X
09:15 07.06.2018

Какой учитель нужен школе

Выпуск - 2018 №№ 153-154
42

Педагогическое мировоззрение современного учителя начинает формироваться в вузе. И здесь вузовскому сообществу предстоит сделать еще многое для ориентирования выпускника – будущего учителя – на каждого ребенка, на глубокое осознание и органичное принятие гуманистических идей воспитания.

Пока это не станет убеждением, правилом профессиональной жизни начинающего педагога, вряд ли он сможет современно преподавать, учить и воспитывать. Практически каждый выпускник вуза на первых этапах рассуждает о правильности выбора профессии, имеют место переживания о материальном благополучии, о том, что даже за мало-мальски негативные процессы, происходящие в подростковой и молодежной среде, сразу же обвиняют школу.

Другой вопрос, сможет ли она без ощущения внутренней силы и эмпирического понимания своей миссии привить своим воспитанникам свободу мышления, принципы общечеловеческих ценностей, идеи патриотизма? Сумеет ли отвратить их от эгоизма, аморальности, вражды и ненависти? Осознание особой роли учителя в обществе накладывает высокую мировоззренческую ответственность на педагогический вуз и колледж.

От того, какие взгляды и убеждения прививает новому учителю среднее специальное и высшее педагогическое учебное заведение, и что будет трансформировать он своим ученикам, зависит состояние школьной социокультурной среды и опосредованно общества в целом.

В повседневной, рутинной работе­ учителя, содержании и организации образовательной деятельности на уроке нам диктуют условия федеральные государственные образовательные стандарты, однозначно повлиявшие на учебный процесс. Они косвенно подталкивают учителя к пониманию, какого человека ждет общество.

Что мы выносим из знакомства с требованиями ФГОС? Не всем и не всегда удается настроиться на сотрудничество с учениками, предлагать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность подопечных. Не каждый учитель способен работать творчески, как того требуют новые стандарты, затрудняя себя поиском мотивации ученика к познанию окружающего мира, демонстрацией ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к жизни, ее узнавание. Ведь тогда урок нужно будет насыщать обменом мнениями, выявлением спорных вопросов, построением системы доказательств и многими другими приемами и методами. То есть урок придется строить по совершенно иной схеме: отказаться от объяснительно-иллюстративного метода работы, способствуя взаимодействию самих учеников. Они должны будут стать живыми участниками образовательного процесса.

У школьника сегодня формируются фрагментарное мировоззрение, знания по каждому отдельному школьному предмету, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом также порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Школа сегодня заинтересована в высоком уровне профессионализма своих педагогов. Повышение их профессионального уровня – необходимое условие модернизации системы образования. А это произойдет лишь тогда, когда сформируется система профессионального роста и развития педагогов. Именно поэтому государство продолжает искать оптимальную систему повышения квалификации и аттестации учителей, моральных и материальных стимулов. Сохранить в школе лучших учителей, пополняя штат новым поколением педагогов, способных работать в новых условиях, – важнейшая государственная задача.

Что еще мешает быстро и качественно перейти к новой парадигме образовательного процесса? Что необходимо сделать для его модернизации? Это фундаментальные вопросы современного образования. Ответы надо искать, обсуждать, идеи проверять и внедрять.

Статьи из «Образование»

Тариф максимальный

2
В редакцию «Дагестанской правды» обратились родители учеников махачкалинских школ. По их словам, в школах города резко повысилась стоимость платных...

Как спасти «живое сокровище»?

28
В Махачкале дан старт амбициозному проекту – созданию первой комплексной программы по...

«Морячок» с морем впечатлений!

79
Каждое утро школьный двор махачкалинской СОШ № 57...

Триумф упорства и самодисциплины

20
Когда говорят о «золотой молодёжи», воображение часто...

ЕГЭ продолжается

53
На прошлой неделе в школах Дагестана завершился основной период сдачи ОГЭ. Для его...

Всё по-честному, без шпаргалок

27
На прошлой неделе девятиклассники сдавали ключевой для...

Величайший

14
Пушкинский день, как известно, уже давно отмечается ежегодно во всех городах России и СНГ....

Три ветви одного дерева

13
Русский язык – один из самых распространенных языков в мире, он принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейской семьи.

Универсальный совет: читайте классику

14
Наступило лето, а значит, большие каникулы и...

Экзамены в разгаре

31
Основной период ЕГЭ 2025 года стартовал 23 мая, а ОГЭ – несколькими днями ранее – 21-го. Как...

«Для меня языки, словно звезды на небе…»

31
Вопрос сохранения родных языков в нашей...

Кто святее папы римского?

72
В интернете появилось видео, на котором в селении Хуштада Цумадинского района выпускник местной школы на последнем звонке читает священный Коран. Я хорошо знаю...