Купить PDF-версию
07:39 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
08:25 25.02.2015

Главная идеология – любовь к Родине

Нужен единый учебник литературы Не успели утихнуть споры вокруг единого учебника истории, как подобные же дискуссии развернулись вокруг учебников литературы. В последнее время все чаще говорят о кризисе гуманитарного образования: школьники не хотят читать, сокращаются часы на изучение русского языка и литературы, в школу не идут молодые специалисты.

Многие учителя-словесники озабочены тем, что в стране отсутствует единое образовательное пространство, а федеральные образовательные стандарты нового поколения являются всего лишь декларацией, в них отсутствует конкретика, необходимая учителю. В общем проблем достаточно. Учителя надеются, что единый подход к преподаванию литературы изменит ситуацию.

Напомним, что один из авторов законопроекта единого учебника литературы, член Комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич  уверяет, что  ни о какой идеологизации в учебниках речь не идет. «Главная идеология – это любовь к Родине, ничего другого не будет. Мы хотим, чтобы на уроках литературы дети изучали нравственные аспекты. Планируется, что в книге будет представлен определенный минимум произведений, ядро программы. Все, что находится за ее пределами, учитель может преподавать по любым другим учебникам и пособиям. У него будет возможность расставить акценты, как он посчитает нужным». Законопроект практически готов, заявил депутат, сейчас идет его общественное обсуждение, «чтобы не осталось каких-то острых углов». Планируется, что он будет рассмотрен парламентом до конца года, говорится на сайте www.kommersant.ru.

Так чему должны учить на уроках литературы? С этим вопросом мы обратились к дагестанским педагогам.

Полина Рогушова преподает русский язык и литературу в СОШ №46 г. Махачкалы почти 40 лет и на своем веку повидала немало перемен. — Создание единого учебника может стать новым этапом в истории преподавания литературы. Сегодня нам предложены учебники по литературе В.П. Полухина и В. Я. Коровина. Но надо выбрать что-то одно и вести его до 11 класса. Но опять-таки в каждом из них упущены какие-то важные произведения. В итоге – неразбериха. Учителя влияют на воспитание поколения, считаю роль учителя в воспитании подрастающего поколения определяющей, и единый учебник литературы  просто необходим! Должна быть единая универсальная программа, а подход должен быть осторожным и обдуманным. Литература — не сухая идеология, это картина жизни, она учит мыслить образами, формирует полноценную личность, способную откликаться на чужую беду, — говорит она.  

Учитель русского языка и литературы лицея №5 Алина Агаларова считает, что  понятия «доблесть» и «честь» исчезают из обихода учащихся. — Сейчас, когда планка удовлетворительного результата ЕГЭ по русскому и литературе опущена ниже низкого – с 36 баллов до 24, это еще один повод задуматься о единой концепции учебника. И хотя в этом году впервые можно говорить о том, что экзамен строжайшими мерами удалось наконец-то защитить от списывания, отстояли, так сказать, честь ЕГЭ, проблема преподавания в том, что приходится пользоваться разными пособиями. При том, что, разумеется, новые стандарты требуют новых подходов, — считает педагог.

Причина кризиса гуманитарного образования, по мнению опрошенных учителей, в постоянной реорганизации системы образования, что и ведёт к отсутствию стабильности. Учитель оказался без маяка, на который мог бы ориентироваться. Литература уже необязательный предмет, а традиции семейного чтения, интереса к книге уходят в прошлое. По сути разорвана связь между старшим поколением учителей и молодым.  Важно, на мой взгляд, вернуть в школу «литературный дневник», как и было в 90-х годах, где каждый ученик излагал свои мысли о прочитанном произведении, потом на уроках обсуждали, спорили, отстаивали свою точку зрения, аргументировали. По собственному опыту могу сказать, что к урокам литературы мы, ученики, готовились с энтузиазмом, было любопытно прочитать что-нибудь новое, познакомиться с новым автором. Так  мы учились мыслить. Гоголь говорил в свое время, что идет самый главный бой, «бой за душу человека». Этот бой идет и сейчас. Стыдно слушать, как общаются подростки в общественном транспорте, через слово — мат. И думать сегодня надо не только о едином учебнике, но еще  и о том, как воскресить систему педагогического образования.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

8
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...