Купить PDF-версию
02:03 | 17 апреля, Ср
Махачкала
X
09:50 21.02.2018

Хранитель духовной культуры народа

Магомед Магомедов, главный научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, доктор филологических наук, профессор
Выпуск - 2018 №№ 39-40
50

Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык – бесценный дар, которым мы наделены, в нем одухотворяется весь народ и вся его история. Только он соединяет прошлое с современностью, жизнь предков – с нашей жизнью.

Сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения языков народов Дагестана. Пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры. Молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую массу. Поэтому важно выработать у молодого поколения бережное отношение к родному языку, показать важность его знания.

Язык передается от поколения к поколению, и роль семьи в этом особенно велика. Родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок, право выбора зачастую принадлежит матери. На базе родного языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка.

Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует человека как личность. Пользуясь им как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, особенно в первые годы его жизни. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей. И, как показывает практика, дети, владеющие родным языком, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение легко приобщаются к русскому.

Стесняясь говорить с детьми на родном языке, мы как бы демонстрируем, что их речь неполноценна, теряем одновременно и свой авторитет, и статус языка. Надо объяснить ребенку, что он на один язык богаче, чем остальные. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок будет с гордостью разговаривать на нем и в будущем, будет так же воспитывать своих детей.

В школе нужно прививать учащимся уважение и любовь не только к своему языку, но и к языкам других народов. Ведь в наши дни знание языков является необходимостью. Владение другими языками, наряду с родным, дает возможность приобщаться к культуре разных народов, одновременно глубже познавая красоту и уникальность своей собственной. «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек», – говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию языков человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания. Изучение языков и культур обогащает нас, делает выше нравственно.

Странно, но факт: дети овладевают английским языком быстрее и лучше, чем своим родным. Тут есть о чем задуматься. В нашей республике на современном этапе наблюдается тенденция снижения роли и значимости дагестанских языков. Большинство учащихся махачкалинских школ признаются, что они понимают родной язык, но не умеют на нем разговаривать, дома общение идет на русском. Связано это с отсутствием доступной среды общения, поскольку язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является инструментом общения между людьми.

В повседневной суете мы не замечаем, как обижаем и унижаем родной язык. Убежден, человек, не знающий своего языка, истории и культуры своего народа, не имеет права называть себя сыном своей нации.

Иногда проблема с изучением родного языка возникает в самой семье. Мы, старшее поколение, с раннего детства слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор, ущелий, рек, равнин. К сожалению, современные условия нашего существования вытеснили из жизни детей институт бабушек и дедушек, игравший огромную роль в воспитании любви к родным языкам, истории, традициям. Бабушки и дедушки нынешних школьников сами не знают родного языка, потому что учились в городских школах. И их дети не получили в наследство родной язык. В этом, конечно же, виноваты родители. Ведь до сих пор встречаются такие, кто утверждает, что детям не нужно изучать родной язык и тем самым убивать время зря, что он не нужен при поступлении в учебные заведения, для карьерного роста и т. д.

Поэтому на современном этапе необходимо разработать программу мероприятий по усилению роли семьи в приобщении детей к ценностям родного языка и культуры, сформулировать в ней принципы национально-языкового семейного воспитания, определить координирующие органы.

Дагестанцы в преобладающем своем большинстве двуязычны. С каждым годом число говорящих по-русски растет, а количество владеющих родным языком сокращается. Социальные различия, существующие между городом и селом, воздействуют не только на экономическое положение людей, но и на их языковое поведение и установки. Степень использования того или иного языка в городе и сельской местности сильно разнится.

То, что дети, обучающиеся в городских школах, слабо владеют своим родным языком и им нередко не хватает серьезного отношения и внимания к обучению родному языку, объясняется следующими факторами: отсутствие общения на родном языке дома, дефицит чувства патриотизма и национальной гордости, недостаточно высокий уровень преподавания, отсутствие совершенной методики обучения.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимо признать, что для всего человечества важно существование каждого из шести тысяч языков мира, так как они уникальны по своей природе и предназначены для человека как живое духовное наследие, нуждающееся в сохранении и бережном отношении. Самым ярким примером языкового возрождения служит иврит, чему способствовало объединение евреев в государстве Израиль после Второй мировой войны. Иврит (древнееврейский) в течение многих веков не использовался для повседневного общения, но выжил благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа в религиозных учреждениях. После основания государства Израиль в 1948 году ивриту стали обу­чать в школах, на нем стали говорить иммигрировавшие в Израиль евреи.

Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит – многочисленной нации или малочисленному этносу, – это драгоценный клад, созданный тем или иным народом. Отказаться от своего языка – значит отказаться от части своего прошлого, настоящего и будущего, от привычного самоощущения, от части собственной личности.

Существует простая истина: если язык функционирует, то живет и народ, а если исчезает язык, то исчезает и сам народ.

Сохранять родной язык или нет – этот вопрос могут решить только его носители. Никакая помощь извне, усилия энтузиастов, законы тут не помогут. И никакие неблагоприятные внешние факторы не могут уничтожить язык, если его носители уверены в том, что его нужно сохранять, и готовы прилагать для этого усилия.

Обладание культурой родной речи, правильными литературными нормами языка – это неразрывная часть общей культуры человека. И поэтому борьба за чистоту родного языка, культуру речи – священный долг каждого, кто любит свой язык, свою культуру, свой народ и дорожит ими.

Похожие

Сохраним языковое многообразие

13
Дагестан – исторически многонациональная, поликультурная...

Сохраним язык – сохраним культуру

19
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Родная речь – дарованное благо

62
Ее все больше влечет родная речь – предмет, которому она...

Родной очаг – святыня наша

49
Мелодия народного языка – сокровище, завещанное нам предками. Так рассуждает учитель...

Нет языка – нет народа

123
«И если завтра мой язык исчезнет, // То я готов сегодня умереть!» – восклицал Расул Гамзатов....

«… Тобой живу и тобой горжусь!»

948
Многие произведения поэта служат блестящим образцом...

Языки нуждаются во внимании

23
В Министерстве по национальной политике и делам религий РД состоялась пресс-конференция на...

Язык: богатый и звучный

53
Родной язык. Он словно колыбельная, звучащая с рождения, он песнь песней, он материнский...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ для родителей

5
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

63
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

27
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

25
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...