Человечность воспитывается культурой
_ Духовные ценности народов Дагестана, их традиции, нормы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и социализации подрастающего поколения, в формировании его нравственных, этических, трудовых, физических, эстетических и умственных качеств в целом.
Незнание молодёжью национальных особенностей народа, его психологии, обычаев и традиций может привести к явному разрушению связи между поколениями. Важно, чтобы школа активно формировала у учащихся традиционные нравственные качества, способствующие становлению достойной личности.
Педагогической наукой доказано, что система образования, опирающаяся на народную культуру, традиции, обычаи, даёт возможность оптимально решать задачи нравственного, эстетического, социально-экономического воспитания школьников. Исходя из этого надежной опорой воспитания дагестанских школьников с 1992 года стал введенный решением коллегии Минобразования РД в учебные планы предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Главное предназначение данного предмета – духовное развитие этноса, сохранение национального менталитета народа через своевременную передачу подрастающим поколениям выработанных тысячелетиями духовно-нравственных ценностей наших предков. За более чем 25-летний период преподавания и оптимальной апробации содержания предмета «Культура и традиции народов Дагестана» подтвердилась его бесспорная значимость в усвоении учащимися таких ключевых вопросов, как определение национальных черт и особенностей, характеризующих народы Дагестана; выделение способов, форм и методов отражения национальной культуры, традиций, обычаев, этикета; обучение и воспитание на ценностях этносоциума; приобщение учащихся к национальным обычаям, обрядам, духовной и религиозной культуре, одобряемому и приемлемому в мононациональном и многонациональном социуме стереотипу поведения.
Значение этого предмета в том, что он открывает доступ к изучению культуры около 40 народностей Дагестана, постепенно от класса к классу, по мере взросления учеников создаёт надежную базу для восприятия, осмысления культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.
Многолетние наблюдения за ходом изучения предмета КТНД в начальной школе показывают, что этот предмет создаёт благоприятные педагогические условия формирования социально-этических норм поведения: привлечение и приучение ребенка к труду; освоение традиций общения и взаимоотношений горцев: солидарности и трудовой взаимопомощи и взаимной поддержки, гостеприимства, почитания взрослых, уважения к женщине, патриотизма.
Содержание предмета в начальных классах направлено на формирование такой важнейшей категории нравственного кодекса горцев, как намус. Намус – это понятие, характеризующее моральные критерии и принципы народа: гражданская совесть, умение всегда и везде помочь ближнему, уступить ему, выручить его, уважение к старшим, приобщение к труду и т. д.
Изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в начальной школе позволяет приобщать учащихся к культуре своего народа, своему родному языку, что также является сегодня архиважной проблемой. Поэтому для учащихся школ с родным языком обучения в соответствии с нашей программой были разработаны и в свое время изданы учебники на родных языках (на аварском языке – М. Г. Газалиев, на даргинском – P. M. Магомедов, на лезгинском – Ш. А. Мирзоев, на кумыкском – А. М. Аджиев, на табасаранском – З. М. Загиров и Ш. А. Мирзоев).
Значение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» именно в том, что он обеспечивает не формальные, а реально высокие результаты воспитания подрастающего поколения, что крайне важно сегодня
Согласно учебному плану данный предмет (КТНД) до 2017 года изучался в 8–11 классах. Для 8–9 классов разработана программа, особенностью которой является то, что учителю следует в равной степени преследовать на уроке образовательные и воспитательные цели, освещать материал в исторической последовательности развития и становления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестанской культуры (составитель Ш. А. Мирзоев). Этому непосредственно благоприятствуют такие разделы программ, как «Педагогическая культура народов Дагестана», «Правовая культура народов Дагестана», «Политическая культура народов Дагестана», «Экономическая культура народов Дагестана» и другие, которые позволяют изучать культуру Дагестана с учетом не только исторических, но и современных реалий социально-экономической и духовной жизни народов.
Курс «Подготовка юношей и девушек к жизни», изучаемый в 10–11 классах, завершает подготовку старшеклассников к жизни и деятельности на основе усвоения ими традиционной культуры народа. Содержание программы (составители Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов) направлено на формирование мировоззрения, черт характера, стиля поведения, отношений подрастающего поколения с окружающими в соответствии с духовно-нравственными ценностями своего народа, которые тесно связаны с общечеловеческими духовными, культурными достижениями.
Этот курс на основе всестороннего изучения и прочного усвоения юношами и девушками комплекса духовно-педагогических, нравственно-этических ценностей, трудового, бытового, хозяйственного и социального опыта, положительных сторон семейно-общественного уклада, выработанных народом в продолжение всей его истории, позволяет старшеклассникам усваивать следующие вопросы: формирование морально-этической зрелости, необходимой в семейной, социальной, трудовой сферах жизни; воспитание у молодежи чувства ответственности за умение трудиться на благо семьи и общества (джамаата); готовность к выполнению главных ролей в семье и обществе – супруг (супруга), мать, отец, умение успешно выполнять обязанности, налагаемые на личность этими ролями; формирование у будущих родителей знаний, умений и навыков по воспитанию человека согласно требованиям народной педагогики; вооружение молодежи знаниями, умениями укрепления связей личности с семьей, сельским джамаатом, народом, представителями других народов на основе усвоения идей народной морали – гуманизм, терпимость и доброжелательность; формирование у молодежи знаний, умений и навыков воспитания у детей лучших черт национального характера, национального самосознания, любви к родной земле в сочетании с подлинным интернационализмом, уважением к представителям всех народов – близких и далеких.
Таким образом, главной педагогической целью, решаемой в связи с изучением содержания данного учебного предмета юношами и девушками в 10–11 классах, является формирование у них наиболее значимых в личностном и социальном плане качеств и черт. А средством достижения этой важнейшей цели становится духовно-нравственное наследие народа в своих наиболее ярких, глубоких проявлениях – гуманистических традициях, чертах семейно-общественного уклада, обрядах, народных праздниках и трудовых торжествах, богатстве народного художественного слова (пословицах, поговорках, сказках, преданиях, легендах и т. д.), музыке, песенно-хореографическом фольклоре народа.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что значение предмета «Культура и традиции народов Дагестана» именно в том, что он обеспечивает не формальные, а реально высокие результаты воспитания подрастающего поколения, что крайне важно сегодня. Основа же образовательно-воспитательной системы закладывается освоением не только культуры своего народа, но и культуры совместно проживающих народов, а также мировой культуры.
Такого продуманного подхода требуют научно обоснованные и социально апробированные педагогические принципы: от близкого к далёкому; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от лёгкого к трудному.
И наконец, если мы действительно как истинные патриоты своей республики и России намерены добросовестно выполнять государственный заказ по образованию и воспитанию подрастающего поколения, то нужно, исходя из положений «Закона о воспитании» (принят Государственной Думой в третьем чтении), исходя из положений к обновленной Конституции России (ст 67.1, ст. 69), безотлагательно вернуть предмету КТНД подобающее ему место в учебных планах дагестанских общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) и использовать его воспитательный потенциал в формировании морально-этического облика юных граждан республики и страны.