Купить PDF-версию
07:17 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
01:23 15.06.2017

ЕГЭ, ЕГЭ, ЕГЭ…

Елена Сулейманова
2

Что бы там ни говорили, Единый государственный экзамен продолжает волновать педагогов, родителей, да и самих выпускников, у которых подрагивают коленки от его результатов. А они, эти самые результаты, зависят не только от того, как тот или иной учащийся готовился в течение года к ЕГЭ, но и от современных, профессиональных педагогов, сумевших сориентировать своих учеников на твердые базовые знания, чтобы стать в будущем специалистом в той или иной области. И как важно, чтобы каждый учитель смог бы стать той самой образовательной профессиональной основой для развития выпускника нового поколения.

Согласитесь, во многом именно учитель является опорной профориентационной точкой, благодаря которой формируется мировоззрение личности, обретающей силы в полете. Понимают ли это сами педагоги? Думаю, что понимают. И можно быть уверенным в том, что дагестанская школа, несмотря на все сложности современного образования, выстраивает устойчивую образовательную вертикаль, создавая механизмы для развития интегрированного обучения с использованием мультимедийного продукта, развивающего мышление, подталкивающего современного ученика к проектному управлению, исследовательской деятельности. Но сейчас я не об этом. А о том, что на самом деле тормозит сложный, многоступенчатый образовательный процесс, требующий и от самого педагогического актива новых знаний, компетенций.

К сожалению, неутешительные результаты прошлогоднего учительского ЕГЭ свидетельствуют о плачевной ситуации в образовании республики. Что примечательно, отраслевое министерство не стало делать из этого тайны. Как выяснилось, более шестидесяти процентов педагогов республики не смогли преодолеть пороговых результатов ученического ЕГЭ.

К чему я это говорю? Сегодня, когда знания приобретают силу стратегического оружия, четко осознаешь, что фигура педагога — ключевая. От него зависит, насколько образовательная реформа будет успешно реализована в регионах, где в учителя, как правило, идут троечники педвузов, которым и самим-то надо исправлять свои педагогические неуды, оставляя у ученика оскомину от скучного урока, превращая свой предмет в обязаловку, порой краснея от того, что он сам, учитель, не знает, что ответить ученику, иной раз владеющему предметными основами лучше, чем его наставник.

Да, немало сил было приложено Главой республики, Минобрнауки республики для того, чтобы дагестанская школа уложилась в рамки образовательных стандартов, требующих высокой степени результативности, интеграции в европейскую образовательную модель. Но не слепо, а сохраняя преемственность, традиции прежней школы, приближая ее к новым требованиям современного образования, когда на смену традиционным представлениям приходят быстроменяющиеся знания и ученик становится равноправным партнером педагога, самостоятельно добывая эти самые знания.

Можно ли утверждать, что дагестанский выпускник в этом смысле — вполне готовый образовательный продукт? Конечно, нет. Слишком многое было упущено за годы лихолетья, когда дагестанское образование оказалось без руля и без ветрил, что и стало лакмусовой бумажкой, выявившей громадные пробелы в средней, высшей школах.

Да, враз преодолеть трудности — задача сложная. И результаты ЕГЭ не только в нашей республике, но и в других регионах демонстрируют «одинаковость» проблем как в организации, так и в результативности ЕГЭ. Да, кажется, сегодня мы можем судить о ЕГЭ по его объективным результатам. Да, они не впечатляют. Но все же демонстрируют желание дагестанского выпускника получать знания, серьезно готовясь к нему и тратя свои средства не на подкуп чиновников, а на репетиторов. И, пожалуй, это главное, чего мы сумели добиться за сравнительно короткий срок.

Что ж, ЕГЭ, несмотря на все объективные трудности, проходит очередную проверку на состоятельность, выявляя узкие места в той или иной предметной колее знаний, на которые следует обратить внимание. Изменения в самой организации ЕГЭ демонстрируют определенную гибкость его разработчиков, исключив, например, тестовую часть в химии, биологии, физике. Достаточно низким все еще остается и сам пороговый балл — 36. Но, кажется, это не пугает разработчиков, намеренно создающих лазейки для слабых учащихся, чтобы учесть это в дальнейшем, став заслоном на следующем этапе. Таким образом, ЕГЭ-менеджеры, давая своеобразное балльное послабление, устанавливают условия для развития самостоятельного мышления, умения формулировать ответы с конкретным обоснованием решения той или иной задачи выпускника.

Серьезное внимание в заданиях по ЕГЭ уделяется экзамену по всеобщей истории. Не стоит забывать, что именно исторический раздел знаний выпускника сегодня представляется принципиально важным, поскольку отдельные псевдоисторики пытаются исказить отечественную историю, итоги Великой Отечественной войны. Эти пункты экзаменационной работы являются центральными. По мысли организаторов, подобное новшество должно стать толчком для аналитического осмысления процессов в истории нашего государства и уже в новейшей истории.

Теперь о другом. Трудно сказать, чем руководствуются учащиеся, родители, выбирая те или иные предметы как профильные. Например, в нашей республике очевиден перегиб в общественных науках, точные, как и всегда, остаются в аутсайдерах. Врачи, экономисты, юристы… Вот традиционный дагестанский предметный набор. А ведь сколько сегодня новых специальностей, востребованных экономикой! Республике катастрофически не хватает информационщиков, инженеров для современных предприятий. Но нет, стереотипы восприятия все еще довлеют над психологией выпускника, следующего родительскому наказу.

Уверена, что не только образовательные специалисты, но и родители оценят новые подходы к сдаче ЕГЭ, убедившись, что это не догма, а бесконечный творческий процесс, в котором участвуют все заинтересованные стороны. И ЕГЭ-процесс в самом ближайшем будущем, изменив парадигму, уйдя от устойчивых стереотипов, подходов к профессиональным знаниям, займет свою нишу в дагестанской экономике, так нуждающейся в притоке профессиональных специалистов.

Статьи из «Образование»

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...