Купить PDF-версию
02:33 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
09:29 04.03.2011

Хорошо бы научиться думать, прежде чем говорить

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Эти слова Константина Паустовского, считаю, очень актуальными сегодня.

Вы интеллигентны, образованы, умеете правильно выражать свои мысли? Никогда не использовали «короче», «блин», к каждому второму слову не добавляете частицу «же», не терпите бранные слова? Тогда вы принадлежите к той редкой категории людей, на которых держится современный русский литературный язык.

Сегодня языки настолько «обогатились» заимствованной, диалектной, жаргонной лексикой, эмоционально-окрашенными словами, что даже самый культурный человек не удержится от соблазна включить в речь хотя бы пару «модных» словечек. Современные СМИ не остались в стороне от «преобразований» языка.

Телевидение и радио всегда были образцом того, как нужно говорить: правильное ударение, до конца выговоренные слова, четкое произношение, чистый литературный язык. Помню еще в моем детстве, в 90-е, телевизор смотреть разрешали только во время отдыха. Получали массу удовольствия от спокойного ровного тона и хорошей речи дикторов. На них равнялись, приводили в пример, и если ведущий говорил обеспЕчение, а не обеспечЕние, значит, так оно есть. Осуждали за любое нарушение правил орфоэпии. Заметьте, в то время люди были более культурные, придерживались этикета как в поведении, так и в речи. Учились не просто говорить, а правильно говорить. Но это было в далеком прошлом. Давайте обратим внимание на то, что мы слышим сейчас.

На днях провела небольшой эксперимент, включила телевизор и в течение часа, переключая каналы, искала речевые ошибки у ведущих. Долго ждать не пришлось, в первые десять минут по новостным каналам слышу — АзеЙБАРджан (Азер­байджан), КоНИСтуция (Конститу­ция), беспреНцендентная (беспрецендент­ная) акция, демоСТРАтов (демонстрантов). Более семиСТА человек, вместо семисот. Невероятно! Бедные числительные, склонять-то их, оказывается, очень тяжело. Это еще не все, попала я на наши местные каналы, и что вы думаете, СМС — чат, нет, я ничего не имею против, но как можно пускать в эфир сообщения, где в каждом слове по две-три ошибки? «Превет пиридаю маей систре Зайке». Да-а, как живем, так и говорим.

Филологи в одни голос твердят, что речевые ошибки для многих программ и телеканалов стали нормой. Если даже участники передачи не следят за своей речью, то это ни в коей степени непростительно журналисту, это профессиональный брак! Чрезмерная раскованность, стремление к эпатажности, увлечение иноязычной лексикой — болевой синдром телевидения и радио последних лет. Старшие коллеги еще помнят, что, в те времена за такие ошибки давали выговор. Виной всему низкая культура речи. Почему мы, родители, педагоги, абсолютно спокойно слушаем подростка, который может вклинивать слова-паразиты в свою речь. Почему некоторые педагоги настолько неправильно говорят на русском языке, что складывается ощущение, что они его никогда не изучали? Но если учитель не следит за своей речью, то о какой культуре речи детей можно говорить? Ребенок, как губка, впитывают все, что говорят взрослые, что слышит по радио и телевидению.

Чтение и культура речи прямо пропорциональны друг другу. Чем больше читаешь хорошую литературу, тем богаче словарный запас, тем правильнее выражаешь свои мысли. И почему вдруг решили, что литература не нужна, что необходимо знать русский и математику, все остальное – по выбору. Сегодня у детей нет никакой мотивации к чтению. Почему в школах отменены сочинения? Мы учились излагать свои мысли благодаря сочинениям, которые мы писали. Мы выросли на прозе и поэзии Толстого, Пушкина, Лермонтова, Чехова, а они растут на инетах и «Вконтактах». Только благодаря им разные поколения еще будут понимать друг друга.

Уверена, последствия не заставят себя долго ждать, через несколько лет, когда новое поколение выйдет на профессиональную арену, даже представить себе боюсь, что нас ожидает. Боюсь, что наши дети опустятся до уровня «Эллочки-людоедки» из «Двенадцати стульев» И.Ильфа и Е.Петрова. Но будут ли они сами об этом знать?

Статьи из «Образование»

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...