Исходя из общего блага
«Государство существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы на земле не было ада» Н. Бердяев Общепризнанно, основными предпосылками установления доброжелательных цивилизованных взаимоотношений между гражданами, каких бы мировоззренческих принципов они ни придерживались, является соблюдение в полной мере принципа свободы совести и вероисповедания. И введение в школьную программу нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» должно стать регулятором, устраняющим препятствия различного характера, фиксируемые общественным мнением.
Основной вопрос, однако, в том, противоречит ли введение данного предмета в светской школе названным принципам? В зависимости от понимания термина «светскость» и различаются мнения в кругах ученых, журналистов и всех, кто интересуется данной проблематикой. Но если не воспринимать светскость как антирелигиозность, внерелигиозность, а как разделение сфер деятельности и компетенции, где органы государственной власти и организационные структуры религиозных конфессий разделены, то не только не противоречит, но и находится в их русле.
В своей книге «Судьбы ислама в России» глава республики Рамазан Абдулатипов отмечает, что «государство обязано обеспечивать равноправный и справедливый диалог конфессий в стране, прослеживать этнический и религиозный паритет на всех уровнях, вести постоянный диалог с обществом, особенно с молодежью, имея в виду, что большинство приверженцев так называемых нетрадиционных религий и культов – молодые люди». Соответственно государство выступает в наше время как светская нерелигиозная институция, которая не нарушает принципа равноправного отношения к представителям разных конфессий, исходя из понятия «общего блага».
Между тем расширение содержания современных учебных программ за счет основ религиозных культур ставит на повестку дня следующие вопросы: кто должен преподавать основы религиозной культуры в школе — священнослужитель, специалист-теолог или светский учитель? Будет ли обеспечено в каждой школе наличие специалистов для введения всех модулей, или же руководители образования предпочтут «уговорить» родителей голосовать за «удобный» для школ единый модуль? Не превратится ли предмет курса религиозной культуры в агитацию основ какой-либо религии? Смогут ли дети в таком юном возрасте изучать сравнительный курс конфессий, смогут ли сделать для себя определенные выводы? Практически от решения этих вопросов будет во многом зависеть, не потеряется ли в конечном итоге смысл введения нового предмета.
Но государство для того и существует, чтобы не отстраняться от имеющихся и возможных проблем, а для того, чтобы под крылом своих институтов решать их, сохранять целостность общества, защищать законные права и свободы граждан. В области свободы вероисповедания граждане имеют такие основные права, как исповедовать любые религиозные ценности, действовать в соответствии с ними и распространять их. Но если общеобразовательная школа как институт социализации личности лишается возможности удовлетворить элементарные социальные запросы учащихся духовно-нравственной и религиозной направленности, то она тем самым вынуждает последних находить другие источники информации о религии, которые скорее всего не будут совмещать эти знания с воспитанием в духе межнационального, межконфессионального и внутриконфессионального мира и согласия в обществе.
И не лучше ли сегодня сделать российскую школу отвечающей современным реалиям, избавить ее от антирелигиозных штампов, раскрепостить в мировоззренческом плане? И тем самым развивать личность ученика в духе уважения к своему историческому наследию, знания отечественной духовности и культуры вне зависимости от его дальнейшего мировоззренческого выбора. Кто, если не подготовленные педагоги, учителя, руководители образования, должен решать вопросы воспитания толерантности в своей повседневной работе? Ведь современная школа — это важнейший государственный институт воспитания подрастающего поколения, формирования у них установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости, профилактики различных видов экстремизма и т.д. Для установления толерантного климата в дагестанском обществе необходима такая организация образования и воспитания, когда, с одной стороны, будет обеспечен свободный выбор религии, а с другой – сформирована у школьников установка доброжелательного отношения к любому мировоззренческому выбору, в том числе и к религиозному, на основе знаний всего культурного достояния.
Безусловно, принятое на федеральном уровне решение по инициативе религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России является свидетельством понимания пагубности ухода государства из религиозной и национальной сферы и отстранения органов государственной власти от регулирования этноконфессиональных отношений наряду с полной секуляризацией общественной жизни. Таким образом, поддержанная в бытность своего президентства Д. Медведевым идея о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России воплотилась в реальность с 1 сентября 2012 года, и предмет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса, объемом 34 часа. Новый предмет включает в себя шесть учебных модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Апробация, которая велась в течение двух лет в 21 регионе России, показала: школы и родители готовы к введению «Основ религиозных культур и светской этики» в штатном режиме.
Правда, комплекс организационно-практических мер по внедрению нового предмета в учебную программу на региональном уровне нуждается в согласованных действиях между государственными и общественными институтами (в том числе и с религиозными организациями). Например, достижение единства между Министерством образования РД и Духовным управлением мусульман по поводу выбора учебника для нового предмета позволило бы избежать множества нареканий и замечаний со стороны экспертов.