01:00 | 21 сентября, Пт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

История с уроком географии

1 2
A- A+

Самый непопулярный среди выпускников дагестанских школ предмет – география. По мнению учителей-предметников, дисциплина переживает сложные времена и находится в состоянии деградации.

Всероссийский географический диктант еще раз показал, что далеко не все знают, как называется самое глубокое пресноводное озеро мира или самый высокий вулкан у нас в стране, и, как выяснилось, некоторые даже не догадываются, что остров Сахалин находится в Тихом океане, а правый приток Волги – река Ока. Многие участники диктанта не смогли расположить субъекты Федерации с севера на юг или понять, о каком географическом объекте шла речь в отрывке из произведения русской классической литературы.

Современное школьное географическое образование сталкивается со множеством проблем. Учителям в одиночку не под силу изменить статус географии как «второстепенного» урока. Что надо предпринять в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах и вернуть былые позиции в ученическом расписании и в сознании?

На эти и другие темы наш корреспондент побеседовал с членом Дагестанского отделения Русского географического общества, учителем географии многопрофильного лицея №3 Махачкалы Тагиром Балгуевым.

— Главные причины спада интереса к географии – сокращение количества часов преподавания, плохое качество учебников и отсутствие полевых занятий, — сразу заявил Т.Балгуев. И продолжил: — Перемены, происходящие в стране и мире, вызвали сложный процесс переоценки и переосмысления социально-культурных ценностей, поменяли интересы людей. В связи с этим особая ответственность сегодня ложится на школу, которая является единственным центром знаний для детей и подростков.

А что делает система просвещения? Сокращает часы географии! Уроки по этому предмету перестали стоять в одном ряду по значимости с математикой, русским языком, литературой… Хотя это единственная наука, которая с 1845 года имеет свою общественную организацию — Русское географическое общество. Оно объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиастов-путешественников, экологов, общественных деятелей и всех, кто стремится узнать новое о России, кто готов помогать сохранению её природных богатств. Региональные отделения Общества действуют в каждом из 85 субъектов Российской Федерации.

До последних нововведений в образовании география еще оставалась одной из востребованных дисциплин школьного курса обучения. Ныне географию изучают только во втором полугодии 9-го класса. 1,5 часа уделяется курсу «Экономической географии России»; 0,5 часа отводится на «Физическую и экономическую географию Дагестана». На этом знакомство с географией Страны гор заканчивается. Понятно, получасовые курсы не дают должных знаний. А учебники? В последний раз материал в них обновлялся в 90-х годах. С тех пор раздел экономической географии давно устарел.

При таком подходе реформаторов у школьников волей-неволей формируется отношение к предмету как второстепенному, который не нужно учить, так как он входит в число предметов по выбору. Считаю, вопрос этот надо поднять на государственном уровне. Несправедливо, что востребованность науки напрямую зависит от ЕГЭ и ОГЭ. Сегодня географию выбирают только те выпускники, которым результаты необходимы для поступления в профильные вузы. Между тем большинство вузов, за исключением географических факультетов университетов, результаты ЕГЭ по географии не требуют.

— Неужели нет никакой возможности сделать географию интересной для учащихся?

— Можно. Но опять–таки все упирается в учебные часы. Конечно, изучать предмет интереснее на практике, в экспедициях, нежели по учебникам. Школьной программой прогулки по горам не предусмотрены, а должны бы проводиться обязательно. География лучше усваивается в природных условиях: проблемы экологии, состояние водоемов. Хорошо бы проверить в школьной лаборатории химический состав снега, дождевой воды.

— При сегодняшнем оснащении школ это реально сделать?

— Одна из проблем — нехватка оборудования, новой техники, даже вполне распространенной на сегодняшний день, такой, как интерактивная доска. В кабинете, как минимум, должен быть компьютер с Интернетом, проектор, географические и экономические карты для всех разделов географии, поурочные приборы. А на деле уроки ведутся с помощью тех же средств, которые использовались десятилетиями: бумажных карт, атласов, учебников. А чтобы получить хоть какую-либо учебную технику, учитель должен выиграть грант.

— В какой отрасли может работать молодой географ, если не считать преподавательскую работу?

— ДГПУ и ДГУ готовят учителей-географов, выпускники могут работать в Министерстве природных ресурсов, в рыбоводческих хозяйствах, ДНЦ РАН, экологических структурах, заповедниках и т.д. Но, к сожалению, многие выпускники вынуждены покинуть республику в поисках работы по специальности.

— Если исходить из результатов географического диктанта, в каких областях знаний наблюдаются явные пробелы у наших школьников?

— По этим единичным акциям серьезных выводов не сделаешь. Очень мало людей, знающих свою страну с точки зрения географии, и с каждым годом результаты все хуже и хуже. Слабые знания показывают школьники в умении работать с картой, в этнографии. Многие не понимают, что карта – самый важный источник информации. Около половины заданий в контрольно-измерительных материалах по географии или напрямую нацелены на проверку умения работать с картой, или требуют использования атласа. Чтобы исправить такое положение, надо уделять географии гораздо больше внимания, и на самом высоком уровне.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Другие тэги

Статьи по тегам

  • Все дело в учителе 

    Подходя к домику в четыре окна, спрятавшемуся за деревьями, мы с Карузат замедлили шаги, предупредительно...

    291

    9:15  25.07.18

  • Учитель – самая главная награда 

    Многодетностью в Дагестане никого не удивишь. Но все же не так часто встречается семья, имеющая десятерых...

    144

    9:55  01.03.18

  • Чтобы было престижно и качественно 

    По данным опроса ВЦИОМ, лишь 21% из 1600 опрошенных россиян считают профессию педагога престижной, а 42% россиян...

    111

    10:12  19.10.17

  • «Я неисправимый лирик…» 

    На ее уроки ученики не опаздывают. Не потому,­ что она учитель строгий,­ скорее потому что уроки интересные....

    58

    11:01  18.10.17

  • Образование – задача на все времена 

    Давно известно, что кадры решают все. Но стоит только начать какое-то серьезное дело, как оказывается, что...

    70

    11:00  05.10.17

  • Память не ржавеет и не старится 

    Я лихорадочно роюсь в своих архивах. Неужели оно пропало? – бьется тревожная мысль. Из рыхлой папки выпадает...

    22

    9:59  05.10.17

Статьи из рубрики «Образование»

  • Обмен опытом и диалог 

    Организаторы образовательного форума Caspian Eduwave 2018, который пройдет 21-23 сентября на базе санатория «Каспий»,...

    4

    1 день назад

  • Воспитать гражданина 

    Модернизация образования, престиж профессии, роль учителя в воспитании гражданственности и патриотизма у...

    16

    9:30  06.09.18

  • Знаний много не бывает 

    Темой очередного круглого стола, состоявшегося в Махачкалинском Центре повышения квалификации стала...

    14

    9:24  06.09.18

  • На радость всем кизлярцам 

    Порог нового корпуса на 320 ученических мест к СОШ №5 г. Кизляра переступили 50 первоклашек. Его открытие прошло...

    17

    9:39  05.09.18

  • В первый день сентября… 

    Завтра, в День знаний, выйдут на торжественную линейку 50 тысяч дагестанских первоклассников – для них...

    25

    9:18  31.08.18

  • Есть инвесторы – есть надежда 

    Вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, стоят на повестке дня. Проблема решается, но...

    33

    9:15  29.08.18