Купить PDF-версию
14:36 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
00:00 19.08.2014

Детские сады: проблема очереди остаётся

Ситуацию с детсадами в нашей республике можно отнести к критической. Достаточно напомнить, что 54 тысячи детей стоят в очереди, чтобы устроиться в дошкольные образовательные учреждения. Прокомментировать, как меняется ситуация с дошкольными образовательными учреждениями в нашей республике, мы попросили министра образования, науки и молодежной политики РД Шахабаса Шахова.

— Шахабас Курамагомедович, думаю, не стоит лишний раз напоминать о том, что наша республика по демографическим показателям на одном из первых мест в стране. А вот дошкольных образовательных учреждений катастрофически не хватает. Вот недавно даже в программе А. Караулова «Момент истины» говорили об их дефиците. Известно, что и программа по строительству детских садов была провалена. Что делается в плане улучшения этой ситуации?

— Да, вы правы, в республике существует колоссальный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, особенно остро эта проблема стоит в Махачкале. В настоящее время в Дагестане функционируют 733 детсада, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Если говорить о конкретных цифрах, в очереди по заявлениям родителей на зачисление в дошкольные образовательные учреждения стоят более 60 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Это огромная цифра, и мы прекрасно понимаем, что перед правительством республики стоит сложная задача, которую мы планомерно решаем. Заключено Соглашение между МОН РФ и Правительством РД о предоставлении субсидии из федерального бюджета, а это более 2 млрд руб., за счет которых построено 22 детских сада на 3620 мест. Кроме того, с начала года за счет строительства введены 2 объекта на 300 мест и за счет реконструкции введено 375 мест. Общее количество мест, введенных в 2013 году, составляет 6461, в том числе 4295 мест — за счет строительства и реконструкции.

Все эти мероприятия финансируются из федерального и республиканского бюджетов в рамках проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования. Если говорить о контингенте учащихся, то в целом по республике он следующий: дошкольное образование в различных формах получают около 80 тыс. детей, из них в возрасте от 3 до 7 лет – около 70 тыс.

— Насколько успешно внедряются в дошкольных образовательных учреждениях развивающие программы, интеграционные формы обучения с точки зрения требований ФГОСов?

— Для введения ФГОСов дошкольного образования в республике необходимо создать нормативно-правовое, кадровое, финансово-экономическое обеспечение по ряду приоритетных направлений. На республиканском активе педагогов дошкольного образования обсуждены основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования. Определены механизмы и пути введения ФГОСов дошкольного образования республики, обозначены проблемные зоны, средства преодоления тех трудностей и рисков, которые могут возникать у участников образовательного процесса на разных уровнях и на разных этапах работы по введению стандарта.

До 2016 года будет проводиться переходная организационная и методическая работа по введению ФГОСов в практику дошкольного образования, все запланированные мероприятия закреплены планом МОН РФ. Разработаны и утверждены муниципальные планы (сетевые графики, «дорожные карты»).

Необходимо также отметить, что для обеспечения введения ФГОСов дошкольного образования на региональном уровне создан координационный совет, который призван обеспечить сопровождение введения ФГОСов по всем обозначенным направлениям.

— Льготы по оплате детского сада предоставляются только двум категориям населения — сиротам и детям-инвалидам. Многодетные в эту категорию не вошли. Как, с вашей точки зрения, это решение соотносится со спецификой нашей республики, где рождаемость — одна из самых высоких по стране?

— До вступления в силу нового Закона «Об образовании» размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, не мог превышать 10 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком. Такая льгота в настоящее время не преду­смотрена федеральным законодательством.

— Теперь об электронной очереди. Родители жалуются на препоны, на то, что очередь таинственным образом смещается на несколько позиций вниз. Мешают и льготники, которым нет числа. Что в этой ситуации делать?

– Несмотря на создаваемый ажиотаж вокруг электронной очереди, совершенно уверенно можно сказать, что «таинственным образом» очередь смещаться никуда не может. Все фиксируется электронной системой. Существуют объективные причины, по которым заявка может двигаться в очереди. В первую очередь причиной является то, что заведующими до сих пор не завершена полная актуализация сведений в базе. Очередь в системе выстраивается автоматически по дате подачи заявления с учетом наличия у заявителя льгот. Следует также отметить, что большое количество заявок, поданных в электронном виде, дублирует заявки, поданные заявителем ранее в детский сад в очной форме.

Теперь что касается льготников. Это категория граждан, которые в силу определенных жизненных обстоятельств имеют преимущества при получении тех или иных услуг, в том числе и при зачислении ребенка в детский сад. Льготники защищены законодательством, и говорить о том, что они «мешают», не совсем корректно. Другое дело, что в Дагестане количество льготников и в самом деле превышает средние показатели по другим регионам, что тем не менее не дает права ущемлять эту категорию граждан.

Что касается эффективной работы с электронной очередью в муниципальных образованиях, то необходимо отметить, что активнее ведут работу с системой в основном города. Наиболее успешный пример — город Дербент, где уже укомплектовано с учетом квотирования льгот несколько садов. Остальные территории завершают суммирование сведений в системе и подготовку групп к комплектованию. К сожалению, есть ряд районов, которые не проводят вообще никакой работы в этом направлении. И после анализа ситуации обобщенный отчет будет направлен руководству республики, что, скорее всего, повлечет принятие определенных мер. Ведь, как известно, этот вопрос у Главы республики Р.Абдулатипова находится на постоянном контроле.

— Частные детские сады — насколько они соответствуют современным требованиям? Ведь сегодня ДОУ — начальная ступень общего образования. И необходимо, чтобы там работали квалифицированные педагоги, а учреждение было лицензировано, под контролем министерства. А как на самом деле обстоят дела?

— Мы в своей работе прежде всего руководствуемся существующими нормативно-правовыми формами. Так вот, федеральным и республиканским законодательством не допускаются функционирование и финансирование частных образовательных организаций любой формы, в том числе и детских садов, не имеющих лицензий. Квалификация педагогов и соответствие их современным требованиям — основные критерии проверки частных детсадов. Так или иначе, этот контроль является межведомственным, и роль министерства – мониторинг организации образовательного процесса в соответствии с требованиями законодательства.

Отмечу существенный рост числа частных детсадов: ими охвачено более 1 тыс. детей. Добавлю, что постановлением Правительства РД отрегулированы вопросы финансового обеспечения получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в соответствии с установленными нормативами.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

13
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...