Герои нашего времени
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников наглядно показал, что у Дагестана очень высокий интеллектуальный потенциал. Судите сами: в число призеров этих престижных состязаний впервые в истории дагестанского образования вошли сразу трое учащихся общеобразовательных школ республики. И эти ребята теперь имеют преимущественное право поступления в любой вуз страны вне конкурса и без учета баллов, полученных на ЕГЭ.
Всероссийская олимпиада среди школьников проводится в России ежегодно. Она включает в себя 24 предметных олимпиады, которые в свою очередь состоят из нескольких этапов: школьного, муниципального, регионального, заключительного. Одной из главных ее целей является поддержка одарённых детей и пропаганда научных знаний.
Развивать талант ребенка
Задачу по развитию таланта каждого ребенка как одну из приоритетных определяет и врио Главы Дагестана Владимир Васильев. Так, с 2017 года в республике реализуется программа «Каждый ребенок талантлив». В ее рамках уже год функционирует Центр одаренных детей «Сириус-Альтаир», на базе его в 2017 году были проведены четыре смены – математическая, проектная, гуманитарная и предметная. А в сентябре прошлого года в стенах ДГУНХ был открыт Республиканский центр по выявлению и развитию таланта. Центр является оператором проведения олимпиады в республике.
В отличие от прошлых лет, школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады проводились во всех школах республики. То есть каждый ребенок имел возможность принять участие в олимпиаде по нескольким из 24 общеобразовательных предметов.
Кроме того, эти этапы прошли по единым для республики заданиям, которые доставлялись специалистами московского Центра педагогического мастерства в каждую школу в день проведения олимпиады посредством информационной системы «СтатГрад», что в основном и предопределило подведение справедливых, прозрачных результатов. А в заключительный этап прошли лучшие из лучших.
Информатика, математика, ОБЖ
Замир Ашурбеков (школа № 15 г. Дербента) стал призером по информатике. Говорит, что в этом году задания были посложнее, чем в прошлом. Но Замир справился благодаря систематической работе над собой. По окончании школы планирует поступать в московский вуз, правда, пока еще не определился, в какой именно.
Абдулкадыр Бучаев (математика) – учащийся Республиканского многопрофильного лицея (Махачкала). По мнению отца юноши, ректора Дагестанского государственного университета народного хозяйства Яхьи Бучаева, решающую роль в подготовке Абдулкадыра к олимпиаде сыграл приглашенный в Дагестан преподаватель Александр Семенов.
Третий призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады Магомед Магомедов (ОБЖ) представляет Тиндинскую среднюю школу Цумадинского района. В рамках конкурсных испытаний он успешно прошел теоретический тур и набрал максимальное количество баллов на практическом этапе (стрельба, спортивное ориентирование, пользование индивидуальными средствами защиты, спасение пострадавших, сборка/разборка оружия, скоростная экипировка, тушение пожара).
По поводу своего будущего Магомед рассуждает так: «Я еще не до конца определился, куда поступать, но планирую обучаться на спасателя».
Никогда еще у дагестанских школьников не было таких высоких показателей ни по математике, ни по информатике, ни по ОБЖ.
«Подготовка сразу трех призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018 года – действительно хороший показатель для Республики Дагестан. Важно не останавливаться на достигнутом и продолжать заниматься развитием молодых талантов», — сказала «Дагестанской правде» и.о. министра образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.
Триумфаторы-олимпиадники благодарят за терпеливый труд и веру в них педагогов, работников Республиканского центра по выявлению и развитию таланта при ДГУНХ и до недавнего времени замминистра образования и науки РД Алексея Карпухина. Весомый вклад одного из самых успешных директоров школ системы образования Москвы в достигнутые результаты отмечают и его дагестанские коллеги.
Успешный опыт Москвы – в масштабах Дагестана
Как тут не вспомнить, что модернизация системы дагестанского образования в 2017-2018 учебном году проходила как раз на основе успешного опыта столицы. Алексей Карпухин приехал работать в Дагестан по приглашению главы республики и сразу же включился в поиск талантливых детей. Начинала эту работу в бытность вице-премьером, курирующим образование, Екатерина Толстикова. За короткий срок под ее руководством Карпухину удалось использовать накопленный опыт в масштабах нашей республики.
Любопытный факт: показатели качества знаний московских школьников (по независимой системе оценки) за последние 7 лет достигли уровня лучших мировых практик. В этом смогла убедиться и делегация Республики Дагестан, посетившая в сентябре прошлого года Московский международный форум «Город образования». Введенные в 2011 году система подушевого финансирования московских школ и новая система оплаты труда ориентировали все образовательные организации на рост качества знаний каждого ребенка. Публичная аттестация директоров школ и их заместителей сделала систему управления московской школой более прозрачной. Реализация крупных городских проектов (создание предпрофессиональных классов, проведение «университетских суббот», внедрение «Московской электронной школы») – ключевые факторы личностного роста московских школьников. Сегодня московская система образования по праву считается лидером отрасли в России. Но мы способны, что называется, навязать борьбу. Благо, начало положено.
Большой профессионал и…
Директор лицея №22 г. Махачкалы Саламат Анатова охарактеризовала Алексея Карпухина как большого профессионала в своем деле, отмечая, что при нем городские олимпиады проходили не хуже, чем в Москве, и дети, принимавшие в них участие, заслуженно шли дальше:
– Он не только произвел в нашем образовании настоящую революцию, но и внес значительный вклад в его развитие. Большой профессионал, способный работать в любых условиях. Хотелось бы добавить, что в минувшую субботу я беседовала с работником ДИРО, которая изучала опыт Татарстана. Она мне сказала, что теперь поняла, чего от нас хотели, когда говорили о необходимости изменения формата работы данного структурного подразделения. Екатерина Толстикова нам как-то рассказывала, что образование в Татарстане работает по сингапурской системе, и вице-премьер надеется, что по такому пути пойдет и Дагестан. Я очень рада, что наши дети добились такого достойного результата. Будем надеяться, что это далеко не последние успехи.
Абдулхалик Муртазалиев, учитель, подготовивший призера Всероссийской олимпиады Магомеда Магомедова:
– Алексей Владимирович был с нами в Уфе, поддерживал и искренне переживал. У меня сложились прекрасные впечатления об этом человеке. Действительно, он сделал очень многое, чтобы поднять уровень образования в Дагестане. И результаты, показанные в этом году, наглядно демонстрируют его профессионализм. У нас сразу три призера, и что примечательно, по самым сложным предметам. Все, абсолютно все были заинтересованы в том, чтобы ребенок подготовился: звонили, интересовались. Это была командная работа.
… трудоголик
Директор школы № 21 г. Дербента Наира Алиева:
— Мне доводилось контактировать с Карпухиным, и знаете, несмотря на свой молодой возраст, он произвел впечатление очень квалифицированного специалиста. Если человек входит в команду Толстиковой, то это уже говорит о многом. Алексей Владимирович – образованный, хорошо подготовленный специалист, прекрасный менеджер в образовании. Кроме того, он большой трудоголик. Вы хоть в два часа ночи зайдите в Фейсбук и застанете его в режиме онлайн, выкладывающего какие-то материалы по образованию, по олимпиадам. Очень переживает за детей. Я думаю, что и Толстиковой, и Карпухину трудно было начинать работу в Дагестане: подбирать команду единомышленников, организовывать рабочий процесс… Но они смогли все преодолеть, а теперь их полюбили и уважают. Дагестану очень повезло, что к нам приехали работать такие управленцы и добились столь впечатляющих результатов. Сейчас мы наблюдаем системную работу в этом направлении. Что касается наших детей, то они смогли достойно представить свой край на Всероссийской олимпиаде. Теперь дагестанский характер проявляется не только в спорте.
Председатель родительского комитета Республиканского многопрофильного лицея Нария Габитова:
— Алексей Карпухин – очень грамотный, корректный, выдержанный человек. Он хорошо вписался в эту работу, легко и быстро освоился. И при этом показал свои деловые качества – компетентность, коммуникабельность, умение работать с детьми и коллективами преподавателей. Думаю, ему пришлось нелегко, учитывая наш менталитет и стремление наших людей везде «договориться». Все это сложно воспринимать человеку со стороны, но он справился, сыграв заметную роль в том, что наши школьники вышли на всероссийский олимпиадный уровень. Именно стараниями Карпухина были организованы подготовительные смены, заключены договоры с московскими педагогами, которые на заключительных этапах подготовки к олимпиаде работали с нашими школьниками. Эта деятельность была сполна вознаграждена победами наших детей.
На протяжении многих лет в Дагестане не уделялось должного внимания поиску и подготовке школьников к олимпиадам. Но с приходом команды Екатерины Толстиковой поменялся вектор работы с талантливыми учениками. За тот период, что она работала зампредом по образованию, ей удалось создать точки образовательного роста для тех учителей и учеников, которые хотят расти и совершенствоваться в своих предметах-профилях. Они были организованы на базе дагестанских вузов, а также благодаря новым открытым площадкам «Сириус-Альтаир» и «Кванториум». Впервые за долгое время детям была предоставлена возможность готовиться на этих тренировочных участках, причем бесплатно. Это мотивирует ребят, помогает им, и у них появляются новые жизненные ориентиры.
Как рассказал «Дагестанской правде» заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, «результаты Всероссийской олимпиады школьников – один из объективных показателей качества образования в субъектах Российской Федерации. Положительная динамика Республики Дагестан в подготовке призеров заключительного этапа олимпиады в 2017-2018 учебном году – признак правильной реализации стратегии развития системы образования».
Дагестанская земля богата талантами, одаренными и увлеченными детьми, но для раскрытия их потенциала в полной мере необходимо наличие определенных условий. А вывести отрасль на более высокий уровень можно только за счет изучения передового опыта, в противном случае дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Когда условия создаются, мы становимся свидетелями того, как обычный ученик из глубинки, легко и свободно оперирующий теоретическими знаниями, показывает свое умение принимать нестандартные решения, творчески мыслить. Сегодняшней России как раз нужны такие люди.