Купить PDF-версию
13:08 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X
09:22 14.02.2018

История с уроком географии

Самый непопулярный среди выпускников дагестанских школ предмет – география. По мнению учителей-предметников, дисциплина переживает сложные времена и находится в состоянии деградации.

Всероссийский географический диктант еще раз показал, что далеко не все знают, как называется самое глубокое пресноводное озеро мира или самый высокий вулкан у нас в стране, и, как выяснилось, некоторые даже не догадываются, что остров Сахалин находится в Тихом океане, а правый приток Волги – река Ока. Многие участники диктанта не смогли расположить субъекты Федерации с севера на юг или понять, о каком географическом объекте шла речь в отрывке из произведения русской классической литературы.

Современное школьное географическое образование сталкивается со множеством проблем. Учителям в одиночку не под силу изменить статус географии как «второстепенного» урока. Что надо предпринять в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах и вернуть былые позиции в ученическом расписании и в сознании?

На эти и другие темы наш корреспондент побеседовал с членом Дагестанского отделения Русского географического общества, учителем географии многопрофильного лицея №3 Махачкалы Тагиром Балгуевым.

— Главные причины спада интереса к географии – сокращение количества часов преподавания, плохое качество учебников и отсутствие полевых занятий, — сразу заявил Т.Балгуев. И продолжил: — Перемены, происходящие в стране и мире, вызвали сложный процесс переоценки и переосмысления социально-культурных ценностей, поменяли интересы людей. В связи с этим особая ответственность сегодня ложится на школу, которая является единственным центром знаний для детей и подростков.

А что делает система просвещения? Сокращает часы географии! Уроки по этому предмету перестали стоять в одном ряду по значимости с математикой, русским языком, литературой… Хотя это единственная наука, которая с 1845 года имеет свою общественную организацию — Русское географическое общество. Оно объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиастов-путешественников, экологов, общественных деятелей и всех, кто стремится узнать новое о России, кто готов помогать сохранению её природных богатств. Региональные отделения Общества действуют в каждом из 85 субъектов Российской Федерации.

До последних нововведений в образовании география еще оставалась одной из востребованных дисциплин школьного курса обучения. Ныне географию изучают только во втором полугодии 9-го класса. 1,5 часа уделяется курсу «Экономической географии России»; 0,5 часа отводится на «Физическую и экономическую географию Дагестана». На этом знакомство с географией Страны гор заканчивается. Понятно, получасовые курсы не дают должных знаний. А учебники? В последний раз материал в них обновлялся в 90-х годах. С тех пор раздел экономической географии давно устарел.

При таком подходе реформаторов у школьников волей-неволей формируется отношение к предмету как второстепенному, который не нужно учить, так как он входит в число предметов по выбору. Считаю, вопрос этот надо поднять на государственном уровне. Несправедливо, что востребованность науки напрямую зависит от ЕГЭ и ОГЭ. Сегодня географию выбирают только те выпускники, которым результаты необходимы для поступления в профильные вузы. Между тем большинство вузов, за исключением географических факультетов университетов, результаты ЕГЭ по географии не требуют.

— Неужели нет никакой возможности сделать географию интересной для учащихся?

— Можно. Но опять–таки все упирается в учебные часы. Конечно, изучать предмет интереснее на практике, в экспедициях, нежели по учебникам. Школьной программой прогулки по горам не предусмотрены, а должны бы проводиться обязательно. География лучше усваивается в природных условиях: проблемы экологии, состояние водоемов. Хорошо бы проверить в школьной лаборатории химический состав снега, дождевой воды.

— При сегодняшнем оснащении школ это реально сделать?

— Одна из проблем — нехватка оборудования, новой техники, даже вполне распространенной на сегодняшний день, такой, как интерактивная доска. В кабинете, как минимум, должен быть компьютер с Интернетом, проектор, географические и экономические карты для всех разделов географии, поурочные приборы. А на деле уроки ведутся с помощью тех же средств, которые использовались десятилетиями: бумажных карт, атласов, учебников. А чтобы получить хоть какую-либо учебную технику, учитель должен выиграть грант.

— В какой отрасли может работать молодой географ, если не считать преподавательскую работу?

— ДГПУ и ДГУ готовят учителей-географов, выпускники могут работать в Министерстве природных ресурсов, в рыбоводческих хозяйствах, ДНЦ РАН, экологических структурах, заповедниках и т.д. Но, к сожалению, многие выпускники вынуждены покинуть республику в поисках работы по специальности.

— Если исходить из результатов географического диктанта, в каких областях знаний наблюдаются явные пробелы у наших школьников?

— По этим единичным акциям серьезных выводов не сделаешь. Очень мало людей, знающих свою страну с точки зрения географии, и с каждым годом результаты все хуже и хуже. Слабые знания показывают школьники в умении работать с картой, в этнографии. Многие не понимают, что карта – самый важный источник информации. Около половины заданий в контрольно-измерительных материалах по географии или напрямую нацелены на проверку умения работать с картой, или требуют использования атласа. Чтобы исправить такое положение, надо уделять географии гораздо больше внимания, и на самом высоком уровне.

Похожие

Профессия дальнего действия

23
Иногда родной язык ей даже снится. «Это образ моей родины, он осязаемый, близкий, наполненный светом. С ним ты рождаешься, с ним уходишь. И это то, что держит каждого...

По тропинке к детским сердцам

398
Сегодня в СМИ и соцсетях нередко обсуждаются случаи, когда учителя школ становятся...

«Поверить алгеброй гармонию…»

26
Особые люди… К ним тянутся, они всегда неожиданны и интересны тем, что все в них не по...

Профессия сама выбрала меня

94
Учитель литературы – это живая классика. А литература в школе наряду с математикой и русским...

Мы помним…

39
Недавно в одном из периодических изданий Дагестана была публикация о русских учителях,...

Все дело в учителе

319
Подходя к домику в четыре окна, спрятавшемуся за деревьями, мы с Карузат замедлили шаги,...

Учитель – самая главная награда

171
Многодетностью в Дагестане никого не удивишь. Но все же не...

Чтобы было престижно и качественно

112
По данным опроса ВЦИОМ, лишь 21% из 1600 опрошенных россиян...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

64
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

27
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...