Сетевое издание «Дагестанская правда»

17:00 | 23 октября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Человечность воспитывается культурой

A- A+

Духовные ценности народов Дагестана, их традиции, нормы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и социализации подрастающего поколения, в формировании его нравственных, этических, трудовых, физических, эстетических и умственных качеств в целом.

Незнание молодёжью национальных особенностей народа, его психологии, обычаев и традиций может привести к явному разрушению связи между поколениями. Важно, чтобы школа активно формировала у учащихся традиционные нравственные качества, способствующие становлению достойной личности.

Педагогической наукой доказано, что система образования, опирающаяся на народную культуру, традиции, обычаи, даёт возможность оптимально решать задачи нравственного, эстетического, социально-экономического воспитания школьников. Исходя из этого надежной опорой воспитания дагестанских школьников с 1992 года стал введенный решением коллегии Минобразования РД в учебные планы предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Главное предназначение данного предмета — духовное развитие этноса, сохранение национального менталитета народа через своевременную передачу подрастающим поколениям выработанных тысячелетиями духовно-нравственных ценностей наших предков. За более чем 25-летний период преподавания и оптимальной апробации содержания предмета «Культура и традиции народов Дагестана» подтвердилась его бесспорная значимость в усвоении учащимися таких ключевых вопросов, как определение национальных черт и особенностей, характеризующих народы Дагестана; выделение способов, форм и методов отражения национальной культуры, традиций, обычаев, этикета; обучение и воспитание на ценностях этносоциума; приобщение учащихся к национальным обычаям, обрядам, духовной и религиозной культуре, одобряемому и приемлемому в мононациональном и многонациональном социуме стереотипу поведения.

Значение этого предмета в том, что он открывает доступ к изучению культуры около 40 народностей Дагестана, постепенно от класса к классу, по мере взросления учеников создаёт надежную базу для восприятия, осмысления культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.

Многолетние наблюдения за ходом изучения предмета КТНД в начальной школе показывают, что этот предмет создаёт благоприятные педагогические условия формирования социально-этических норм поведения: привлечение и приучение ребенка к труду; освоение традиций общения и взаимоотношений горцев: солидарности и трудовой взаимопомощи и взаимной поддержки, гостеприимства, почитания взрослых, уважения к женщине, патриотизма.

Содержание предмета в начальных классах направлено на формирование такой важнейшей категории нравственного кодекса горцев, как намус. Намус — это понятие, характеризующее моральные критерии и принципы народа: гражданская совесть, умение всегда и везде помочь ближнему, уступить ему, выручить его, уважение к старшим, приобщение к труду и т.д.

Изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в начальной школе позволяет приобщать учащихся к культуре своего народа, своему родному языку, что также является сегодня архиважной проблемой. Поэтому для учащихся школ с родным языком обучения в соответствии с нашей программой были разработаны и в свое время изданы учебники на родных языках (на аварском языке М.Г. Газалиева, на даргинском — P.M. Магомедова, на лезгинском — Ш.А. Мирзоева, на кумыкском — А.М. Аджиева, на табасаранском — З.М. Загирова и Ш.А. Мирзоева).

Согласно учебному плану данный предмет (КТНД) до 2017-го изучался в VIII— XI классах. Для VIII-IX классов разработана программа, особенностью которой является то, что учителю следует в равной степени преследовать на уроке образовательные и воспитательные цели, освещать материал в исторической последовательности развития и становления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестанской культуры (составитель — Ш.А. Мирзоев). Этому непосредственно благоприятствуют такие разделы программ, как: «Педагогическая культура народов Дагестана», «Правовая культура народов Дагестана», «Политическая культура народов Дагестана», «Экономическая культура народов Дагестана» и другие которые позволяют изучать культуру Дагестана с учетом не только исторических, но и современных реалий социально-экономической и духовной жизни народов.

Курс «Подготовка юношей и девушек к жизни», изучаемый в X и XI классах, завершает подготовку старшеклассников к жизни и деятельности на основе усвоения ими традиционной культуры народа. Содержание программы (составители: Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов) направлено на формирование мировоззрения, черт характера, стиля поведения, отношений подрастающего поколения с окружающими в соответствии с духовно-нравственными ценностями своего народа, которые тесно связаны с общечеловеческими духовными, культурными достижениями.

Этот курс на основе всестороннего изучения и прочного усвоения юношами и девушками комплекса духовно-педагогических, нравственно-этических ценностей, трудового, бытового, хозяйственного и социального опыта, положительных сторон семейно-общественного уклада, выработанных народом в продолжении всей его истории, позволяет старшеклассникам усваивать следующие вопросы: формирование морально-этической зрелости, необходимой в семейной, социальной, трудовой сферах жизни; воспитание у молодежи чувства ответственности за умение трудиться на благо семьи и общества (джамаата); готовность к выполнению главных ролей в семье и обществе — супруга (супруги), матери, отца, умение успешно выполнять обязанности, налагаемые на личность этими ролями; формирование у будущих родителей знаний, умений и навыков по воспитанию человека согласно требованиям народной педагогики; вооружение молодежи знаниями, умениями укрепления связей личности с семьей, сельским джамаатом, народом, представителями других народов на основе усвоения идей народной морали — гуманизма, терпимости и доброжелательности; формирование у молодежи знаний, умений и навыков воспитания у детей лучших черт национального характера, национального самосознания, любви к родной земле в сочетании с подлинным интернационализмом, уважением к представителям всех народов — близких и далеких.

Таким образом, главной педагогической целью, решаемой в связи с изучением содержания данного учебного предмета юношами и девушками в X-XI классах, является формирование у них наиболее значимых в личностном и социальном плане качеств и черт. А средством достижения этой важнейшей цели является духовно-нравственное наследие народа в своих наиболее ярких, глубоких проявлениях — гуманистических традициях, чертах семейно-общественного уклада, обрядах, народных праздниках и трудовых торжествах, богатстве народного художественного слова (пословицах, поговорках, сказках, преданиях, легендах… музыке, песенно-хореографическом фольклоре народа.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что значение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» именно в том, что он обеспечивает не формальные, а реально высокие результаты воспитания подрастающего поколения, что крайне важно сегодня. Основа же образовательно-воспитательной системы закладывается освоением не только культуры своего народа, но и культуры совместно проживающих народов и мировой культуры.

Такого продуманного подхода требуют научно обоснованные и социально апробированные педагогические принципы: от близкого к далёкому; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от лёгкого к трудному.

И наконец, если мы действительно как истинные патриоты своей республики и России намерены добросовестно выполнять государственный заказ по образованию и воспитанию подрастающего поколения то нужно, исходя из установок «Закона о воспитании» Президента России В.В. Путина (принято Государственной Думой в третьем чтении), исходя из поправок к обновленной Конституции России (СТ 67.1., СТ. 69) безотлагательно вернуть предмету КТНД подобающее ему место в учебных планах дагестанских общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) и использовать его воспитательный потенциал в формировании морально-этического облика юных граждан страны и республики.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»

  • Для школьников и взрослых 

    1 октября 2019 года в нашей стране реализован всероссийский проект «Культурный марафон». Организаторами...

    17

    2 дня назад

  • А горяча ли каша? 

    Всякий раз с началом учебного года в родительской среде оживленно обсуждаются актуальные вопросы школьной...

    26

    11:27  14.10.21

  • Будущее создают дети 

    В школьной программе, а уж тем более в дошкольной дисциплин по робототехнике и микроэлектронике нет....

    134

    11:10  13.10.21

  • «Школа живёт во мне…» 

    Многие из нас всю жизнь помнят имена своих первых и любимых учителей. Они были маяками знаний в нашем детстве,...

    62

    14:36  08.10.21

  • Незабвенные мои учителя 

    Основой человеческой жизни, его поведения, характера, увлечений и интересов является воспитание. Родители,...

    133

    9:56  05.10.21

  • Молодёжь и литература 

    Рособрнадзор заявил, что введение дисциплины «литература» в список обязательных предметов для сдачи ЕГЭ не...

    68

    9:33  05.10.21