике увеличивается количество людей, не владеющих своим родным языком, оторванных от корней, равнодушных к обычаям, традициям и культуре не только своего народа, но и Дагестана в целом.

Не решается вопрос обеспечения учебниками, учебными пособиями по родным языкам и литературам наших соотечественников, проживающих за пределами республики и России.

В Комитете заключили, что министерства и ведомства, образовательные организации и научные учреждения, творческие союзы республики не уделяют должного внимания вопросам изучения и сохранения языков, не в полной мере реализуют функции пропаганды родных языков среди населения через СМИ, радио, телевидение. Школьные библиотеки слабо укомплектованы художественной и справочной литературой на языках народов Дагестана, а в дошкольных образовательных организациях и вовсе о языках позабыли.

В целях совершенствования этнокультурного образования в республике Комитет рекомендует Министерству образования и науки РД, Министерству по национальной политике и делам религий РД, Министерству культуры РД, ректорам вузов, главам муниципальных образований обеспечить выполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Закона РД «Об образовании в Республике Дагестан», указов Президента Российской Федерации и Главы Республики Дагестан и других директивных документов об образовании, о государственных гарантиях предоставления общедоступного и бесплатного образования каждому гражданину России, обратив при этом особое внимание на организацию этнокультурного образования.

Забота о культуре речи, сохранении языка — всенародное дело. Это наше наследие, наше богатство, наше достояние. Что может быть ближе и дороже, чем язык твоих предков, завещанный тебе и будущим поколениям?

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

42
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

84
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

10
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

31
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

24
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

7
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

16
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

12
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...