Инертность, сравнимая с преступлением
Кажется, только вчера педагоги республики на августовском совещании обсуждали положение в образовании. А Глава республики призывал учительский актив к проявлению гражданской позиции, точечно обозначив круг первоочередных мер по наиболее острым проблемам в образовательной сфере.
Отраслевое министерство, оперативно отреагировав на замечания первого лица республики, все указания сразу взяло на карандаш. На организованной Министерством образования и науки РД видеоконференции с управлениями образования муниципалитетов республики как раз разговор пошел о готовности образовательной сферы к новому учебному году.
Вопросы касались формирования классов-комплектов на текущий год с учетом оптимизации неэффективных расходов, численности состава образовательных учреждений, обеспеченности учебниками, а также реализации майских указов Президента РФ, внедрения ФГОСов дошкольного образования. Давая оценку дагестанскому образованию, министр образования и науки РД Шахабас Шахов призвал коллег не самоуспокаиваться, а работать над теми сложными задачами, что стоят перед педагогами республики. По мнению министра, по многим вопросам учителям предстоит рутинная работа, требующая усилий, сосредоточенности на стержневых направлениях образования. Все еще острой остается обстановка с дошкольными учреждениями, немало проблем в дополнительном образовании, реализации майских указов, нацеливающих на повышение зарплаты не ниже экономики региона.
Одной из центральных проблем на сегодняшний день являются детсады. И несмотря на то, что в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования введены 38 детсадов на 5625 мест, свыше 20 тысяч детей остаются не охваченными ими. Кроме реконструируемых, строительства новых детсадов, республике необходимо создавать частные детсады, группы кратковременного пребывания.
Отмечалось также, что из 38 введенных в строй детсадов 11 не лицензированы, и муниципальные образования должны взять на контроль этот вопрос. Выявлены неэффективно сформированные классы. Во многих муниципалитетах наполняемость классов от 1 до 8 учащихся. Как следствие, превышение количества педагогических ставок, нарушение принципа взаимообучения и конкурентности, социализации ребенка. В этом случае целесообразно создание пришкольных интернатов.
Созданная Администрацией Главы и Правительства РД Комиссия по проведению оптимизации сети образовательных учреждений выявила, что на достижение целевых показателей в целом по республике дефицит средств составил 376 млн рублей, а возможный объем средств оптимизации — 470 млн рублей. Так что муниципалитетам есть над чем поработать. Немало вопросов у ведомства накопилось к должностям психологов и социальных работников. Во многих случаях эти единицы искусственно привязаны к школам, где количество не превышает ста детей. Несмотря на неоднократные напоминания, до сих пор во многих муниципальных образованиях работают так называемые вечерние школы, в которых обучаются старшеклассники, перешедшие на вечернюю форму обучения. И так выходит, что вечерние школы вроде закрыли, а расходы те же самые.
На августовском совещании Глава республики дал поручение разработать программу по подготовке профессиональных кадров на школьном этапе. Министерством определены наиболее перспективные и востребованные рабочие профессии, по которым планируется подготовка учащихся 10-11 классов. Достигнута договоренность о проведении на базе школы- интерната в г. Буйнакске подготовки учащихся к рабочим профессиям, подготовлен проект соглашения между промышленно-экономическим колледжем №2 по взаимодействию в обучении рабочим профессиям. К сожалению, не все управления образования смогли четко ответить по этому вопросу. Но есть и хорошие примеры. В Кизляре ни на один день не прекращал работу УПК, где учащиеся старших классов могут получить рабочие профессии и документ об окончании курсов. Хасавюрт — один из успешных регионов, внедряющих новые образовательные инициативы.
Но подобное взаимодействие можно отнести скорее к исключению, чем к правилу. На селекторном совещании, несмотря на заданный отраслевым ведомством рабочий настрой, многие начальники управлений образования вяло отчитывались, ссылаясь на то, что не могут (!) попасть на прием к главе администрации. Ш. Шахов отметил недопустимость подобной инертности, так дело не пойдет, констатировал министр. Обстановка накалилась и при обсуждении вопроса о количестве спортшкол республики. Хотя в детско-юношеских школах 3781 тренер, что более чем достаточно, почему-то закрываются станции юных натуралистов.
Ш. Шахов потребовал навести порядок в целевом использовании средств.
Вопрос об учебниках также вызвал бурное обсуждение в ходе видеоконференции. Средств на приобретение учебников выделено более чем достаточно, тем не менее на местах разыгрываются баталии между родителями и школами, в министерство поступает информация с мест о том, что учебников не хватает. Было озвучено, что учебники для начальной школы — бесплатные.
Подводя итог видеоконференции, Ш. Шахов особо отметил, что там, где местная администрация работает в тесном контакте с управлениями образования, дело спорится. Но пока, к сожалению, во многих регионах преобладает инертность, сравнимая с должностным преступлением.