09:00 | 20 августа, Пн

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Имя твое – учитель!

A- A+

Вот и наступил новый учебный год. Каким он будет для более чем 19 тысяч выпускников и 48 тысяч первоклашек, для которых школа - начало взрослой жизни, путь к знаниям? В одном нет сомнений - сегодня образование республики выходит из тяжелейшей ситуации, набирая темпы в освоении высот.

Что и говорить, нынешнее лето стало настоящим испытанием для выпускников. Строгий государственный экзамен пришлось выдержать и педагогам республики, для которых учебный год стал серьезной работой над ошибками. Год оказался трудным и для отраслевого министерства, и для родителей. Что ж, когда-то надо было начинать. Впервые учителя республики почувствовали ответственность за будущее республики, так остро нуждающейся в профессиональных специалистах, о чем неоднократно говорил на встречах с педагогической общественностью Глава Дагестана Р. Абдулатипов.

Сегодня педагог – ключевая фигура в образовании. И он не просто учитель, он – воспитатель нового поколения. Когда педагог говорит о духовно-нравственных ценностях, он прежде всего должен исходить из отечественных приоритетов, истории малых и больших народов России. Другое дело, может ли отдельно взятый педагог мыслить глобально, идя от частного к общему, всеобъемлющему? Вопрос риторический. В одном можно быть уверенным: только когда сформируется единое образовательное пространство, а реформы приобретут последовательный, устойчивый характер, можно будет говорить о серьезных положительных результатах.

Нет сомнений, дагестанское образование страдает общими проблемами. И главное препятствие — утрата престижа труда педагога. Если же проследить общую цепочку системных проколов в образовании республики, то можно констатировать, что здесь такая же ситуация, как и в других российских регионах. Труд педагога оплачивается все еще неравнозначно, при том, что в этом вопросе в последние годы сделано немало. Типовые школы скорее исключение, чем правило, а технологическое оборудование, например, такое, как «новая школа» — по-прежнему из ряда вон выходящий случай. Можно ли в таком случае претендовать на европейские стандарты?

 Нельзя не считаться и с тем, что педагоги, смирившись с пресловутой тестовой системой, тем не менее продолжают настаивать на незыблемости приоритетов советской школы, которые необходимо адаптировать к европейской модели. На самом деле реформаторы российского образования не просто прислушиваются к оппонентам, но и внедряют в образовательные стандарты элементы классической школы. И во многом эта преемственность дает возможность для прорыва к инновационному образованию. Об этом на августовском совещании говорил руководитель Рособр­надзора С. Кравцов. Он пообещал в течение начинающегося учебного года вместе с дагестанскими педагогами работать на общий результат. Нам его помощь очень необходима.

Другое слабое звено – обновление педагогических кадров. По признанию министра образования и науки РД Шахабаса Шахова, заменить плохих педагогов вот так враз на хороших невозможно, поскольку высшая школа пополняется студентами, явно не отличающимися хорошими знаниями на школьном этапе. Не приходится мечтать о былых временах, когда в школу шли по призванию, а не по меркантильным соображениям. Сегодня, когда в республике происходят ощутимые перемены, и высшая школа не может оставаться в стороне.

Труднее всего при проведении честного и прозрачного ЕГЭ пришлось отраслевому ведомству. Огромными усилиями смогли навести порядок и, самое главное, заставить поверить выпускников и их родителей не только в то, что только честный ЕГЭ позволит объективно отразить картину знаний, но и в то, что знания и есть главный капитал, который можно заработать честным путем.

Да, очищение дается нелегко. И в этом году школам, педагогам, ученикам пришлось доказывать, что прошлогодний результат — не случайность, а закономерность и дальше он будет закрепляться, совершенствоваться. Только так можно поспеть за модернизацией образования, не сбавляющего, а наращивающего темпы.

Комментируя ситуацию с ЕГЭ, Глава республики сказал: «Благодаря нашим совместным усилиям в прошлом году нам удалось выйти из ситуации национального позора и постепенно перейти на уровень национального достоинства, потому что главной задачей образования является именно формирование человеческого достоинства. Если во время сдачи выпускных экзаменов это достоинство унижается, то можно сказать, что цели образования мы не достигли».

Согласитесь, это не просто руководство к действию, но и повод для размышлений для тех, кто только пришел в педагогику, которая должна не только учить, но и воспитывать настоящих граждан своей страны. И для этого учителю необходимо обладать системой знаний, позволяющей ему реализовать себя как профессиональная, творческая, думающая и анализирующая личность. Процесс этот долгий. Но кто сказал, что успех, пусть даже самый скромный, бывает случайным — впереди у педагогов, родителей, учащихся много работы.

Педагог – ключевая фигура в образовании. И он не просто учитель, он — воспитатель нового поколения. Когда педагог говорит о духовно-нравственных ценностях, он прежде всего должен исходить из отечественных приоритетов, истории малых и больших народов России

Давая оценку современному образованию, Р. Абдулатипов обозначил важность существования рейтингов в образовательной деятельности, которые смогут реально отобразить картину и дать объективную оценку работы в этой сфере. «Органы госвласти, педагогическая общественность делают общее дело и находятся в одной связке и одинаково ответственны в решении тех задач, которые поставил перед нами Президент РФ В.Путин, — сказал он,- принят закон «Об образовании», а индикаторами майских Указов Президента РФ намечены существенные изменения в сфере дошкольного, общего школьного, вузовского образования. И задачу эту необходимо решать начиная с первоначальной ступени — детского сада. Да, мы пока находимся в начале пути. Но вместе с тем за последние два года в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования введены 38 новых дошкольных учреждений на 5625 мест».

Нельзя не сказать и о том, что все это происходит на фоне изменения порядка распределения субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования, что привело к сокращению средств из федерального бюджета более чем в три раза: с 2,1 млрд рублей в 2013 году до 613 млн рублей в 2014 году. Вместе с тем наряду с государственными за последние годы введено 10 частных дошкольных учреждений. И это позитивный фактор.

В этой связи нельзя не обратиться к теме электронной очереди. Несмотря на наведение порядка в очередности детей в детские сады, около 2000 детей республики все еще нуждаются в детсадах. До конца года запланировано создание 15 тысяч мест, в том числе около 12 тысяч за счет групп кратковременного содержания. Не менее важная задача перед дошкольными педагогами в новом учебном году – внедрение Федеральных образовательных стандартов.

Другая остро стоящая на повестке дня проблема – ветхие, аварийные школы. На этом акцентировал внимание на августовском совещании Глава республики. Сегодня только 657 школ являются типовыми, 148 находятся в аварийном состоянии, 598 нуждаются в капитальном ремонте. По причине ветхости и аварийности 102 школы не имеют лицензий на образовательную деятельность, поскольку не смогут получить положительные заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора. В рамках федеральной целевой программы «Юг России» за последние два года введено в эксплуатацию 16 общеобразовательных учреждений на 5150 мест. До конца 2017 года планируется построить еще 12 школ, что позволит ликвидировать трехсменное обучение, сегодня в трехсменном режиме работают 13 школ республики, в том числе и в Махачкале, в которых обучаются 2058 учащихся. Еще 100000 школьников обучаются во вторую смену. Их перевод на односменное обучение потребует порядка 56 млрд рублей.

Существенной поддержкой станет программа перевода российских школ на односменное обучение, которая начнет работать в 2016 году. При этом речь идет не только о строительстве, но и о целой системе акций, в том числе возврате школьных зданий, расширении существующих школ.

Глава Дагестана также отметил необходимость решения проблемы малокомплектных школ. По словам Р. Абдулатипова, в них по объективным причинам не получается выдерживать общие стандарты образования, и этот вопрос требует тщательного изучения. Но это не значит, что надо повально искоренять малокомплектные школы. Все надо делать разумно и в интересах детей.

О многом говорил Глава республики на встрече с педагогами. Это был умный разговор о будущем республики и о тех, кто должен стать проводником реформ в образовании, духовно-нравственном становлении молодого поколения. Р. Абдулатипов видит выход из глубокого духовного кризиса в сохранении традиций и обычаев дагестанского народа, уважении к старшим. В этом, по его мнению, условия сохранения нашей идентичности.

Многое предстоит сделать педагогам республики в нынешнем году. Это реализация республиканской программы развития образования на период до 2025 г., федеральных программ, в том числе по развитию спорта на селе, инклюзивному обучению. Год предстоит насыщенный, напряженный. Важно сосредоточиться – и за работу.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Образование»