Купить PDF-версию
16:02 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
17:00 22.11.2021

Цель образования – практичность

Марина Ахмедханова
26

Вопрос о том, чему и как учить детей, не сходит с повестки дня. «В Советском Союзе было лучшее образование в мире! Нас разрушают извне! ЕГЭ – это смерть! Нужно вернуться назад!» - Слышали? Или сами кричали не раз в спорах на кухне?

Хочется верить, что наше образование было на высоте, но ещё лучше знать, а как на самом деле. Так ли дела обстояли? Или картина несколько приукрашена, а успехи советской школы преувеличены? Что было хорошего, а от чего стоит избавиться поскорее и напрочь?

Вопросов – море, на некоторые из них дать ответы сложно, но стоит поразмышлять. Может быть, проблемы появились после развала СССР, а, может, мы всё ещё не научились трезво оценивать ситуацию. Всё-таки аргументы типа «посмотрите, у нас в метро все читали, мы самая читающая страна в мире» давно пора оставить в прошлом.

Бесспорно, в Союзе было чему поучиться. Давно признаны такие достоинства советской системы образования, как академичность, высокая требовательность к учащимся, фундаментальное естественно научное и математическое образование, но налицо и недостатки: чрезмерная универсальность программ и учебных планов, недостаточная практическая и профессиональная ориентация, перегруженность пассивными знаниями в ущерб навыкам. С выходом России на международный уровень и участием в международных исследованиях по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников выяснилось, что не всё у нас так хорошо, как мы привыкли думать.

В последние лет 15 Россия делает шаги на пути в общемировое образовательное пространство. И вот после этих слов так и слышу возмущение читателей: «Да мы всегда были в числе первых, как можно так принижать достижения великой страны!» Правильно, нельзя. Это недопустимо, мы должны гордиться своей Родиной. Но для гордости за нашу школу должны быть основания, лучше подтверждённые международными исследованиями, мнениями признанных в мире экспертов и конкретными результатами. Конечно, наши школьники побеждают на международных математических олимпиадах. Мы сильны в интернет-технологиях, естественных науках. Но вот что интересно: там, где нужно применить полученные научные знания на практике, мы плетёмся если не в хвосте, то ближе к нему.

Так что цель дальнейшего развития образовательного процесса ясна и конкретна. Президент России В. Путин поставил задачу — к 2030 году войти в десятку сильнейших стран мира по уровню образования.

Реформа российской образовательной системы началась в нулевых, и она продолжается, затрагивая разные её стороны. Идёт реализация национального проекта «Образование». Но говоря о реформировании, в первую очередь мы имеем в виду центральную фигуру любого учебного процесса — учителя. Ведь именно с него начинается школа и именно здесь предстоит самая сложная работа. Как писал Константин Ушинский, «в деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Недавно услышала мнение учительницы, высказанное в беседе о сохранении престижа профессии: уйдёт нынешнее поколение учителей, а что потом? Кто придёт работать в школу? И это страшно слышать, согласитесь.

В августе, на заседании президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования, Президент России высказался о необходимости поддержки престижа учительского труда и модернизации действующей системы образования. Готовятся соответствующие документы в Правительстве России.

Что ж, посмотрим, как видит решение этой проблемы государство, ну, а мы будем говорить о том, как сделать так, чтобы в нашем родном Дагестане образование стало престижным, учёба в школе — радостью для школьников, а для учителей их труд – любимым делом, приносящим удовлетворение. Между прочим, удовлетворённость учителя своей работой считают одним из условий эффективности обучения.

«Дагестанская правда» начинает цикл публикаций, посвящённых проблемам российского образования.

Дорогие учителя, школьники, студенты, а также их родители! Давайте встречаться на страницах газеты и обсуждать все вопросы, стоящие перед современной школой. Это поможет корректировать образовательный процесс на пользу нашему обществу.

 

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

42
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

17
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...