02:00 | 19 июля, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Что проверяем – знания детей или кошельки родителей?

A- A+

Вот и стартовала очередная кампания объединенных выпускных (из школы) и впускных (в вуз) экзаменов. У нас она ознаменовалась тем, что проходит на фоне сенсационного заявления Рособрнадзора, что выпускники некоторых регионов, досрочно сдавшие ЕГЭ, показали подозрительно высокие результаты, и они могут быть аннулированы. Среди таких регионов называется и Дагестан.

Ну что тут сказать? Да, народ у нас еще тот, придумает десятки способов, чтобы показать свою успешность, чтобы протолкнуть родное дите в вуз. Вот и к концу вчерашнего экзаменационного дня ходили разные слухи о том, что многие выпускники прибегали к СМС-сообщениям и прочим премудростям современной техники. Ни в коем случае не опровергая возможность злоупотреблений, зададимся вопросом: а что, все ли наши выпускники настолько тупые, что сами не смогут сдать экзамен? И сдать его хорошо, получше, чем некоторые московские школьники? Могут и сдают, и доказывают свою состоятельность уже в ходе обучения в вузе. Что характерно, в число подозрительных попали только южные регионы. Это говорит в том числе и о том, что московские снобы считают: грамотными могут быть только они. Поэтому к раздутой истерии относительно злоупотреблений при сдаче ЕГЭ нужно относиться по меньшей мере осторожно.

Относительно ЕГЭ бытуют разные мнения. Моё же такое: это хорошо. Насколько это хорошо, испытал своей кожей – двое моих детей успешно сдали ЕГЭ и успешно поступили в вуз. При этом я, как родитель, палец о палец не ударил, вся процедура поступления в обоих случаях прошла как по-писаному, без проблем и финансовых расходов. Как же не радоваться этому, как не быть при этом сторонником ЕГЭ?

И в своем мнении я не одинок. Многие так считают: хорошо, что ввели ЕГЭ и ввели его для того, чтобы внедрить в стране единую систему оценки знаний, чтобы высокий балл позволил выпускнику из глубинки автоматически поступить в хороший вуз. При этом ребёнок не зависит от каприза и настроения учителя школы или преподавателя вуза. Многие вспоминают, как сами поступали. Особо упорные приходили и на второй, и на третий год, еще и работая в перерывах между поступлениями. Что больше калечит психику – один раз сдать ЕГЭ или поступать в вуз по нескольку лет?

А что же на оборотной стороне медали под названием ЕГЭ? А тут такой тихий ужас, что лицевой лоск моментально меркнет. Разве ответы на вопросы анкеты могут дать полное представление и о человеке, и о качестве его знаний? Никто не станет спорить, что сдача ЕГЭ – это поверхностный процесс. Одно дело, когда ребёнок сдаёт экзамен учителю, который может задать дополнительные вопросы. И другое дело – автоматически заполнить тесты, варианты ответов к которым прилагаются. Здесь есть большой элемент случайности. И, самое главное, даже нанятый за хорошие деньги репетитор натаскивает ребёнка не на знания, а на заполнение теста.

Сегодня российское образование идет по пути копирования западной модели. Но при  этом, как отмечают многие специалисты, уровень знаний учеников выше не становится. Наоборот, он катастрофически катится вниз – детям непонятны и неинтересны фундаментальные науки. А кому понятны и интересны – те, став специалистами, уезжают в другие страны. Не случайно ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий до последнего сопротивлялся тому, чтобы при поступлении в МГУ учитывались результаты Единого государственного экзамена. А в этом году перед ЕГЭ рухнул и последний бастион: в МГУ будут учитывать результаты ЕГЭ. Правда, дополнительно абитуриенты будут еще и сочинения писать,  и другие испытания проходить.

Не срабатывает и другой аргумент сторонников ЕГЭ – уравнять выпускников крупных городов и сельских школ. Глубинка — не город, лучшие учителя работают явно не на селе. Что же касается репетиторов, то на селе выбора нет, в лучшем случае репетитором может быть тот же учитель. Да и уровень доходов у населения не тот, чтобы позволить себе обеспечить платную подготовку ребёнка к сдаче Единого государственного экзамена.

А как сами выпускники оценивают ЕГЭ? Многие из них довольны, одновременно решаются две проблемы – сдача школьных экзаменов и поступление в вуз. Хорошо, считают они, еще и то, что по результатам ЕГЭ можно подать документы сразу в несколько вузов, это гарантия, что хотя бы в один из них обязательно поступишь.

Хорошо ли, плохо ли — школа выполняет свою задачу. Но если у тебя амбиции и ты хочешь поступить в элитный  вуз, к примеру, в МГИМО, то, как бы ни хотелось, здесь без напряга не получится. Причем напрягаться придется как самим выпускникам, так и их родителям. Во всём мире всё хорошее стоит дорого, в том числе и образование. К этому нужно привыкнуть, с этим нужно смириться.

…Впереди у наших выпускников – немало и других экзаменов. Поэтому уместно будет тут сказать: ни пуха вам, ни пера!

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Образование»

  • Без синдрома отличника 

    Я отдал школе 20 лет своей жизни, и её проблемы мне знакомы не понаслышке. Поэтому споры о том, нужен нам ЕГЭ или...

    28

    9:48  10.07.18

  • Стиль работы — пример для коллег 

    На днях Махачкалинский центр повышения квалификации вручил благодарственное письмо за подписью...

    9

    12:35  03.07.18

  • Творчество рождается в детстве 

    Когда родители приводят детей в школу искусств, они еще не знают, увлечет ли она их ребенка, хватит ли сил и...

    10

    12:34  03.07.18

  • В поддержку учителей 

    В Махачкалинском центре повышения квалификации состоялся республиканский профессиональный конкурс...

    7

    12:30  03.07.18

  • Будущее рождается в прошлом 

    В суматошные перестроечные дни немало полезного, бытовавшего раннее в жизни нашей страны, было скомкано, а то...

    8

    13:12  29.06.18

  • Что происходит в «Замках Броуди»? 

    То, что произошло с выпускницей одной из махачкалинских школ после неудачи на ЕГЭ по русскому языку, не...

    23

    1:38  27.06.18