Купить PDF-версию
06:09 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
08:02 29.11.2013

Дагестан возродит школьный учитель

В Дагестане 70 лет успешно функционирует и честно служит многонациональной общеобразовательной школе единственный в бывшем Советском Союзе и Российской Федерации научно-исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо-Годи, созданный в тяжелейшее для нашей страны время - в Великую Отечественную войну.

У истоков становления института находились известные ученые-организаторы народного образования: С.Омаров, Р.Магомедов, Х.Фаталиев, М.Меджидов и другие.

В 1969 году институту было присвоено имя видного организатора народного образования Алибека Тахо-Годи, а в 1991г. он был реорганизован в Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им.А.А.Тахо-Годи.

За годы существования институт активно разрабатывал актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения и создал четко налаженную систему этнокультурного образования со своей учебно-методической базой, которая реализуется в таких учебных дисциплинах, как родной язык и литература, история и география Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, ИЗО, музыка и др.

За последние пять лет сотрудниками института при активной поддержке ученых вузов и научных центров, методистов и опытных учителей республики разработано и издано на 12 языках народов Дагестана более 200 учебников и учебных пособий общим тиражом 1596898 экземпляров. Только в текущем году, выполняя поручение Президента РД Р.Абдулатипова, направлено в школы республики двенадцать наименований учебных пособий, до конца года школы республики получат еще более двадцати наименований на родных языках народов Дагестана.

Однако практика последних лет свидетельствует о том, что основы этнокультурного образования планомерно разрушаются. В свое время в Министерстве образования и науки РД распустили отдел национальных школ, ликвидирована специальность «Русский язык в национальной школе» на филологических факультетах. В Дагестане замену трех компонентов в содержании образования (федерального, национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения) восприняли как отказ от национально-регионального компонента вообще. Несколько лет назад незаконно были исключены из учебных планов дагестанская литература, культура и традиции народов Дагестана в старших классах, родные языки в первых классах и т.д. Все эти и другие ошибочные решения по нашему настоянию ныне отменены, национально-региональный компонент восстановлен. Статья 5 Закона РД «Об образовании» решением Верховного суда РД и Верховного суда России оставлена как не противоречащая законодательству РФ.

Однако сегодня новая угроза: на грани исчезновения находится сельская школа (более 89% общего количества школ республики — сельские, в России таких школ – 69%). Я имею в виду не только то, что сельские школы находятся в обветшалых, аварийных зданиях, не отвечающих требованиям СанПиНов и пожарной безопасности, что учебные площади в сельских школах в два раза ниже установленных нормативов и т.д. Речь идет о содержании образования сельской школы. Абсолютное большинство сельских мононациональных школ неоправданно перешло с родного на русский язык обучения. С 2011 года в связи с введением ЕГЭ в сельских школах в нарушение Закона РФ «Об образовании в РФ» о праве учителя на выбор учебника в административном порядке, под давлением директоров школ и начальников управлений образованием введены учебно-методические комплекты по русскому языку, предназначенные для школ с русским (родным) языком обучения, рассчитанные на русскоговорящих детей и на большее количество часов.

Сокращение количества часов по русскому языку в сельских школах, ориентация федеральных программ, учебников, ЕГЭ, вступительных экзаменов на нормы русскоязычных школ – не что иное, как дискриминация прав учащихся сельской школы с родным (нерусским) языком обучения.

В более трудном положении оказался учитель малокомплектной школы. Каждая четвертая школа в Дагестане малокомплектная, в которой учебно-воспитательный процесс связан с необходимостью проведения одним учителем занятий с учащимися двух (трех) классов одновременно в одном помещении. Однако существующая система подготовки и переподготовки педагогических кадров не учитывает специфики этой проблемы.

Вузы окончательно потеряли связь со школами, не перестроили свою работу в связи с происшедшими в образовании радикальными изменениями; нет должной преемственности в работе школ и вузов. Ни школа, ни вуз сегодня не несут ответственности за низкое (мягко сказано) качество знаний учащихся и студентов. К сожалению, многих устраивает существующее состояние образования, когда выпускники школы получают незаслуженные высокие баллы на ЕГЭ, поступают в вузы и умудряются получить диплом о высшем образовании. И как результат этого мы имеем мало специалистов, профессионалов своего дела. Следует срочно отменить установившуюся практику определения критериев оценки деятельности учителя и школы в зависимости от количества баллов на ЕГЭ.

Концепция модернизации образования выдвинула на первый план человеческий фактор – личность учителя, его роль в решении стоящих перед республикой, страной задач. И сегодня снова общество смотрит на учителя с надеждой, ибо в его руках судьба страны, судьба поколения, которое завтра примет на себя ответственность за страну.

Неслучайно школе, учителю посвящен один из десяти приоритетных проектов Президента РД «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»), который уже успешно реализуется нами по разделу «Языки народов Дагестана».

Почти в каждом своем выступлении глава республики Р.Абдулатипов справедливо призывает нас к эффективному использованию традиций, обычаев, истории, культуры наших народов в духовном и нравственном формировании подрастающего поколения.

Родной язык – это не просто средство общения, не рядовой учебный предмет в расписании, а особая форма национальной культуры, несущая информацию из глубины веков, важнейшее средство нравственного воспитания.

Знание родного языка способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований.

Признавая проблему обучения родному языку как одну из важнейших, мы не забываем, что многочисленные народы Дагестана, как и всей России, объединяет русский язык, которым каждый гражданин РФ должен владеть в совершенстве. Для нас, дагестанцев, русский язык, русский народ такие же коренные, как и остальные языки и народы.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

48
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

13
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...