21:54 | 20 ноября, Пн

Махачкала

20.11.2017
1EUR70.3604Руб0.0000
1USD59.6325Руб0.0000

Говорите на родном: яхI, намус и адаб

A- A+

Она - один из лучших педагогов родного языка в стране. И это не дежурный комплимент. Сарат Мухамаева, учитель аварского языка и литературы СОШ №7 г.Кизилюрта, - победительница многих профессиональных конкурсов. В прошлом году заняла первое место на Всероссийском мастер-классе учителей родных языков.

Она старается не столько учить, сколько помогать детям самостоятельно добывать знания, воспитывает в каждом из них личность, умеющую мыслить, анализировать, отстаивать собственную позицию, творить. Какие времена переживают родные языки, каким должен быть современный педагог и как решается проблема отсутствия учебников?  На эти и другие вопросы ответила Сарат Мухамаева.

– Тяжело далась победа на Всероссийском мастер-классе учителей родных языков, включая русский. Участники были из 90 регионов, а заочный тур прошел лишь 21 претендент. Уж очень хотелось в 10 минут уложить рассказ о всех красотах нашего края. По мнению жюри, удалось. Но мы-то, дагестанцы, знаем, что ни один видеосюжет не сможет донести до зрителя энергетику гор и моря. Все, что зависело от меня, я сделала.

– Как вы считаете, достаточно ли внимания мы уделяем родным языкам?

– Учитель родного языка – носитель национальной культуры. И сколько бы ни уделяли внимания языкам, излишним оно никогда не будет. В первые годы тяжело приходилось. Уроки родного языка считали  ненужными, а учителей языков – педагогами второго сорта, бездельниками. В последнее время ситуация изменилась. На большую значимость родных языков обратили внимание руководство республики, Министерство образования и науки РД, Министерство по национальной политике РД.

– Раз обратили внимание, значит можно говорить о техническом оснащении урока?  

DSC00172.jpg– Все только начинается, и об этом говорить еще рано. По-прежнему это наиболее острый и болезненный вопрос для учителей родных языков, поскольку первоочередное внимание уделяется ведущим предметам. Мне, как руководителю методического объединения учителей аварского языка г. Кизилюрта, выделили в класс компьютер, но с одним компьютером, без проектора или интерактивной доски многому не научишь. В некоторые классы родители помогают приобрести хотя бы телевизоры, но опять-таки  учителю родного языка это тоже, мягко говоря, не светит. Мне, как победителю, обещали выдать в кабинет телевизор. Ждем.

– А как обстоят дела с учебно-методическими материалами?

– Так же. Не хватает методического и дидактического материала. В Интернете трудно найти что-нибудь стоящее, в общем выкручиваемся кто как может. Я разработала звуковую азбуку аварского алфавита  для первоклашек, состоящую из 250 слайдов-презентаций.

– Сарат Магомедовна, а как вы решаете проблему с учебниками?

– Нехватка учебников – это одна проблема, а еще их полное несоответствие  современным стандартам. Нужно же учеников хотя бы книгами обеспечить, а мы размечтались о техническом оснащении кабинетов. Учебники для начальных классов, как бы странно это ни звучало, надо составлять так же, как по иностранным языкам, – легко и доступно, а не предлагать сухую грамматику.

– На ваш взгляд, каким должен быть современный учитель?

– Трудоголиком и вечным учеником. Учитель, который не  хочет и не умеет  учиться, не может быть учителем. Я много работаю над собой, много читаю, многому  учусь у других. Инновационные технологии для полноценного обучения необходимы, но и о старых подходах забывать нельзя. Народная пословица «Басриябги цIуне,  цIиябги лъай!» учит нас беречь  старое и изучать новое. Ученый Шамиль Гимбатович Алиев в одном из своих выс­туплений сказал: «То, что сделано, не обязано быть  великим. Оно может быть маленьким. Но для этого маленького ты отдал всё. Твое величие – в искренности того, что ты делаешь». Вслед хочется добавить: каждый педагог родного языка должен внести свой вклад в сохранение и развитие родных языков, чтобы не потерять своего лица.

– Поделитесь рецептом, как вам удается увлекать своим предметом учеников?

– Главное – болеть самому. Формула проста: стать для учеников авторитетом, а потом уже заинтересовать своим предметом. Мой девиз: превратить урок родного языка в увлекательный, творческий процесс. Каждый урок – это путешествие  в устное народное творчество, знакомство с выдающимися историческими личностями, народными героями, учеными, писателями, поэтами. Детей надо учить не только грамоте, но и простым человеческим качествам, как яхI, намус, адаб. Признание учителя учениками – лучшая награда. Любите свой язык, говорите на нем, и тогда ваши дети тоже его полюбят.

Статьи из рубрики «Образование»

  • «Наш вуз востребован» 

    Молодежный центр, музей, спортивные комплексы, общежитие на 1500 мест, 55 компьютерных классов, более 300...

    26

    6 дней назад

  • Этнодиктант объединяет 

    Большой этнографический диктант в Дагестане написали более 1200 человек. Акция проходила в Махачкале,...

    31

    9:49  09.11.17

  • ДГПУ: верен традициям, открыт инновациям 

    Подготовка специалистов различных профилей – учителей, воспитателей, психологов, логопедов, педагогов...

    176

    9:37  09.11.17

  • Легко ли быть учителем? 

    Еще несколько лет назад педагогическая общественность трубила о необходимости внести коррективы в...

    63

    9:20  01.11.17

  • Чаще говорите на родном языке 

    Уже второй год по инициативе Министерства по национальной политике РД в республике проходит тотальный...

    43

    10:02  31.10.17

  • Отвечать вызовам экономики 

    Кадровый потенциал аграрного сектора экономики напрямую зависит от качественного уровня выпускаемых...

    34

    9:40  31.10.17