Купить PDF-версию
07:45 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
01:38 27.06.2018

Что происходит в «Замках Броуди»?

Саид Ниналалов
Выпуск - 2018 №165-166
30

То, что произошло с выпускницей одной из махачкалинских школ после неудачи на ЕГЭ по русскому языку, не укладывается в голове. «Прости, мама, я не смогла ничего написать», – говорят, такую эсэмэску отправила девочка маме, прежде чем принять смертельную дозу таблеток. По другой версии, выпускница написала маме в смс, что она сильно любит родителей, и чтобы они на нее не обижались, и что она всегда будет рядом. Буквально прилетевшие домой родители не смогли помочь дочери, не спасли ей жизнь и врачи «скорой помощи»...

«– Нет, нет, папа, – шептала она. – Я не думала, что провалюсь. Больше этого не будет, обещаю тебе! Ты ведь знаешь, что я всегда впереди всего класса. Я всегда была твоей дочкой Несси. Ты не обидишь такую маленькую, как я. Я в другой раз выдержу экзамен лучше».
Арчибальд Кронин. «Замок Броуди»

Я не хочу и не могу никого обвинять в произошедшем. Девочку рассуждениями и поисками виновных к жизни не вернешь. Хочу сказать другое: становится страшно. Страшно за собственных детей, кому предстоит еще множество экзаменов и испытаний. Страшно, потому что мы плохо понимаем детскую психику, детские страхи и бросаем собственных детей неподготовленными в жестокий и непредсказуемый мир.

Почему мы не задумываемся, отправляя детей в школу, о том, что там с ними происходит? Почему требуем отличных и хороших оценок, не вникая в то, как учат их в школе, и учат ли их вообще? Почему мы сами не учим наших детей учиться – учиться жить, учиться не бояться экзаменов, учиться преодолевать трудности, учиться решать житейские задачи?

Часто мы, сами того не признавая, хотим решить через своих детей собственные нереализованные амбиции: «Я в школе был лучшим учеником!» Мы искренне огорчаемся четверкам и тройкам, которые иногда приносят из школы наши дети. Это огорчение они видят в наших глазах, это огорчение мы громогласно высказываем: «Да я в твои годы учился только на пятерки!» Мы не хотим разбираться, чем вызвана плохая оценка, не знаем и не хотим знать, что не выучил и на какие вопросы не ответил наш ребенок, почему он не справился с заданием на уроке. Мы требуем от своих детей не твердых, хороших знаний, умений, компетенций, а отличных оценок. Мы требуем, заставляем, принуждаем…

Старший мой сын, Камиль, заканчивает третий курс математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Он очень спокойный, уверенный в своих силах. Семь лет назад, будучи учеником восьмого класса, сын сказал мне: «Папа, не надо помогать мне с ЕГЭ, я сам буду сдавать». Сам сдал ЕГЭ, сам поступил именно в тот вуз, куда хотел поступить. На матмехе СПбГУ учиться не так легко. Минимум три сессии Камиль оканчивал с одной двойкой. И спокойно, методично, без нервной экзальтации готовился и пересдавал экзамены.

Младший сын, Тимур, перешел в шестой класс. Он, наоборот, очень впечатлительный и мнительный, боится плохо ответить на уроке, плохо сдать экзамен. Начальную школу прошел у одной из лучших учительниц республики (как показал конкурс «Учитель года»), однако с математикой он пока не подружился. Говорят, что в его школе прекрасные учителя, тем не менее он ходит заниматься дополнительно к своей же учительнице по математике, но получает всего лишь четверки. И, скажу честно, я за него боюсь и ищу другую школу, где его будут действительно учить.

Надо что-то менять. И многое. Не должно быть жесткого отношения к выпускникам во время проведения Единого государственного экзамена. Экзамен вообще – психологическое испытание, на которое мы отправляем неокрепших, морально не готовых детей. А такое испытание, как ЕГЭ, не каждый взрослый выдержит…

Учителям желательно относиться к своим ученикам с пониманием, что ЕГЭ – это суровое испытание для них, и не подсказывать, упаси бог, а создавать доброжелательную, спокойную, насколько возможно теплую атмосферу на экзамене.

Нам же, родителям, надо понять, что, если ребенок не сдал экзамен, это еще не конец света. Ведь именно мы в первую очередь их пугаем, накручиваем: «Не сдашь экзамен, увидишь, что с тобой будет!» Ребенок воспринимает наши слова буквально, ему более всего важно наше отношение к нему, он боится нас подвести. Маленькая Несси из романа Кронина погибла, боясь жесткой реакции отца на свой провал. А маленькая Ума из махачкалинской школы, которую в семье очень любили, ушла из жизни, боясь их огорчить, увидеть, как они расстроены.

Любите своих детей, поддерживайте их, верьте в их силы и таланты, не стесняйтесь показывать детям, что вы их любите и в них верите. И не делайте трагедию, если ваш ребенок с чем-то не справился. Наоборот, объясняйте вашим сыновьям и дочерям, что завтра будет новый день и новые возможности.

Тэги:
ЕГЭ,

Похожие

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

ЕГЭ следующий?

34
Касается российских студентов и преподавателей: Глава государства Владимир Путин предложил...

Верим в свои силы и знания

16
С 26 мая по 2 июля продлится основной этап Единого государственного экзамена. В первый...

Зачем нам ЕГЭ?

40
Вот уже долгие годы ЕГЭ с нами – сначала как эксперимент, а с 2009 года как обязательный даже...

Сдал на все 100 и поступил

120
Подошла к концу приемная кампания, не за горами новый учебный год. Вчерашние выпускники школ...

Они заслужили такое внимание

129
Ставший в последние годы неизменным спутником человечества коронавирус остается темой...

Минимум стресса

59
Для выпускников и их родителей наступила самая волнительная пора – идет Единый...

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

19
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...

Командная работа даёт результат

36
Никита Чуракаев и Темир Аварханов – участники ряда...