Купить PDF-версию
13:26 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
10:32 18.03.2011

Думать, действовать, достигать

Российская общественность активно обсуждает пути коренного реформирования высшего образования в нашей стране. При этом это не узковедомственная задача, но как отмечается в Концепции развития российского образования, модернизация образования – это и политическая общенациональная задача. Основная цель высшего профессионального образования неизменна – подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового и способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Высшее профессиональное образование Дагестана интегрировано в общероссийскую высшую школу больше, чем многие другие отрасли республики. В его составе ныне около 70 вузов и их филиалов, а также филиалов вузов других регионов. Из них 5 базовых вузов, располагающих уникальными научно-педагогическими школами и учебно-лабораторной базой. О реформах высшего образования наш корреспондент Тагират Гасанова беседует с председателем Совета ректоров вузов Дагестана, ректором Даггостехуниверситета, заслуженным деятелем науки РФ, профессором Т.А.Исмаиловым.

Модернизация образования

— Тагир Абдурашидович, реформирование системы образования, рассматриваемое Правительством РФ в рамках социальной политики, предусматривает глубокие структурно-функциональные преобразования отрасли. Оно предполагает увеличение финансовых ресурсов, организацию и проведение Единого государственного экзамена, формирование новой системы социальной защиты студентов и разработки принципов оптимального структурирования сети учебных заведений с обеспечением горизонтальной и вертикальной интеграции учреждений профессионального образования различных уровней. Это затрагивает все слои общества, что возлагает особую ответственность на процессы подготовки, обоснования и апробирования реформирования. Какие задачи становятся в связи с этим первоочередными?

— Основная задача общества и государства сегодня — это достижение высоких темпов социально-экономического развития страны и любые реформы, касающиеся какой бы то ни было отрасли, должны быть приоритетно подчинены решению этой основной задачи. При реформировании образовательной отрасли несомненна  необходимость учета специфики самой отрасли и особенностей страны и  региона, где проводится реформирование. Как  отмечалось в концепции модернизации российского образования  на период до 2010 года,   модернизация образования — это политическая и общенациональная задача,  она  не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.  Интересы общества и государства в области  образования  не всегда  совпадают  с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. 

– Каковы же эти особенности?

— Это и специфика отрасли с точки зрения результатов реформирования, ожидаемых в ближайшей и отдаленной перспективе; и социально-экономические, территориальные, политические, национальные и другие особенности региона и оценка их

влияния на реформы и влияние реформ на эти особенности; и государственное регулирование механизма количественного воздействия на процесс реформирования с последующим реформированием качественных основ отрасли с соблюдением при этом эволюционных принципов перехода на новые условия. Кроме того, это необходимость очертить экономические, социальные и иные контуры реформы, определяемые государством и направленные на решение основных задач, внутри которых  реализуется поиск оптимальных решений, воспринимаемых обществом и условиями рынка. Интенсивность воздействия на основные рычаги, которыми регулируется процесс реформирования, должна быть адекватной динамике изменений в обществе и в экономике, вызванной реформами.

Здесь уместно напомнить основную концепцию, провозглашенную в 80-90-х годах прошлого столетия китайскими реформаторами, о важности выбора сочетаний политического «торможения» и экономического «ускорения» процессов реформирования.

Высшее профессиональное образование при всем том, что оно предназначено для развития интеллектуального, социального и образовательного потенциалов, в первую очередь должно обеспечить подготовку профессионалов высшей квалификации более чем для конкретной деятельности в конкретных профессиональных областях. Основная цель  профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных  областях  деятельности,  способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,  готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования», было отмечено  в концепции модернизации Российского образования.

Расширение сети промышленных предприятий и развитие на этой основе сферы материального производства, которая будет способствовать созданию новых рабочих мест и последующему привлечению свободных трудовых ресурсов, является важной задачей для экономики республики, и ее решение в значительной мере нуждается в опережающей подготовке  квалифицированных инженерных кадров.

Объединение интересов

— Может ли реформирование высшего профессионального образования республики способствовать достижению темпов ускорения социально-экономического развития или выходу ее экономики из дотационной «зоны»? Или, наоборот, добавит остроты к существующим социально-экономическим проблемам республики?

— Этот вопрос для образовательной отрасли очень важен, и в первую очередь потому, что нельзя допустить снижение контингента обучающейся молодежи.

Для социально-экономического развития республики нужны не только финансы (дотационные или инвестиционные), но и специалисты, которые реализовали бы программы развития на всех этапах, начиная от технико-экономического обоснования, объединяя усилия профильных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, служб занятости и работодателей.

В качестве одного из мероприятий по реформированию системы образования могло бы быть  создание объединенных профессиональными интересами научных, учебных, производственных и других структур. Таких, как профильные университетские, учебно-научно-производственные  и учебно-научно-инновационные комплексы, а также технопарки, ассоциации и объединения, в основу которых должен быть заложен профессиональный принцип объединения.

Дифференциация вузов с точки зрения их профессиональной направленности и объединение их по научно-образовательным направлениям с целью эффективного использования их материально технического, информационно-библиотечного и кадрового потенциалов во многом улучшит качество подготовки специалистов и повысит эффективность расходуемых средств.

Такая система реализуется в Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ), создавшем университетский комплекс технического профиля. В состав комплекса на добровольной основе вошли 29 основных ведомств, производственных предприятий, научных центров и учебных заведений среднего и начального профессионального образования РД по направлениям, профильным для ДГТУ, часть которых является основными потребителями специалистов-выпускников университета.

Профильные университетские комплексы  вузов должны создаваться на основе добровольности и равноправия входящих в него ведомств, предприятий, организаций, учебных и научных учреждений и обеспечивать интеграцию образования — науки — производства.
 

Базовые условия

— Тагир Абдурашидович, начиная реформирование важно знать, какими базовыми условиями для этого мы располагаем?

— Вы правильно подметили, что реформирование высшего образования в первую очередь должно полагаться на базовые условия, то есть, что следует реформировать, для чего и как это осуществить. Иначе не исключен очередной негатив в обществе, которое уже приучено понимать под термином «реформа» либо всеобщее экономическое «наказание», либо расхищение народного достояния.

Высшее профессиональное образование Дагестана интегрировано в общероссийскую высшую школу более чем другие отрасли республики. В его составе в настоящее время около 70 вузов и филиалов вузов других регионов. Из них 5 вузов, являющихся базовыми, сформировали свою материальную базу, научно-технический и педагогический потенциалы за 50-80 лет. Это Дагестанский государственный технический университет, Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный педагогический университет,  Дагестанская государственная медицинская академия, Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия. Во многом кадровое благополучие этих вузов определено лучшими научными и научно-педагогическими центрами России и других стран СНГ. Они располагают уникальными научно-педагогическими школами и учебно-лабораторной базой. Остальные вузы и филиалы вузов, находящиеся в республике, появились за последние 10 – 15 лет и нашли свое пространство на рынке оказания образовательных услуг.

Общество весьма осторожно воспринимает наличие большого количества вузов и филиалов вузов, подразумевая под осторожностью качество подготовки специалистов. Скорее эти подозрения справедливы, хотя они могут касаться не всех вузов и филиалов. К сожалению, соблазн родителей устроить своего ребенка в вуз превалирует над подозрениями к качеству подготовки, что позволяет всем вузам найти потенциальных студентов.

В условиях демографического спада в целом по стране для Дагестана характерно демографически устойчивое развитие за последние десятилетия. В связи с чем сокращение контингента выпускников школ не прогнозируется, что требует расширения спектра востребованных  республикой и регионом специальностей и рациональную подпитку образования дополнительными ресурсами, поддержку инновационных проектов образовательных  учреждений.
     

Инновационный полигон республики

— Расскажите, пожалуйста, об одном из ведущих образовательных, научных и культурных центров Северного Кавказа – Дагестанском государственном техническом университете.  

— У нас обучается более 12 тысяч студентов и 420 аспирантов и докторантов, работают более 120 докторов наук и профессоров, около 700 кандидатов наук и доцентов. В вузе работают члены-корреспонденты РАН и РААСН, а также академики и члены-корреспонденты других российских и международных общественных академий. В составе университета три филиала, 15 факультетов, 64 кафедры, 3 научно-исследовательских института, оснащенные современным оборудованием научные лаборатории, библиотека, 16 специализированных центров, среди которых крупнейший в Северо-Кавказском федеральном округе Центр современных информационных технологий, Международный учебно-научный центр ДГТУ и компании Softline, являющейся официальным представителем корпорации Microsoft в России, Центр экспертизы и аудита в строительстве, открытый при непосредственном участии Правительства Республики Дагестан и отраслевого министерства, Научно-образовательный центр «Материаловедение и новые технологии полупроводниковых материалов», Научно-исследовательский инновационный центр коллективного пользования, оснащенный уникальным научным оборудованием, Учебно-научный центр «Современные электронные элементы и технологии», Центр качества строительства, Центр исследования сейсмостойкости и проектирования зданий и сооружений, Центр пищевых производств, Маркетинговый центр, Научный центр развития регионального туризма, Центр повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, Центр по связям  с производством и содействию трудоустройству выпускников, Центр экспертизы и аудита в строительстве и др.

Университет лицензирован по 59 специальностям, 65 программам магистратуры и 31 направлению бакалавриата, тем самым охватив практически все отрасли экономики республики.  Подготовка кадров высшей квалификации ведется по 46 научным специальностям аспирантуры и докторантуры. На базе университета функционирует 10 специализированных диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в том числе 4 объединенных региональных.

В вузе широко используются современные инновационные образовательные технологии. В организацию учебного процесса внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества подготовки специалистов, которая включает в себя подсистемы: мониторинг учебно-научно-воспитательного процесса, автоматизированный сбор и обработку результатов мониторинга с использованием современного программно-вычислительного комплекса «АСУ-ВУЗ», оперативное принятие корректирующих решений, их реализация и контроль выполнения. В учебном и научном процессах широко используются компьютерные технологии и Интернет-ресурсы, чему способствует созданная и постоянно обновляемая университетская корпоративная сеть, в составе которой более 1800 современных компьютеров и единиц специализированной техники, имеющих выход в глобальную сеть Интернет.

Университет неоднократно посещали представители органов государственной власти России и Дагестана, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Высокую оценку его деятельности дали вице-премьер Правительства России Д.Н. Козак и министр образования и науки России А.А. Фурсенко. Д.Н. Козак после знакомства с вузом, в том числе Центром современных информационных технологий, высказался, что масштабы пользования студентами и аспирантами информационно-образовательными услугами не сопоставимы с теми, которые ему приходилось видеть раньше, а А.А. Фурсенко отметил: «ДГТУ – один из ведущих вузов Российской Федерации и у него большое будущее». На презентации запуска Супер-Компьютера университета Президент Республики Дагестан М.М.Магомедов сказал: «Дагестанский государственный технический университет является инновационным полигоном республики».

В университете проводится большая работа по мониторингу и прогнозированию развития сферы материального производства и наукоемких технологий. Основная цель этих мероприятий выявить потребности ведомств, предприятий и организаций с учетом их расширения и развития с целью опережающей подготовки специалистов по направлениям, перспективным для республики. Результатом этой деятельности явилось получение лицензий по новым и новейшим   для республики направлениям и специальностям высшего профессионального и послевузовского образования и соглашения на подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ДГТУ с ведущими вузами и НИИ Москвы, Санкт-Петербурга  и других центральных городов России. Университет готовит специалистов по таким перспективным для республики направлениям и специальностям, как: микросистемная техника; средства связи с подвижными объектами; электроэнергетические системы и сети; защита в чрезвычайных ситуациях; мелиорация, рекультивация и охрана земель; нефтегазовое дело; биотехнические и медицинские аппараты и системы; технология бродильных производств и виноделие; судебная экспертиза; инноватика; технология хлебопродуктов, кондитерских и макаронных изделий; автомобильные дороги и аэродромы; гидротехническое строительство; водоснабжение и водоотведение; управление и информатика в технических системах; вычислительные машины, комплексы, системы и сети; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; бытовые машины и приборы; радиотехника; сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры; экспертиза и управление недвижимостью; технология консервов и пищеконцентратов; технология продуктов общественного питания; конструирование швейных изделий; технология швейных изделий; технология кожи и меха; прикладная информатика; организация и безопасность движения и другие.
 

Качество образования

— По каким основным принципам формируется качество высшего профессионального образования?

— Уровень образованности общества, рост количества студенческой молодежи – вот показатели, к которым следует стремиться. Они должны служить социально-экономическому, духовно-нравственному и политическому оздоровлению общества.   Культурная миссия университета и его роль как носителя и хранителя ценностей общества, обеспечивающая консолидацию национальной культуры и интеллектуального потенциала, известна обществу. Поэтому роль университетов, как формирующих интеллектуальную, образовательную и социальную элиту общества, была приоритетной и декларировалась во второй половине прошлого столетия.

В сегодняшних реалиях университеты могут только создать условия для формирования или развития  интеллектуального потенциала, а  его становление и дальнейшее развитие в большей степени определяются потребностями и ценностями самого общества. Эти обстоятельства в обществе с формирующимся рынком и развивающимися информационными технологиями вполне логично и оправданно воспринимаются условиями формирующихся рыночных отношений. Однако в нынешних условиях страна должна разрешить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет  экономии на общеобразовательной и профессиональной школах,  а на основе их опережающего развития,  рассматривая эти вложения как финансирование в будущее,  в котором участвуют: государство, общество, предприятия, организации,  граждане и все заинтересованные в качественном образовании.

В качестве  основного фактора обновления профессионального образования должны выступить запросы развития экономики и социальной  сферы, науки,  техники,  технологий, федерального и региональных рынков труда,  а также перспективные потребности их развития.  Должна быть создана  система  постоянного  мониторинга  текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах  различной  квалификации,  в  том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования. Результаты прогнозирования  потребностей  рынка труда,  а  также  рейтинги учреждений профессионального образования должны быть прозрачны для населения и всех потребителей.

Инновационная деятельность играет весьма существенную роль в обеспечении прорывов в различных сферах производственной деятельности, особенно если эта деятельность связана с наукоемкими технологиями. Мировая практика свидетельствует о том,  что центром формирования и развития инновационной деятельности являются  вузы и НИИ. В ДГТУ создан Инновационно–инвестиционный центр. Уже в течение первого года своей деятельности в Инновационно–инвестиционном центре был собран пакет «пилотных» инновационных проектов, предложенных учеными вуза для реализации. Пакет включает перечень из 27 проектов, содержащих краткую характеристику разработок, возможных потребителей, оценку ожидаемых результатов, в том числе основные экономические показатели. Ряд проектов на данный момент уже реализуется сотрудниками вуза по заказу заинтересованных организаций. С 2004 г. сотрудники университета принимают участие в общероссийской программе  «Старт», проводимой государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Необходимым условием реализации основных принципов государственной политики в области образования является его непрерывность. Оно должно включать довузовское, вузовское и послевузовское образование. На первый план в деятельности университетов выдвигаются проблемы обеспечения реального сектора экономики  качественными специалистами всех уровней образования. Особенно остро это ощущается в системе начального профессионального образования. Для развития экономики в первую очередь необходимо поднять отрасли материального производства, что немыслимо без квалифицированных рабочих кадров, особенно если возрождение производственной сферы происходит путем  внедрения зарубежных и  отечественных новых технологий и техники.

Принцип реформирования ВПО должен обеспечить интеграцию университета с другими образовательными учреждениями довузовской подготовки, с основными потребителями кадров начального и среднего профессионального образования, в результате которой  должна формироваться не только разветвленная система  целевой подготовки, но и система мониторинга и прогноза рынка труда по профессиональным направлениям. Опережающее развитие начального и среднего профессионального образования с целью  обеспечения производства высококвалифицированными работниками начального и среднего звеньев.

Для достижения  качества профессионального образования следует  устранить неоправданный монополизм,  дублирование в подготовке кадров, оптимизировать перечень  профессий,  по которым осуществляется подготовка специалистов; провести структурную и  институциональную перестройку профессионального образования,  оптимизацию сети его учреждений по различным моделям  интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования. 
Профильные университетские комплексы должны инициировать создание  эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки,  формирование у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора  работы, в том числе и к открытию собственного дела.
Система профессионального образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно  возрастающий  общественный  образовательный  спрос,  на  конкретные интересы семей, местных сообществ,  предприятий.  Ориентация на реальные потребности  конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и  материально-технических ресурсов.

Количественный рост объемов подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования сопровождается снижением доступности качественного образования, в связи с чем необходимы меры, направленные на более жесткий контроль результатов обучения, особенно в филиалах вузов. Необходима интеграция ресурсных возможностей профильных вузов и наличие среди них  признанных центров качества высшего образования, способных поднять планку требований к качеству подготовки на мировой уровень.  Центральную роль в этом следует отвести университетским комплексам.

Необходимо выработать эффективные механизмы участия работодателей в определении задач и оценке результатов деятельности образовательных учреждений всех уровней, и как следствие — мотивация к софинансированию  профессионального образования. Государственные образовательные стандарты ВПО должны быть гибкими в плане отражения потребностей работодателя, что с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, надеемся, в определенной мере удастся решить.

В последние годы существенно меняются функции вузов в социально-экономическом развитии и духовной жизни республики. Для обеспечения необходимой в рыночных условиях гибкости республиканским вузам необходимо перейти к многоуровневой структуре подготовки специалистов, существенно расширяющей их маневренность и обеспечивающей многообразие вариантов подготовки специалистов. Эта система обеспечивает выбор уровня образования каждому обучающемуся в соответствии со своими возможностями, требованиями работодателя и интересами общества, чтобы при желании или необходимости он мог без больших издержек сменить профиль образования. Завершенный характер каждого уровня образования, близость цели учебы и необходимость аттестации при поступлении на следующий уровень создают дополнительную мотивацию деятельности студента.
 

Ориентир на перспективу

— Решение каких задач предполагает система профильных университетских комплексов?

— В области образования такими задачами могут быть: разработка концепции и программы развития системы профильного профессионального образования; мониторинг и анализ состояния и прогнозирования потребностей в специалистах и перспективах развития профильных НПО, СПО и ВПО с учетом региональных интересов и особенностей развития  экономики республики; развитие   инфраструктуры,   повышение жизненного уровня и социальной защищенности научных и научно-педагогических коллективов университетских комплексов; развитие современных информационных систем и ликвидация дублирования в подготовке специалистов.

А в области науки и технологий это координация деятельности по профильным научным направлениям  в  решении  важнейших  научных  и  научно-технических  проблем народного хозяйства, в том числе республики; комплексное   изучение проблем республики по профильным научным и научно-техническим  направлениям; координация работы вузов, НИИ и предприятий в развитии инновационной деятельности по профильным научно-практическим направлениям; определение практических мер по развитию и внедрению на предприятиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, в том числе информационное содействие распространению новых передовых технологий.

— Понятно, что приоритеты развития профессионального образования должны быть в первую очередь ориентированы на перспективу экономического развития…

— Более того, перспектива развития образования есть не что иное, как часть программы социально-экономического развития республики, региона или страны. Развитие профессионального образования по приоритетным направлениям как в части содержания образования, так и по структуре образовательных учреждений и по номенклатуре реализуемых специальностей,  должно осуществляться темпами, опережающими развитие отраслей экономики. К сожалению, содержание программ подготовки инженеров, стало быть и качество инженерного образования,   не всегда соответствуют современным требованиям, предъявляемым конкретными работодателями к высококвалифицированным кадрам. Поэтому в инженерном образовании следует определить приоритеты, причем в этих приоритетах могут быть отражены региональные, отраслевые и другие особенности взаимодействия вузов с работодателями.

— Какие из них характерны не только для нашего региона?

— Я бы отметил приоритеты по стратегическим целям развития профессионального образования. Университеты должны стать центрами науки, культуры и образования. Следует совершенствовать и развивать систему обеспечения взаимосвязи университетов со всеми государственными и общественными структурами; усиление связи вузовской науки с  производством, расширение масштабов научных исследований в вузах, развитие прикладных научных  исследований по заказам предприятий; увеличение финансовых, материальных и интеллектуальных вложений в систему профессионального  образования; расширение межвузовского и международного сотрудничества в области начального, среднего и высшего  профессионального образования.

Приоритеты же по структуре профессиональной подготовки включают в себя создание и развитие системы профильных университетских комплексов, которыми следует охватить профильные начальное, среднее, высшее и послевузовское уровни профессионального образования, тем самым обеспечив наиболее благоприятные условия для реализации системного многоуровневого  непрерывного профессионального образования. Кроме того, развитие  начального профессионального образования на принципиально новой основе, по новым востребованным профессиям.

Подготовка профессиональных кадров должна быть ориентирована для последующей их  деятельности в условиях  современных высокотехнологичных производств; существенное увеличение подготовки кадров с начальным профессиональным образованием и профессиональной подготовкой; создание материально-технической базы. Материально-техническая база образовательных  учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования должна быть оснащена новейшим оборудованием, и их  обновление и модернизация должны опережать оснащение производственных предприятий (по опыту многих развитых зарубежных стран); увеличение численности подготовки специалистов по новым направлениям развития отраслей народного хозяйства, по новым технологиям, особенно по новым направлениям в области управления, информатики, информационно-компьютерным технологиям, биотехнологии, робототехники и другим наукоемким отраслям производства.

К приоритетам по качеству подготовки кадров относятся: создание системы, при которой выпускники образовательных учреждений с высоким уровнем качества знаний были больше востребованы и имели лучшие условия работы, оплаты труда и жизнеобеспечения. Создание дифференциации государственной и общественной оценки качественного уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений.  Обеспечение востребованности талантливой молодежи с высоким уровнем знаний. Переход к новаторскому профессиональному образованию, обеспечение его всемерной модернизации и сбалансированности (адекватность, многообразие, гибкость, мобильность, экономичность, новое содержание с учетом потребностей реального сектора экономики); значительное повышение роли педагога, профессора. Труд преподавателя, профессора государством и обществом должен быть достойно оценен; внедрение новых педагогических технологий, основанных на концепциях и принципах системного моделирования, инновационных методах обучения; совершенствование системы оценок деятельности образовательных учреждений, качества подготовки специалистов и условий организации образовательной деятельности, особенно в многочисленных филиалах вузов.

Назову приоритеты по интеграции реального сектора экономики, образования и науки. Это системный мониторинг рынка труда и оценки потребностей предприятий с учетом реальной перспективы их развития. Исключение дублирования подготовки специалистов в образовательных учреждениях за счет государственных средств и обеспечение баланса  подготовки специалистов и потребностей  рынка труда с учетом перспективы; совместно с производственными и научными предприятиями  проектирование новых совместных учебно-научно-производственных структур  (отделы, филиалы, малые предприятия, опытные производства и др.).

 Ну и наконец приоритеты в сфере усиления влияния образования, культуры и науки на общество. Это усиление роли и влияния университетов на социальную сферу общества, на изменение принципов организации производств и на общественные связи. Развитие международных связей с участием вузов, в том числе через научное сотрудничество, студенческий обмен и стажировку профессорско-преподавательского состава в стране и за рубежом.
    

Основа экономической устойчивости вуза

— Сегодня мы говорим о достижении высокого качества экономического роста…

— Это требует формирования современной инновационной, образовательной, научной и технологической инфраструктуры, обеспечивающей расширенное воспроизводство интеллектуального капитала, генерацию новых знаний и новшеств, преобразование в новые продукты, услуги и технологии.

Стратегия индустриально-инновационного развития республики в этой части требует формирования вузов нового поколения, исследовательских университетов как центров накопления и максимально эффективного использования образовательного, научного и внедренческого потенциалов, готовых содействовать прорывному развитию базовых отраслей экономики.

Понимая данную проблему, коллектив университета ставит перед собой именно такие задачи, направленные на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для отраслей экономики, особенно по техническим специальностям, на повышение квалификации кадров, на профессиональную переподготовку кадров и на дополнительное профессиональное обучение студентов.

Университет осуществляет международную деятельность в сотрудничестве с нашими и зарубежными вузами и организациями в соответствии с договорами о научно-техническом, образовательном и культурном сотрудничестве. Совместно с компанией ANALOG DEVICES INC (США), одной из ведущих мировых компаний в области производства электронных компонентов и технологий обработки сигналов был создан учебно-исследовательский центр “Современные электронные элементы и технологии”, в котором проводится подготовка специалистов в области электроники, микропроцессорной техники и цифровой обработки сигналов.

Университет участвует в международном проекте “Поддержка участия России в Европейских научно-исследовательских программах” (RUSERA), в Европейском проекте TACIS TEMPUS. Мы являемся организаторами и участниками ряда международных семинаров: российско-японский семинар “Перспективные технологии и оборудование для материаловедения, микро — и наноэлектроники”, “Образовательные услуги российских вузов, перспективы двустороннего сотрудничества” (Малайзия); конференций -“Инженерные проблемы развития больших городов” (AFES, Франция), российско-германская конференция “Средний бизнес: новые перспективы торгового и экономического сотрудничества”; выставок в г. Ганновер (Германия), г. Пловдив (Болгария), г. Измир (Турция), в г. Куала-Лумпур (Малайзия); конгрессов (МАПРЯЛ); информационных сессий (по программам сотрудничества с Великобританией под эгидой Британского совета); информационных дней по европейским программам научно-технического сотрудничества (программы INCO и FP6).

Выпускники университета востребованы на рынке труда (трудообустраиваются 70-100 % выпускников не только в республике, но и за ее пределами), они подготовлены исходя из потребностей отраслей экономики региона, приобщены к исследовательской деятельности. Среди выпускников университета члены Совета Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы РФ, члены Президентского совета республики, Народного Собрания РД, председатели городских собраний, главы администраций городов и районов, руководители министерств, научных учреждений и промышленных предприятий как Дагестана, так и других регионов РФ.

В университете имеется научно-техническая библиотека, фонд которой составляет свыше 1 млн. экземпляров литературы. Иногородние студенты размещаются в общежитиях со всеми удобствами. На территории студенческого городка расположены спортивные залы, стадионы, студенческий клуб, столовые, профилакторий. На берегу Каспийского моря в 30 км от университета функционирует лечебно-оздоровительный комплекс.

Все эти конкурентные преимущества позволяют университету не только удержаться на плаву, но и быть лидером в подготовке кадров в республике, на Северном Кавказе и занимать определенные позиции в подготовке кадров в Российской Федерации.
Сложившаяся к настоящему времени система формирования и сохранения кадрового потенциала в производственном секторе экономики региона явно недостаточна для его крупномасштабного развития. Необходима реализация условий, которые способны изменить ситуацию на рынке трудовых ресурсов и обеспечить наполнение производственных отраслей экономики квалифицированными кадрами. Подготовка кадров должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий. Мы сегодня располагаем необходимым потенциалом, позволяющим обеспечить решение многих задач.

— В чем стратегическая цель всей инновационной, образовательной и научной деятельности вуза?

— В обеспечении устойчивого развития системы высшего профессионального образования на основе сохранения существующего и воспроизводства нового интеллектуального потенциала вуза за счет привлечения и эффективного использования бюджетного и внебюджетного источников финансирования. В создании качественных и доступных образовательных услуг, наукоемких продуктов и технологий, востребованных рынком. В активном участии в формировании рынков образовательных услуг и продуктов, наукоемких разработок и технологий в территориальном и отраслевом сегментах. В привлечении ресурсного и инженерного потенциала потребителей образовательных услуг и продуктов в инновационно-интеграционный процесс системы  «образование – наука – производство». Отмечу, что в реализации указанной цели мы добиваемся определенных результатов.
 

Интеграция науки и производства

— Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии вуза с работодателями.
— В учебно-научный процесс подготовки специалистов в университете привлекаются специалисты и руководители производственных сфер и отраслей народного хозяйства республики, являющиеся основными работодателями для выпускников. Они привлекаются не только как преподаватели, но и как руководители структурных подразделений, которые имеют возможность существенно влиять на развитие учебно-научного процесса, в том числе объединяя потенциалы кафедр и предприятий или отраслей.

Интеграции образования, науки и производства в значительной мере способствует создание в университете факультета повышения квалификации и переподготовки кадров. Руководящие работники и специалисты отраслей народного хозяйства, привлекаемые к повышению квалификации, представляют свои производственные проблемы, которые в последующем, как правило, перерастают в научно-производственные финансируемые взаимоотношения.

В современных условиях рынка труда предприятия – партнеры готовы создавать с вузами совместные структуры, способствующие объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциалов для повышения качества подготовки специалистов и повышения эффективности производства. В частности, возрождается потребность в кафедрах на базовых предприятиях, меняется их функциональная, нормативно-правовая и экономическая модели. Для реализации этой модели взаимодействия университета с производственной сферой на заводах, в НИИ и на предприятиях открыты «учебно-научные лаборатории» кафедр университета. Это позволяет  организовать учебный процесс студентов при непосредственном их участии в производстве, а также вести научно-исследовательскую работу по заявкам и интересам предприятий.
Целенаправленная работа университета совместно с представителями органов местного самоуправления и работодателями, консультации по вопросам организации трудоустройства выпускников, по своевременному формированию согласованного объема и профилей подготовки кадров на очередной учебный год позволяет оптимизировать  контингент студентов по направлениям и специальностям не только с учетом текущего запроса, но и перспективных потребностей рынка труда республики в кадрах.

В университете с 2003 года функционирует Центр по связям с производством и содействия трудоустройству выпускников (Центр). Он принимает активное участие в работе семинаров, совещаний, конференций по проблемам трудоустройства выпускников вузов. Университет участвовал в работе X межрегионального семинара «Профориентация и содействие в трудоустройстве студентов и выпускников вузов» (МГУ им. М.В.Ломоносова, март 2009 г.) и всероссийских совещаний «Формирование государственного оборонного заказа на подготовку кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса» (г. Рязань, февраль 2009 г., г. Н. Новгород, 24-25 марта 2010 г.).

В 2008 году Центр первым в ЮФО получил сертификат за официального регионального представителя Центра тестирования и развития МГУ им. М.В.Ломоносова на право проведения тестирования по программе «Дистанционные технологии; профориентация и содействие в трудоустройстве студентов и выпускников вузов». Для студентов и выпускников предоставлен Интернет-доступ для заполнения баз данных. В помощь студенту подготовлены рекомендации по работе с информационной системой. При тестировании используется компьютеризированный тестовый комплекс «Профкарьера», который комплексно диагностирует способности и личностные качества студента. В Центре и на выпускающих кафедрах студенты могут получать сведения о предприятии, адреса, контактные телефоны предприятий, а также получить информацию по вопросам трудового законодательства.

При организации работы Центр основное внимание уделяет укреплению и расширению связей с промышленными предприятиями, организациями. Оказывает помощь студентам во временном трудоустройстве. Много внимания уделяется: координации работы факультетов и выпускающих кафедр по их взаимодействию с руководителями предприятий, организаций и представителями работодателей; поддержке   базы данных вакансий и резюме, т.е. информационной системы трудоустройства молодых специалистов; предоставлению информации о спросе и предложении на рынке труда; организации профориентационной работы, практик, стажировок и обеспечению временной занятости молодежи; организации ярмарок вакансий, презентаций профессий, проведению анкетирования потенциальных работодателей; заключению договоров с работодателями; проведению статистического анализа трудоустройства молодых специалистов; проведению анализа ситуации на рынке труда и образовательных услуг региона, прогнозированию развития ситуации; определению специфики учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг, стратегических ориентиров подготовки молодых специалистов; взаимодействию с органами власти, общественными организациями по вопросам содействия занятости и трудоустройству молодежи; разработке   и   организации   долгосрочных   программ   содействия занятости и трудоустройству молодежи.

ДГТУ рассматривает процесс обеспечения востребованности и  трудоустройства выпускников как многоступенчатый, включающий поиск и активизацию контактов с профильными компаниями, удовлетворение заявок работодателей, обратившихся в университет за помощью в подборе специалистов, помощь студентам в прохождении производственной и преддипломной практики, а также поддерживает контакты с бывшими выпускниками с целью дальнейшего сотрудничества.

Постоянная связь с работодателями в значительной мере упрощает решение задачи трудоустройства выпускников. Многие организации в период защиты дипломных проектов присылают своих представителей для приглашения студентов на работу. Работа университета с организациями, присылающими заявки на специалистов, часть которых он не в состоянии удовлетворить в связи с отсутствием интереса со стороны студентов, позволяет подтвердить вывод о некотором превышении спроса над предложением.

Ценную информацию о качестве подготовки специалистов дают отзывы фирм и организаций, на базе которых выполнялись дипломные работы и проекты. Они представляют в университет и на выпускающую кафедру соответствующие отзывы.

В целом компании, организации и предприятия, где работают выпускники, дают достаточно высокую оценку уровню подготовки специалистов, отмечая профессиональную компетентность, широкую эрудицию, глубокие специальные знания выпускников. Претензий от работодателей на качество подготовки специалистов не поступало. Выпускники успешно проходят адаптацию на предприятиях и становятся полноценными специалистами и руководителями.

Последние годы из общего выпуска специалистов по бюджетной форме обучения нетрудоустроенными остаются в пределах 5-7% выпускников, 10-13% продолжают обучение в аспирантуре и магистратуре, 12-14% выпускников проходят службу в рядах Российской армии.
По информации, получаемой нами по различным источникам, многие наши выпускники успешно работают и в других республиках, достойно представляя университет.

При проведении анкетирования выпускников 2009 года были получены следующие данные: 38 % — получили повышение на прежнем месте работы; 26 % — сменили место работы без повышения; 36 % — сменили место работы с повышением.

Центр проводит постоянный мониторинг рынка труда. Ежемесячно направляет запрос о численности выпускников университета, состоящих на учете в качестве безработных в Центрах занятости населения РД. По данным Центра занятости населения г. Махачкалы, за 2009-2010 год на регистрацию не стал ни один выпускник университета. Количество заявок от работодателей с каждым годом растет.
Мы рассматриваем учебно-производственные практики как одну из форм взаимодействия университета с работодателями. Большое внимание уделяем подбору баз для прохождения практики. Университет заключил договоры по всем специальностям на срок до 2015 года с более чем 400-ми предприятиями и организациями республики. В договорах оговариваются и вопросы дальнейшего трудоустройства. Такая двойная процедура «практика-трудоустройство» позволяет эффективно и надёжно подойти к проблеме трудоустройства выпускников университета.

Помощь в поиске временной работы на период каникул — одна из сторон деятельности университета. Для информирования студентов о рынке вакансий в университете применяется база данных о наличии вакантных рабочих мест по предприятиям республики. Информация обновляется периодически по мере получения заявок работодателей. Информация об имеющихся заявках на вакантные места регулярно публикуется на страницах внутривузовской газеты «За инженерные кадры». Это позволяет осуществлять подбор специалистов по отдельным заявкам работодателей при необходимости поиска молодых специалистов, которые по своим профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы максимально соответствуют требованиям к вакантным позициям в организации. Улучшению работы подбора и распределения специалистов способствуют постоянно проводимые встречи с руководством предприятий, а также организация и проведение студенческих (строительных) профильных отрядов в летний период. Текущая работа университета строится на основе взаимодействия с управленческими структурами предприятий, являющихся потенциальными потребителями выпускников ДГТУ. Участие работодателей планируется и при выполнении научно-исследовательской работы студентов.

С целью выявления потребностей рынка труда в специалистах с высшим образованием и содействия в трудоустройстве выпускников в университете ежегодно проводятся ярмарки выпускников. На ярмарке выпускников, которая проводилась 15 апреля 2010 г., приняли участие более 180 представителей министерств и ведомств, частных и государственных предприятий и организаций, региональных органов власти, а также частные лица, проявившие интерес к рассматриваемой проблеме. По результатам «Ярмарка выпускников — 2010» более 260 выпускников получили приглашения на работу и были трудоустроены. Со многими предприятиями-участниками ярмарки достигнуто соглашение о прохождении производственных и преддипломных практик и последующего трудоустройства. На ярмарке выпускников 2010 года работодателям были предложены анкетные данные выпускников текущего года. По анкетному опросу работодателей такая форма работы имеет перспективу и позволит обеспечить более тесное сотрудничество с университетом.
 

…И бизнес-инкубатор

— Насколько я знаю, в соответствии с Федеральным законом № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», высшее учебное заведение может являться учредителем хозяйственного общества, занимающегося вопросами внедрения в производство наукоемких разработок…

— Этот законодательный акт, на мой взгляд, имеет большое положительное значение для развития технических высших учебных заведений. Появляется реальная возможность коммерциализации интеллектуального потенциала вузов и внедрения  результатов научно-исследовательской работы.

Здесь следует отметить, что наш университет уже имеет определенный опыт в такой работе. В бизнес-инкубаторе университета функционируют 10 малых предприятий, занимающихся разработкой наукоемкой продукции. Они созданы в рамках программы «СТАРТ», проводимой Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Сфера деятельности предприятий достаточно обширна: разработка приборов для проведения физиотерапевтических процедур, кардиографа, термостатов, фиксирующего индикатора направления короткого замыкания, адаптивной системы защиты автокранов с управлением приводами, подложек интегральных микросхем и др.

Для эффективного функционирования бизнес-инкубатора разработана рассчитанная на 3-4 года схема прохождения малого предприятия через бизнес-инкубатор, которая предусматривает системный четырехэтапный процесс прохождения.

В университете уделяется значительное внимание выполнению научных исследований по широкому спектру направлений. Среди них наиболее развиты радиоэлектроника, микроэлектроника, холодильная техника,  теплофизика, термоэлектрическое приборостроение, строительство и архитектура, информатика, управление и компьютерные технологии, машиностроение, пищевые технологии, биомедицина, легкая индустрия, гидротехника, геология, нефтегазовое дело, экология, управление качеством, экономика и менеджмент, гуманитарные и общественные науки.

За последние годы своей деятельности университету удалось не только сохранить положительную тенденцию роста объемов НИОКР, финансируемых из различных источников, но и добиться их существенного увеличения, в том числе за счет внебюджетных средств. Основными потребителями научно-технической продукции университета являются производственные предприятия, организации и предприятия агропромышленного, энергетического комплексов, строительной сферы, организации, занимающиеся вопросами разработки электронной техники, и др.

Ученые университета выполняли и выполняют научные исследования по целому ряду российских государственных научно-технических программ: «Высшая школа как государственный ресурс научно-технического развития регионов», «Электроника», «Машины и аппараты будущего», «Конверсия», «Трансфертные технологии и комплексы», «Реактив», «Федерально-региональная политика в науке и образовании», «Инновационная деятельность высшей школы», «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы», «Сейсмобезопасность территории России» 2002-2010 гг., «Развитие научного потенциала высшей школы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Ряд ученых вуза выполняют работу по грантам Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского фонда фундаментальных исследований, грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, активная работа ведется в рамках хоздоговорных тематик. С 2005 г. сотрудники университета успешно участвуют в программах «СТАРТ» и «У.М.Н.И.К», проводимых Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. 

Студенты и аспиранты активно участвуют в конкурсах, выставках, конференциях, семинарах, симпозиумах международного, всероссийского и регионального уровня, большое внимание уделяется изобретательской деятельности (только в 2010 г. вузом получено более 550 патентов на изобретения, что является одним из высоких показателей по России), изданию монографий и научных статей. Студенты университета регулярно занимают призовые места на студенческих олимпиадах, конкурсах дипломных, курсовых и научно-исследовательских работ. Примером успешной работы вуза в данном направлении является участие университета во Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства России в 2010 г., проводимой Международным Союзом экономистов и финансистов,  проходившей в г. Москве, в которой победителями и лауреатами в различных номинациях стали более 200 преподавателей, аспирантов, студентов и сотрудников университета. Дагестанский государственный технический университет занял 1 место в номинациях «За лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов», «За лучшую организацию и активное участие в Олимпиаде» и признан лучшим университетом России, благодаря чему Республика Дагестан заняла 2 место среди 83 регионов Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана и Украины. Ассистент-аспирант университета в 2010 году завоевала первое место в номинации «Лучшая инновационная идея» и получила Зворыкинскую премию, которую вручил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в Сколково. 

Другим ярким примером признания достижений технического университета является его вхождение в 2004, 2005 и 2009 годах в сотню лучших вузов России в рамках конкурса «Золотая медаль. Европейское качество», проводимого Независимым общественным советом Международной академии качества и  маркетинга при поддержке Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации, Российского Союза ректоров вузов России.

В 2010 г. Дагестанский государственный технический университет получил золотую медаль в номинации «Наука. Инновации. Научные разработки» и Диплом лауреата конкурса «Сто лучших организаций России в области науки и образования».
 

Воспитание будущих инженеров

— Неотъемлемая часть обучения – это воспитание…

— Как органическая часть образовательной системы воспитание создает условия для развития личности, ее жизненного становления и самоутверждения. Такой подход рассматривает воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, ее наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими в полном спектре реализовать внутренний потенциал каждой личности.

На эти цели в университете ориентирована вся совокупность внеучебной жизнедеятельности, а также сфера учебно-воспитательного процесса. Воспитание в университете осуществляется на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов по ходу реализации образовательных программ и целенаправленного воспитания во внеучебное время.

Мы считаем, что в XXI веке духовное богатство личности должно стать определяющей ценностью в обществе, и поэтому в качестве основного направления процесса становления специалиста в университете должно стать социально-культурное. Личность, не владеющая духовной культурой, не способна полноценно самореализоваться в обществе.

Отмечая роль образовательной среды в воспитании личности, мы учитываем, что в начале XXI века решающим для России должен стать уровень социализации, образованности, воспитанности новой российской интеллигенции. Успех воспитательного процесса обусловлен степенью социальной зрелости студента, уровнем сформированности его социального характера. Поэтому университет должен стать школой социальной зрелости будущего специалиста, школой закалки его социально-профессионального характера.
С этой целью в университете осуществляется комплекс мероприятий. Внедрены и созданы структуры и системы студенческого самоуправления.

В университете на постоянной основе функционирует Комитет по делам молодежи, который ведет большую работу среди студентов. Основная его задача — повысить активность участия студентов во всех направлениях деятельности: в учебной и научной, в олимпиадах, в конкурсах, в спорте, в художественной самодеятельности и др., а также охватить этими мероприятиями больше студентов.

Другой важный аспект воспитательной деятельности – это формирование таких важных качеств у студенческой молодежи, как любовь к Родине, привитие ценностей гражданского общества и правового государства. В университете и в этом направлении проводится системная работа.
В деятельности университета значительное место занимает социальная работа. В университете создана и функционирует эффективная система социальной поддержки преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов. Университет обладает хорошей спортивной базой, успешно функционирует санаторий-профилакторий. Только за 2010 год в санатории-профилактории поправляли свое здоровье более 700 студентов. Университет располагает собственным спортивно-оздоровительным лагерем «Политехник», расположенном на берегу Каспийского моря, в котором каждый год поправляют свое здоровье около 600 преподавателей и студентов.

В общежитиях проводится большая воспитательная работа, активно работают студенческие советы общежитий. На Всероссийском конкурсе на лучшее студенческое общежитие (студенческий городок) университет стал победителем в номинации «Лучшая организация спортивно-оздоровительной работы в общежитии (студгородке)». Университету был вручен диплом лауреата и сертификат на один миллион рублей.

Большое внимание уделяется благоустройству территории. Вся территория, прилегающая к учебным корпусам, общежитиям, благоустроена. Фактически она превращена в парковую зону. В течение последних пяти лет в конкурсе, объявленном администрацией города Махачкалы, университет становится победителем в номинации «Лучший вузовский двор».

За эффективную социальную работу на Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности», который проводился Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, ДГТУ занял первое место и был награжден дипломом лауреата.
Вся проводимая в этом направлении работа ориентирована на воспитание духовно-богатой личности, ведь именно такая личность создает основу инновационного потенциала общества.

Статьи из «Образование»

Лицеисты дали прямой эфир

2
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...