Сетевое издание «Дагестанская правда»

18:00 | 30 ноября, Пн

Махачкала

Weather Icon

Какой учитель нужен школе

A- A+

Педагогическое мировоззрение современного учителя начинает формироваться в вузе. И здесь вузовскому сообществу предстоит сделать еще многое для ориентирования выпускника – будущего учителя – на каждого ребенка, на глубокое осознание и органичное принятие гуманистических идей воспитания.

Пока это не станет убеждением, правилом профессиональной жизни начинающего педагога, вряд ли он сможет современно преподавать, учить и воспитывать. Практически каждый выпускник вуза на первых этапах рассуждает о правильности выбора профессии, имеют место переживания о материальном благополучии, о том, что даже за мало-мальски негативные процессы, происходящие в подростковой и молодежной среде, сразу же обвиняют школу.

Другой вопрос, сможет ли она без ощущения внутренней силы и эмпирического понимания своей миссии привить своим воспитанникам свободу мышления, принципы общечеловеческих ценностей, идеи патриотизма? Сумеет ли отвратить их от эгоизма, аморальности, вражды и ненависти? Осознание особой роли учителя в обществе накладывает высокую мировоззренческую ответственность на педагогический вуз и колледж.

От того, какие взгляды и убеждения прививает новому учителю среднее специальное и высшее педагогическое учебное заведение, и что будет трансформировать он своим ученикам, зависит состояние школьной социокультурной среды и опосредованно общества в целом.

В повседневной, рутинной работе­ учителя, содержании и организации образовательной деятельности на уроке нам диктуют условия федеральные государственные образовательные стандарты, однозначно повлиявшие на учебный процесс. Они косвенно подталкивают учителя к пониманию, какого человека ждет общество.

Что мы выносим из знакомства с требованиями ФГОС? Не всем и не всегда удается настроиться на сотрудничество с учениками, предлагать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность подопечных. Не каждый учитель способен работать творчески, как того требуют новые стандарты, затрудняя себя поиском мотивации ученика к познанию окружающего мира, демонстрацией ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к жизни, ее узнавание. Ведь тогда урок нужно будет насыщать обменом мнениями, выявлением спорных вопросов, построением системы доказательств и многими другими приемами и методами. То есть урок придется строить по совершенно иной схеме: отказаться от объяснительно-иллюстративного метода работы, способствуя взаимодействию самих учеников. Они должны будут стать живыми участниками образовательного процесса.

У школьника сегодня формируются фрагментарное мировоззрение, знания по каждому отдельному школьному предмету, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом также порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Школа сегодня заинтересована в высоком уровне профессионализма своих педагогов. Повышение их профессионального уровня – необходимое условие модернизации системы образования. А это произойдет лишь тогда, когда сформируется система профессионального роста и развития педагогов. Именно поэтому государство продолжает искать оптимальную систему повышения квалификации и аттестации учителей, моральных и материальных стимулов. Сохранить в школе лучших учителей, пополняя штат новым поколением педагогов, способных работать в новых условиях, – важнейшая государственная задача.

Что еще мешает быстро и качественно перейти к новой парадигме образовательного процесса? Что необходимо сделать для его модернизации? Это фундаментальные вопросы современного образования. Ответы надо искать, обсуждать, идеи проверять и внедрять.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»

  • Дошколятам – о Дагестане 

    Воспитатель подготовительной группы детского сада № 40 Калининского района Санкт-Петербурга Наталья...

    31

    8:10  12.11.20

  • наука

    Трудные вопросы тонкой материи 

    Дагестанскому федеральному исследовательскому центру Российской академии наук – 75! Для справки: это самый...

    118

    8:26  30.10.20

  • Дагестанская чеканка на памятных знаках 

    На днях делегация Балтийского государственного технического университета (БГТУ) «Военмех» им. Д.Ф. Устинова...

    57

    8:14  27.10.20

  • Шанс проявить себя 

    Вот и подошел к концу полуфинал всероссийского конкурса «Большая перемена» в Махачкале. Напомним, это первый...

    45

    8:08  27.10.20

  • наука

    Научному центру Дагестана – 75! 

    В центре Махачкалы, на ул. М. Гаджиева, 45, расположено красивое здание – Дагестанский федеральный...

    136

    12:39  26.10.20

  • Билет в будущее 

    Сегодня, 2 октября, Россия отмечает 80-летний юбилей системы профессионально-технического образования. За эти...

    81

    8:30  02.10.20