X
09:48 17.05.2018

Герои нашего времени

Аскар Магомедов, Ширвани Айгунов
Выпуск - 2018 №№ 133-134
477

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников наглядно показал, что у Дагестана очень высокий интеллектуальный потенциал. Судите сами: в число призеров этих престижных состязаний впервые в истории дагестанского образования вошли сразу трое учащихся общеобразовательных школ республики. И эти ребята теперь имеют преимущественное право поступления в любой вуз страны вне конкурса и без учета баллов, полученных на ЕГЭ.

Всероссийская олимпиада среди школьников проводится в России ежегодно. Она включает в себя 24 предметных олимпиады, которые в свою очередь состоят из нескольких этапов: школьного, муниципального, регионального, заключительного. Одной из главных ее целей является поддержка одарённых детей и пропаганда научных знаний.

Развивать талант ребенка

Задачу по развитию таланта каждого ребенка как одну из приоритетных определяет и врио Главы Дагестана Владимир Васильев. Так, с 2017 года в республике реализуется программа «Каждый ребенок талантлив». В ее рамках уже год функционирует Центр одаренных детей «Сириус-Альтаир», на базе его в 2017 году были проведены четыре смены – математическая, проектная, гуманитарная и предметная. А в сентябре прошлого года в стенах ДГУНХ был открыт Республиканский центр по выявлению и развитию таланта. Центр является оператором проведения олимпиады в республике.

В отличие от прошлых лет, школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады проводились во всех школах республики. То есть каждый ребенок имел возможность принять участие в олимпиаде по нескольким из 24 общеобразовательных предметов.

Кроме того, эти этапы прошли по единым для республики заданиям, которые доставлялись специалистами московского Центра педагогического мастерства в каждую школу в день проведения олимпиады посредством информационной системы «СтатГрад», что в основном и предопределило подведение справедливых, прозрачных результатов. А в заключительный этап прошли лучшие из лучших.

Информатика, математика, ОБЖ

Замир Ашурбеков (школа № 15 г. Дербента) стал призером по информатике. Говорит, что в этом году задания были посложнее, чем в прошлом. Но Замир справился благодаря систематической работе над собой. По окончании школы планирует поступать в московский вуз, правда, пока еще не определился, в какой именно.

Абдулкадыр Бучаев (математика) – учащийся Республиканского многопрофильного лицея (Махачкала). По мнению отца юноши, ректора Дагестанского государственного университета народного хозяйства Яхьи Бучаева, решающую роль в подготовке Абдулкадыра к олимпиаде сыграл приглашенный в Дагестан преподаватель Александр Семенов.

Третий призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады Магомед Магомедов (ОБЖ) представляет Тиндинскую среднюю школу Цумадинского района. В рамках конкурсных испытаний он успешно прошел теоретический тур и набрал максимальное количество баллов на практическом этапе (стрельба, спортивное ориентирование, пользование индивидуальными средствами защиты, спасение пострадавших, сборка/разборка оружия, скоростная экипировка, тушение пожара).

По поводу своего будущего Магомед рассуждает так: «Я еще не до конца определился, куда поступать, но планирую обучаться на спасателя».

Никогда еще у дагестанских школьников не было таких высоких показателей ни по математике, ни по информатике, ни по ОБЖ.

«Подготовка сразу трех призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2018 года – действительно хороший показатель для Республики Дагестан. Важно не останавливаться на достигнутом и продолжать заниматься развитием молодых талантов», — сказала «Дагестанской правде» и.о. министра образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.

Триумфаторы-олимпиадники благодарят за терпеливый труд и веру в них педагогов, работников Республиканского центра по выявлению и развитию таланта при ДГУНХ и до недавнего времени замминистра образования и науки РД Алексея Карпухина. Весомый вклад одного из самых успешных директоров школ системы образования Москвы в достигнутые результаты отмечают и его дагестанские коллеги.

Успешный опыт Москвы – в масштабах Дагестана

Как тут не вспомнить, что модернизация системы дагестанского образования в 2017-2018 учебном году проходила как раз на основе успешного опыта столицы. Алексей Карпухин приехал работать в Дагестан по приглашению главы республики и сразу же включился в поиск талантливых детей. Начинала эту работу в бытность вице-премьером, курирующим образование, Екатерина Толстикова. За короткий срок под ее руководством Карпухину удалось использовать накопленный опыт в масштабах нашей республики.

Любопытный факт: показатели качества знаний московских школьников (по независимой системе оценки) за последние 7 лет достигли уровня лучших мировых практик. В этом смогла убедиться и делегация Республики Дагестан, посетившая в сентябре прошлого года Московский международный форум «Город образования». Введенные в 2011 году система подушевого финансирования московских школ и новая система оплаты труда ориентировали все образовательные организации на рост качества знаний каждого ребенка. Публичная аттестация директоров школ и их заместителей сделала систему управления московской школой более прозрачной. Реализация крупных городских проектов (создание предпрофессиональных классов, проведение «университетских суббот», внедрение «Московской электронной школы») – ключевые факторы личностного роста московских школьников. Сегодня московская система образования по праву считается лидером отрасли в России. Но мы способны, что называется, навязать борьбу. Благо, начало положено.

Большой профессионал и…

Директор лицея №22 г. Махачкалы Саламат Анатова охарактеризовала Алексея Карпухина как большого профессионала в своем деле, отмечая, что при нем городские олимпиады проходили не хуже, чем в Москве, и дети, принимавшие в них участие, заслуженно шли дальше:

– Он не только произвел в нашем образовании настоящую революцию, но и внес значительный вклад в его развитие. Большой профессионал, способный работать в любых условиях. Хотелось бы добавить, что в минувшую субботу я беседовала с работником ДИРО, которая изучала опыт Татарстана. Она мне сказала, что теперь поняла, чего от нас хотели, когда говорили о необходимости изменения формата работы данного структурного подразделения. Екатерина Толстикова нам как-то рассказывала, что образование в Татарстане работает по сингапурской системе, и вице-премьер надеется, что по такому пути пойдет и Дагестан. Я очень рада, что наши дети добились такого достойного результата. Будем надеяться, что это далеко не последние успехи.

Абдулхалик Муртазалиев, учитель, подготовивший призера Всероссийской олимпиады Магомеда Магомедова:

– Алексей Владимирович был с нами в Уфе, поддерживал и искренне переживал. У меня сложились прекрасные впечатления об этом человеке. Действительно, он сделал очень многое, чтобы поднять уровень образования в Дагестане. И результаты, показанные в этом году, наглядно демонстрируют его профессионализм. У нас сразу три призера, и что примечательно, по самым сложным предметам. Все, абсолютно все были заинтересованы в том, чтобы ребенок подготовился: звонили, интересовались. Это была командная работа.

… трудоголик

Директор школы № 21 г. Дербента Наира Алиева:

— Мне доводилось контактировать с Карпухиным, и знаете, несмотря на свой молодой возраст, он произвел впечатление очень квалифицированного специалиста. Если человек входит в команду Толстиковой, то это уже говорит о многом. Алексей Владимирович – образованный, хорошо подготовленный специалист, прекрасный менеджер в образовании. Кроме того, он большой трудоголик. Вы хоть в два часа ночи зайдите в Фейсбук и застанете его в режиме онлайн, выкладывающего какие-то материалы по образованию, по олимпиадам. Очень переживает за детей. Я думаю, что и Толстиковой, и Карпухину трудно было начинать работу в Дагестане: подбирать команду единомышленников, организовывать рабочий процесс… Но они смогли все преодолеть, а теперь их полюбили и уважают. Дагестану очень повезло, что к нам приехали работать такие управленцы и добились столь впечатляющих результатов. Сейчас мы наблюдаем системную работу в этом направлении. Что касается наших детей, то они смогли достойно представить свой край на Всероссийской олимпиаде. Теперь дагестанский характер проявляется не только в спорте.

Председатель родительского комитета Республиканского многопрофильного лицея Нария Габитова:

— Алексей Карпухин – очень грамотный, корректный, выдержанный человек. Он хорошо вписался в эту работу, легко и быстро освоился. И при этом показал свои деловые качества – компетентность, коммуникабельность, умение работать с детьми и коллективами преподавателей. Думаю, ему пришлось нелегко, учитывая наш менталитет и стремление наших людей везде «договориться». Все это сложно воспринимать человеку со стороны, но он справился, сыграв заметную роль в том, что наши школьники вышли на всероссийский олимпиадный уровень. Именно стараниями Карпухина были организованы подготовительные смены, заключены договоры с московскими педагогами, которые на заключительных этапах подготовки к олимпиаде работали с нашими школьниками. Эта деятельность была сполна вознаграждена победами наших детей.

На протяжении многих лет в Дагестане не уделялось должного внимания поиску и подготовке школьников к олимпиадам. Но с приходом команды Екатерины Толстиковой поменялся вектор работы с талантливыми учениками. За тот период, что она работала зампредом по образованию, ей удалось создать точки образовательного роста для тех учителей и учеников, которые хотят расти и совершенствоваться в своих предметах-профилях. Они были организованы на базе дагестанских вузов, а также благодаря новым открытым площадкам «Сириус-Альтаир» и «Кванториум». Впервые за долгое время детям была предоставлена возможность готовиться на этих тренировочных участках, причем бесплатно. Это мотивирует ребят, помогает им, и у них появляются новые жизненные ориентиры.

Как рассказал «Дагестанской правде» заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, «результаты Всероссийской олимпиады школьников – один из объективных показателей качества образования в субъектах Российской Федерации. Положительная динамика Республики Дагестан в подготовке призеров заключительного этапа олимпиады в 2017-2018 учебном году – признак правильной реализации стратегии развития системы образования».

Дагестанская земля богата талантами, одаренными и увлеченными детьми, но для раскрытия их потенциала в полной мере необходимо наличие определенных условий. А вывести отрасль на более высокий уровень можно только за счет изучения передового опыта, в противном случае дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Когда условия создаются, мы становимся свидетелями того, как обычный ученик из глубинки, легко и свободно оперирующий теоретическими знаниями, показывает свое умение принимать нестандартные решения, творчески мыслить. Сегодняшней России как раз нужны такие люди.

Похожие

Олимпийские рубли

624
Олимпийские игры уже позади, сейчас самое время подводить итоги, поощрять чемпионов и...

Олимпиада в разгаре

1
Уже седьмой день идут Олимпийские игры в Париже, и на данный момент (по ситуации на 1 августа)...

История повторяется

19
Сегодня в Париже (Франция) официально откроются XXXIII летние Олимпийские игры, которые, увы,...

Заветы Кубертена уходят в небытие

20
Федеральные каналы не покажут Олимпийские игры в...

Спорт должен объединять

16
В последние десятилетия и особенно сейчас в условиях всех мыслимых и немыслимых санкций в...

Нет решения, которое бы устроило всех

20
В Лозанне (Швейцария) состоялось заседание...

Макроновские проблемы

23
Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах призвал правительства не...

Больные люди!

121
Знакомьтесь – Анн Идальго, мэр Парижа (на снимке). Еще неделю назад она говорила, что...

Ехать или не ехать?

18
Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах (на снимке) высказался за...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...