Как воспитать нравственную личность?
В Махачкалинском колледже строительства и дизайна прошёл семинар «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в образовательном учреждении». Организовали его Национальная библиотека РД имени Р.Гамзатова и УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации».
Основными докладчиками на семинаре были зам. директора Национальной библиотеки заслуженный работник культуры РД Сарат Джабраилова и зам. директора – начальник проектно-методического отдела МЦПК Саида Микогазиева. Выступающие отмечали, что ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа, колледж, вуз являются важным фактором обеспечения социальной и культурной модернизации современного российского (дагестанского) общества. Активизация системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи и становление их гражданской идентичности. Особо подчеркнуто, что Концепция духовно-нравственного воспитания согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании». Главная ее цель — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно Концепции, деятельность учебных заведений должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.
Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Они помогают знакомиться с лучшими образцами художественной культуры, предметами искусства, героическими, историческими событиями своего государства, с последующим обсуждением прочитанного и увиденного.
Председатель Республиканского совета ветеранов, член Общественной палаты РД Магарам Алиджанов говорил о том, что именно благодаря духовно-нравственному и патриотическому воспитанию наша страна победила фашизм 74 года назад. И сегодня молодежь республики, продолжая славные традиции отцов и дедов, готова в любой момент встать на защиту своей малой и большой Родины. Свидетельство тому — события 20-летней давности, когда дагестанские ополченцы вместе с федеральными войсками смогли уничтожить международные бандформирования, пришедшие в Дагестан со стороны Чечни.
Выступившие на семинаре председатель Фонда патриотического воспитания молодежи имени генерал-полковника Магомеда Танкаева Гасангусейн Абдулжелилов, ученый секретарь Института проблем геотермии ДНЦ РАН, к.ф-м.н. Саид Ниналалов, в.н.с. ИЯЛИ ДНЦ РАН, к.филолог.н. Хизри Юсупов отметили, что воспитательный процесс духовно-нравственного развития должен включать и социальную практику. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Они пожелали слушателям колледжа в раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, включить трудовые и экологические десанты, экскурсии, благотворительные или гражданские акции, военно-патриотические мероприятия. Гости особое внимание обратили на необходимость формирования у молодежи толерантного отношения к представителям любой нации или религиозного сообщества.
Участники семинара отметили актуальность состоявшегося обсуждения и взаимную заинтересованность в обмене опытом деятельности образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания, возрастающую потребность в организационной, ресурсной и финансовой поддержке межшкольного и межвузовского взаимодействия и партнерства с региональными органами власти и общественными организациями в направлении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, актуальность повышения гражданско-правовой культуры молодежи.
Участники семинара приняли полезные рекомендации в плане духовно-нравственного воспитания молодежи. В частности, решено совершенствовать методику преподавания культуры и традиций Дагестана, формирования у обучающихся исторически сложившейся системы ценностей и норм поведения, потребности в гармонизации межнациональных отношений, создания условия для разработки концепции преподавания региональной истории, интегрировать ее в общий курс истории Отечества.
Предложено МЦПК провести круглый стол с участием руководителей образовательных учреждений, общественных объединений для распространения опыта профориентационной работы образовательных учреждений как одной из форм духовно-нравственного развития и социализации школьников. Желательно было бы увеличение Правительством РД финансирования грантовых проектов общественных организаций, направленных на духовно–нравственное воспитание.