22:29 | 17 ноября, Пт

Махачкала

17.11.2017
1EUR70.7040Руб-0.4681
1USD59.9898Руб-0.2592

Главная идеология – любовь к Родине

A- A+

Нужен единый учебник литературы

Не успели утихнуть споры вокруг единого учебника истории, как подобные же дискуссии развернулись вокруг учебников литературы. В последнее время все чаще говорят о кризисе гуманитарного образования: школьники не хотят читать, сокращаются часы на изучение русского языка и литературы, в школу не идут молодые специалисты.

Многие учителя-словесники озабочены тем, что в стране отсутствует единое образовательное пространство, а федеральные образовательные стандарты нового поколения являются всего лишь декларацией, в них отсутствует конкретика, необходимая учителю. В общем проблем достаточно. Учителя надеются, что единый подход к преподаванию литературы изменит ситуацию.

Напомним, что один из авторов законопроекта единого учебника литературы, член Комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич  уверяет, что  ни о какой идеологизации в учебниках речь не идет. «Главная идеология – это любовь к Родине, ничего другого не будет. Мы хотим, чтобы на уроках литературы дети изучали нравственные аспекты. Планируется, что в книге будет представлен определенный минимум произведений, ядро программы. Все, что находится за ее пределами, учитель может преподавать по любым другим учебникам и пособиям. У него будет возможность расставить акценты, как он посчитает нужным». Законопроект практически готов, заявил депутат, сейчас идет его общественное обсуждение, «чтобы не осталось каких-то острых углов». Планируется, что он будет рассмотрен парламентом до конца года, говорится на сайте www.kommersant.ru.

Так чему должны учить на уроках литературы? С этим вопросом мы обратились к дагестанским педагогам.

Полина Рогушова преподает русский язык и литературу в СОШ №46 г. Махачкалы почти 40 лет и на своем веку повидала немало перемен. – Создание единого учебника может стать новым этапом в истории преподавания литературы. Сегодня нам предложены учебники по литературе В.П. Полухина и В. Я. Коровина. Но надо выбрать что-то одно и вести его до 11 класса. Но опять-таки в каждом из них упущены какие-то важные произведения. В итоге – неразбериха. Учителя влияют на воспитание поколения, считаю роль учителя в воспитании подрастающего поколения определяющей, и единый учебник литературы  просто необходим! Должна быть единая универсальная программа, а подход должен быть осторожным и обдуманным. Литература – не сухая идеология, это картина жизни, она учит мыслить образами, формирует полноценную личность, способную откликаться на чужую беду, – говорит она.  

Учитель русского языка и литературы лицея №5 Алина Агаларова считает, что  понятия «доблесть» и «честь» исчезают из обихода учащихся. – Сейчас, когда планка удовлетворительного результата ЕГЭ по русскому и литературе опущена ниже низкого – с 36 баллов до 24, это еще один повод задуматься о единой концепции учебника. И хотя в этом году впервые можно говорить о том, что экзамен строжайшими мерами удалось наконец-то защитить от списывания, отстояли, так сказать, честь ЕГЭ, проблема преподавания в том, что приходится пользоваться разными пособиями. При том, что, разумеется, новые стандарты требуют новых подходов, – считает педагог.

Причина кризиса гуманитарного образования, по мнению опрошенных учителей, в постоянной реорганизации системы образования, что и ведёт к отсутствию стабильности. Учитель оказался без маяка, на который мог бы ориентироваться. Литература уже необязательный предмет, а традиции семейного чтения, интереса к книге уходят в прошлое. По сути разорвана связь между старшим поколением учителей и молодым.  Важно, на мой взгляд, вернуть в школу «литературный дневник», как и было в 90-х годах, где каждый ученик излагал свои мысли о прочитанном произведении, потом на уроках обсуждали, спорили, отстаивали свою точку зрения, аргументировали. По собственному опыту могу сказать, что к урокам литературы мы, ученики, готовились с энтузиазмом, было любопытно прочитать что-нибудь новое, познакомиться с новым автором. Так  мы учились мыслить. Гоголь говорил в свое время, что идет самый главный бой, «бой за душу человека». Этот бой идет и сейчас. Стыдно слушать, как общаются подростки в общественном транспорте, через слово – мат. И думать сегодня надо не только о едином учебнике, но еще  и о том, как воскресить систему педагогического образования.

Статьи из рубрики «Образование»

  • «Наш вуз востребован» 

    Молодежный центр, музей, спортивные комплексы, общежитие на 1500 мест, 55 компьютерных классов, более 300...

    26

    3 дня назад

  • Этнодиктант объединяет 

    Большой этнографический диктант в Дагестане написали более 1200 человек. Акция проходила в Махачкале,...

    29

    9:49  09.11.17

  • ДГПУ: верен традициям, открыт инновациям 

    Подготовка специалистов различных профилей – учителей, воспитателей, психологов, логопедов, педагогов...

    174

    9:37  09.11.17

  • Легко ли быть учителем? 

    Еще несколько лет назад педагогическая общественность трубила о необходимости внести коррективы в...

    63

    9:20  01.11.17

  • Чаще говорите на родном языке 

    Уже второй год по инициативе Министерства по национальной политике РД в республике проходит тотальный...

    40

    10:02  31.10.17

  • Отвечать вызовам экономики 

    Кадровый потенциал аграрного сектора экономики напрямую зависит от качественного уровня выпускаемых...

    34

    9:40  31.10.17