13:00 | 24 сентября, Пн

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Говорите на родном: яхI, намус и адаб

A- A+

Она - один из лучших педагогов родного языка в стране. И это не дежурный комплимент. Сарат Мухамаева, учитель аварского языка и литературы СОШ №7 г.Кизилюрта, - победительница многих профессиональных конкурсов. В прошлом году заняла первое место на Всероссийском мастер-классе учителей родных языков.

Она старается не столько учить, сколько помогать детям самостоятельно добывать знания, воспитывает в каждом из них личность, умеющую мыслить, анализировать, отстаивать собственную позицию, творить. Какие времена переживают родные языки, каким должен быть современный педагог и как решается проблема отсутствия учебников?  На эти и другие вопросы ответила Сарат Мухамаева.

— Тяжело далась победа на Всероссийском мастер-классе учителей родных языков, включая русский. Участники были из 90 регионов, а заочный тур прошел лишь 21 претендент. Уж очень хотелось в 10 минут уложить рассказ о всех красотах нашего края. По мнению жюри, удалось. Но мы-то, дагестанцы, знаем, что ни один видеосюжет не сможет донести до зрителя энергетику гор и моря. Все, что зависело от меня, я сделала.

— Как вы считаете, достаточно ли внимания мы уделяем родным языкам?

— Учитель родного языка — носитель национальной культуры. И сколько бы ни уделяли внимания языкам, излишним оно никогда не будет. В первые годы тяжело приходилось. Уроки родного языка считали  ненужными, а учителей языков – педагогами второго сорта, бездельниками. В последнее время ситуация изменилась. На большую значимость родных языков обратили внимание руководство республики, Министерство образования и науки РД, Министерство по национальной политике РД.

— Раз обратили внимание, значит можно говорить о техническом оснащении урока?  

DSC00172.jpg— Все только начинается, и об этом говорить еще рано. По-прежнему это наиболее острый и болезненный вопрос для учителей родных языков, поскольку первоочередное внимание уделяется ведущим предметам. Мне, как руководителю методического объединения учителей аварского языка г. Кизилюрта, выделили в класс компьютер, но с одним компьютером, без проектора или интерактивной доски многому не научишь. В некоторые классы родители помогают приобрести хотя бы телевизоры, но опять-таки  учителю родного языка это тоже, мягко говоря, не светит. Мне, как победителю, обещали выдать в кабинет телевизор. Ждем.

— А как обстоят дела с учебно-методическими материалами?

— Так же. Не хватает методического и дидактического материала. В Интернете трудно найти что-нибудь стоящее, в общем выкручиваемся кто как может. Я разработала звуковую азбуку аварского алфавита  для первоклашек, состоящую из 250 слайдов-презентаций.

— Сарат Магомедовна, а как вы решаете проблему с учебниками?

— Нехватка учебников – это одна проблема, а еще их полное несоответствие  современным стандартам. Нужно же учеников хотя бы книгами обеспечить, а мы размечтались о техническом оснащении кабинетов. Учебники для начальных классов, как бы странно это ни звучало, надо составлять так же, как по иностранным языкам, – легко и доступно, а не предлагать сухую грамматику.

— На ваш взгляд, каким должен быть современный учитель?

— Трудоголиком и вечным учеником. Учитель, который не  хочет и не умеет  учиться, не может быть учителем. Я много работаю над собой, много читаю, многому  учусь у других. Инновационные технологии для полноценного обучения необходимы, но и о старых подходах забывать нельзя. Народная пословица «Басриябги цIуне,  цIиябги лъай!» учит нас беречь  старое и изучать новое. Ученый Шамиль Гимбатович Алиев в одном из своих выс­туплений сказал: «То, что сделано, не обязано быть  великим. Оно может быть маленьким. Но для этого маленького ты отдал всё. Твое величие — в искренности того, что ты делаешь». Вслед хочется добавить: каждый педагог родного языка должен внести свой вклад в сохранение и развитие родных языков, чтобы не потерять своего лица.

— Поделитесь рецептом, как вам удается увлекать своим предметом учеников?

— Главное — болеть самому. Формула проста: стать для учеников авторитетом, а потом уже заинтересовать своим предметом. Мой девиз: превратить урок родного языка в увлекательный, творческий процесс. Каждый урок – это путешествие  в устное народное творчество, знакомство с выдающимися историческими личностями, народными героями, учеными, писателями, поэтами. Детей надо учить не только грамоте, но и простым человеческим качествам, как яхI, намус, адаб. Признание учителя учениками – лучшая награда. Любите свой язык, говорите на нем, и тогда ваши дети тоже его полюбят.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Образование»

  • Воспитать гражданина 

    Модернизация образования, престиж профессии, роль учителя в воспитании гражданственности и патриотизма у...

    18

    9:30  06.09.18

  • Знаний много не бывает 

    Темой очередного круглого стола, состоявшегося в Махачкалинском Центре повышения квалификации стала...

    15

    9:24  06.09.18

  • На радость всем кизлярцам 

    Порог нового корпуса на 320 ученических мест к СОШ №5 г. Кизляра переступили 50 первоклашек. Его открытие прошло...

    17

    9:39  05.09.18

  • В первый день сентября… 

    Завтра, в День знаний, выйдут на торжественную линейку 50 тысяч дагестанских первоклассников – для них...

    25

    9:18  31.08.18

  • Есть инвесторы – есть надежда 

    Вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, стоят на повестке дня. Проблема решается, но...

    33

    9:15  29.08.18

  • Школа для трех учеников 

    Школьные каникулы подходят к концу. Через несколько дней классы снова наполнятся гулом детских голосов. Но...

    17

    9:41  23.08.18