Сетевое издание «Дагестанская правда»

17:00 | 16 января, Сб

Махачкала

Weather Icon

История без закрытых тем

A- A+

В российской прессе идет активное обсуждение концепции нового школьного учебника истории России. Безусловно, попытку найти золотую середину в концептуальных вопросах можно только приветствовать. Важно, чтобы учебник не страдал идеологическими пристрастиями, тенденциозными оценками, по достоинству оценивал бы роль в истории личностей, народов и эпох. Сумел бы передать последующим поколениям уважение к святыням Родины, дух патриотизма, гражданственности - всего того, что составляет основу гражданского общества.

В нашей республике в обсуждении нового учебника, в дискуссиях принимают участие дагестанские ученые. В ДНЦ РАН прошел круглый стол с участием известных историков, педагогов, общественных деятелей.

Давая характеристику новому учебнику истории России, председатель ДНЦ РАН Х. Амирханов заявил, что универсальное издание включает концептуальные сведения об основных событиях в жизни нашей страны, составляющих стержень российской государственности. Создана рабочая группа по выработке принципиально важных вопросов, и уже в следующем году учебник должен быть издан с учетом всех замечаний и предложений, поступивших из регионов, от научных, педагогических сообществ. По мнению Х.Амирханова, к обсуждению нового учебника истории России необходимо подойти со всей мерой ответственности, чтобы Дагестан мог внести свои существенные предложения, а учебник представлял бы собой органичное сочетание общероссийского, регионального и локального компонентов. 

Выступавшие отмечали, что новая концепция заметно отличается от существующих. И это происходит не только потому, что в ней сделана попытка выделить перечень «трудных» вопросов истории, где крайне трудно дать односложные оценки, но и тем, что в учебнике уделяется много внимания освещению вместе с «большой социальной историей», «историей дворцов», крупных поселений и малой истории, истории специфики развития микрорегионов, истории повседневности, частной жизни простых людей.

Наряду с этим отмечалось, что в концепции мало внимания уделено народной культуре, народному творчеству, искусству. Тогда как для региональной истории, в частности для освещения истории Дагестана, это очень важно. А аргумент, что учебно-методическое обеспечение преподавания региональной истории является самостоятельной проблемой, ничего не решает. Проблема освещения культуры в целом сохраняет старую традицию «городоцентризма», когда оценки развития культуры даются преимущественно только как результат развития городской культуры. Есть отдельные упоминания о развитии народной культуры, но их очень мало. 

По мнению ученых, в заключительных разделах текста историко-культурного стандарта должен прозвучать и термин «русскоязычная культура» как особое явление формирования межкультурного диалога во внутрироссийской действительности, начиная с середины XIX в., как формы диалога между народами России. Требуется, чтобы в школьном курсе превалировал «пафос созидания», но с выдержанными, объективными оценками. А пафос, безусловно, необходим при оценке и изложении уникальных произведений деятелей российской культуры: архитектуры, изоискусства, музыки, народного искусства, фольклора народов России.

Другой момент, смущающий экспертов, состоит в том, что разработчики указывают, что «в своем политическом и культурном развитии Российское государство развивалось в относительной изоляции от Западной Европы. Это создало необходимые предпосылки для формирования самобытной культуры и политической системы, отличной как от западных, так и от восточных образцов. XVI-XVII вв. — время постепенного, но неуклонного укрепления в России центральной власти, принявшей в итоге форму самодержавной монархии (со всеми позитивными и негативными последствиями этого исторического явления)». Пояснения «о неких позитивных и негативных последствиях такого развития» слишком общие и обтекаемые.

Есть необходимость уточнить ту часть учебника, где говорится об истории религий. Фраза о том, что история религий должна «пронизывать все содержание учебника», неудачна. «Пронизывать» учебник должны многие вопросы. Существует необходимость подчеркнуть, что история религий была и историей конфликтов религии со свободомыслием, атеизмом и историей формирования толерантных отношений между конфессиями. Не обобщены в учебнике и экономические, вопросы сельского хозяйства. Таким образом, дробление по темам требует отдельного рассмотрения. По мнению дагестанских ученых, в учебнике истории России необходимо отразить и период Кавказской войны, Гюлистанский договор и др.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»

  • Технопарк на колёсах 

    Организация инновационной проектной деятельности в образовательных учреждениях, расположенных в сельской...

    95

    8:16  17.12.20

  • Коронавирус

    Образование в период пандемии 

    Мы в 2020 г. внезапно начали жить онлайн. Я не врач, о здравоохранении пусть расскажут профессионалы. Хочу...

    80

    8:10  15.12.20

  • наука

    Вклад в военную науку 

    В Санкт-Петербурге в серии «Подводное оружие» вышла очередная монография дагестанского ученого Шамиля...

    155

    8:04  10.12.20

  • Не прекращайте учиться! 

    В последних числах ноября вот уже в шестой раз прошла международная просветительская акция «Географический...

    72

    8:16  02.12.20

  • Дошколятам – о Дагестане 

    Воспитатель подготовительной группы детского сада № 40 Калининского района Санкт-Петербурга Наталья...

    80

    8:10  12.11.20

  • наука

    Трудные вопросы тонкой материи 

    Дагестанскому федеральному исследовательскому центру Российской академии наук – 75! Для справки: это самый...

    171

    8:26  30.10.20