Купить PDF-версию
14:48 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
21:22 20.06.2017

ЕГЭ: от простого к сложному

ЕГЭ, растянувшийся на десятилетие, так и не примирил сторонников и противников тестовой системы. И эксперты вновь призывают пересмотреть устоявшуюся схему ЕГЭ, вызывающую немало вопросов по итогам совсем не впечатляющих результатов. Давайте все-таки разберемся.

Изначально ЕГЭ предлагался как один из механизмов интеграции в европейскую систему образования, Болонский процесс, новые стандарты, которые в те времена в российское образование никак не вписывались. Тогда, если помните, пришлось резать по живому, пуская под откос бесценные отечественные педагогические наработки, новаторские методики. Уже в середине 2000-х годов реформа образования взяла курс на новые стандарты, казавшиеся невыполнимыми в силу недостаточной материально-технической базы. Для этого необходима была соответствующая образовательная инфраструктура. Реформаторы понимали всю сложность реформы. Невиданная информатизация общественных отношений должна была повлечь за собой радикальные перемены, в том числе и в образовании. И ЕГЭ как раз и стал тем самым необходимым новшеством, от которого отталкивалась образовательная реформа.

Что же вышло в конечном итоге? В чем безусловная очевидность введения новых стандартов? И где мы пробуксовываем?

Одна из главных проблем современного образования – типовые школы и необходимые условия для внедрения стандартов в начальном, среднем, дошкольном образовании. Выравнивание образовательного поля – главное препятствие стандарта, убеждены эксперты, опытные педагоги, которым есть с чем сравнивать.

Уверена, что и в нашей республике, где при всех усилиях власти, форсированном строительстве образовательных учреждений дефицит типовых школ создает препятствия для реализации этих самых образовательных стандартов.

Согласитесь, трудно требовать единого стандарта, например, в высокогорном районе или отдаленной от центра российской деревушке. И потому даже как-то неловко подходить к сельскому учителю, ученику из глубинки со строгими мерками глубоких знаний, учитывая дефицит учителей по точным наукам, информатике, впрочем, как и по русскому языку, истории, требуя и от ученика, чтобы он сдал хотя бы необходимый минимум предметов для получения аттестата зрелости.

Собственно невиданный фальсификатный ЕГЭ в свое время как раз и был вызван родительским испугом, что любимое чадо не сможет поступить даже в вуз, где нет конкурса.

Но надо отдать должное дотационному региону, сумевшему за сравнительно короткий срок встать с колен и остановить массовое мздоимство, невиданный рост не подкрепленных знаниями баллов, над которыми потешались столичные вузы, в свою очередь поставив свой «балльный» заслон и таким образом избавившись от дремучих неучей, не побоявшихся прикатить в столицу, чтобы обучаться в вузе, о котором они ранее и не могли мечтать.

Ценой огромных усилий горному краю удалось создать основу для внедрения образовательных стандартов. Боже мой, кого только ни приглашало профильное министерство в республику, вплоть до разработчиков этих самых стандартов, специалистов по проведению ЕГЭ, авторов самых прогрессивных учебных изданий!

Многое из того, о чем говорилось, представлялось тогда почти фантастическим. Но лиха беда начало. И за короткое время компьютер стал неотъемлемой частью образовательного процесса, стремительно вошел в нашу жизнь Интернет. И сегодня никто уже не мыслит себя без соцсетей, виртуального пространства. Другое дело, что Интернет – не только источник самой разнообразной информации, но и один из инструментов формирования неподготовленного сознания, что негативно сказывается на психологии нового поколения, оказавшегося между идеологическим молотом и наковальней.

И современный педагог порой не знает, какие истины ему пропагандировать с точки зрения новейшей истории. Как, например, совместить светский и религиозный компоненты. Совсем не случайно в образовательном сообществе бурно обсуждается, как должна видоизменяться образовательная, воспитательная парадигма, что можно извлечь из прежнего опыта, а от чего избавляться.

Нет, никто сегодня не собирается оспаривать преимуществ ЕГЭ. Но вместе с тем педагоги бьют тревогу, отмечая низкий образовательный уровень как на школьном, так и на вузовском этапах. Система тестирования дает сбой, демонстрируя половинчатость знаний, когда учащийся, «попав пальцем в небо», угадал или не угадал вовсе.

Но ЕГЭ – не кроссворд, не занимательный кубик Рубика. Он должен исключать механическое решение заданий – и демон­стрировать глубину знаний, насколько готов выпускник к экзамену, И ЕГЭ-разработчики, не превращая его в догму, модернизируют, предлагая исключить тестовую составляющую, преобразовав его в опрос экзаменатора, как это было до 2009 года. Вполне резонно разработчики российского ЕГЭ к обязательным предметам предлагают добавить историю, а к 2020 году еще один предмет, может, это будет информатика с учетом цифрового развития экономики, о котором говорил на недавнем Петербургском экономическом форуме Президент РФ В. Путин.

Кто бы спорил, что сегодня нашей стране, республике так необходимы квалифицированные специалисты по ИТК, инженеры, математики, физики, агрономы. Это должны быть современные менеджеры, готовые работать в интегрированных условиях инновационной экономики. Но тогда необходимо разобраться и с двухуровневой системой высшей школы, поскольку бакалавриат так и остался невостребованным.

Вроде инженер, а вроде и нет, может, рабочий с высшим образованием для инновационного производства? Тоже нет, как нет и самих инновационных производств. Вопрос остается открытым. Вот и Сколково так и не стало вожделенной Силиконовой долиной для молодых ученых, исследователей, занимающихся проектной деятельностью.

А нам дорога каждая минута. И от того, насколько мы продвинемся вперед или опять застрянем в бесконечных спорах о том, каким же должно быть российское образование, зависят стабильность экономики, обороноспособность страны, много лет находившейся в состоянии необъявленной войны и санкций, от которых и сегодня, похоже, никто отказываться не собирается. Если задуматься, то ЕГЭ выступает как социальный, политический фактор, влияющий на общественно-политический, социально-экономический фон, в первую очередь – в регионах. Сюда должны приходить новые технологии, а отсюда, из глубинки, как это было всегда, выходить талантливая молодая научная поросль, способная создавать новые экономические механизмы, влиять на искусственно созданный коллапс в промышленном секторе, ВПК, в свое время обрушивший экономику, превратив ее в сырьевой придаток.

 Да, мы сегодня не прежнее ослабленное государство. Но важно понимать,что именно сконцентрированный сгусток научных идей и замыслов еще в зачатке сможет в корне изменить ситуацию в экономике, политике, когда на смену идеологическим распрям придет цивилизованный рынок, которым будут востребованы пилотные проекты, кажущиеся многим утопией. И необходимо облечь их в реальное воплощение, устремив мир к высотам, о которых пишут писатели-фантасты.

Что ж, горный край не должен оставаться в стороне от новой экономики. И нам прорыв необходим, как глоток свежего воздуха. Но, похоже, враз не изменить психологию дагестанского абитуриента. Он по-прежнему мечтает стать юристом-экономистом, на худой конец врачом. И переизбыток таких специалистов уже привел к диспропорции в экономике.

Но разве мы можем позволить себе такую роскошь — разбрасываться дипломированными вузовскими выпускниками? Значит, необходимо на профориентационном уровне в средней школе уделять внимание специализации потенциальных специалистов, в будущем востребованных дагестанской экономикой, не витающих в облаках, трезво делающих свой выбор. Это важнее, чем пустопорожние рассуждения о нетрудоустроенной молодежи. Работы в нашей республике хватит на всех. Только надо засучить рукава. И — за дело.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

21
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...