Сетевое издание «Дагестанская правда»

08:00 | 03 декабря, Пт

Махачкала

Weather Icon

Когда ребёнок не выговаривает звуки

A- A+

Количество детей с речевыми нарушениями растёт в геометрической прогрессии, а значит им требуется помощь логопедов и дефектологов. О том, с чем связан рост и как специалисты помогают бороться с такими заболеваниями, накануне Международного дня логопеда «Дагправде» рассказал доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ Джафар Маллаев (на снимке).

Причины роста, как отмечает Джафар Михайлович, абсолютно разные: ухудшение экологии, низкое качество медобслуживания, недостаточная и некачественная диагностика речевого развития и многие другие. К нарушениям речи могут привести родовые травмы, травмы головного мозга на первом году жизни. Но факт остаётся фактом: к логопедам и дефектологам обращается всё больше детей с нарушениями устной и письменной речи, причём как школьного, так и дошкольного возраста.

Сензитивный возраст

Когда твой ребёнок в полтора года выговаривает все звуки и вступает в философские дискуссии со старшими, дислексия, дисграфия и другие проблемы логопедии кажутся далёкими и не такими повсеместными. А между тем на сегодняшний день 58 % детей сталкиваются с ними.

– При каждой образовательной организации должны быть логопеды, ведь проблемы в этой сфере – одни из актуальных в современном мире. Согласно проведённому нами анализу, обеспеченность учителями-логопедами школ Дагестана (по состоянию на 1 января 2021 года) такова: на 1549 школ республики приходится только 237 логопедов. В основном это г. Махачкала и другие крупные населённые пункты, – с сожалением констатирует профессор.

– При этом отсутствуют учителя-логопеды в дошкольных образовательных учреждениях, в то время как дошкольный возраст наиболее сензитивен в плане коррекции речевых нарушений и других расстройств психофизического развития.

В школах республики отсутствуют ассистенты (помощники), оказывающие обучающимся необходимую техническую помощь. Решение вопросов логопедии требует комплексного похода, и, как пояснил эксперт, мать тут играет первостепенную роль.

Действия нужно «оречевлять»

– Если в семье первый ребёнок заикается, то и второй с большей вероятностью будет отражать мимику старшего брата/сестры, – продолжает Маллаев. – Единицы матерей, как ни странно, разговаривают с детьми, а между тем свои действия нужно «оречевлять», ведь даже толковые дети без практического опыта рискуют оказаться в группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо быть внимательными с момента появления ребёнка на свет, во время сна, кормления, наблюдать за реакцией и при необходимости обращаться к специалистам, которые помогут им.

Джафар Михайлович отмечает, что когда малыш слышит неправильную речь, то это сказывается на том, как дети будут произносить те или иные звуки. Важно развивать мелкую моторику – она напрямую связана с развитием речи, приобщать к спорту, чтобы формировалась здоровая осанка, вырабатывался правильный режим. Если ребёнок не заговорил в 2 года, то стоит проверить анатомию и физиологию речевого аппарата, прикус, тонус мышц. Не заговорил в 3 года – повод для беспокойства.

– Нельзя отдавать детей на откуп гаджетам и виртуальному миру. Возможно, ребёнок не будет мешать матери спокойно поговорить с подругой или сестрой, но последствия, в частности в речевом аспекте, могут стать катастрофическими, – считает Маллаев. – Интеллект может быть на уровне умственно отсталого ребёнка. Только благодаря практическому интеллекту, помощи, поддержке старших из детей вырастают способные и талантливые взрослые. Приведу пример из практики. Нас пригласили в одну из северокавказских коррекционных школ VIII вида. Учащиеся встретили нас в национальных костюмах, пели, рассказывали стихи и танцевали. Внимание привлёк подросток: 14-летний парень безучастно сидел в углу одного из кабинетов, директор предупредила, что молодой человек «безречевой». За 40-летнюю практику могу определить, насколько сложная ситуация, в которой оказывается тот или иной ребёнок. Я взял его руку и после слов: «Я тебя понимаю. Ты способный парень, ты не должен быть тут», он повернулся ко мне и заговорил, причём довольно грамотно. За 8 лет парень не проронил ни слова. Благодарен Всевышнему, что удаётся стать свидетелем первого шага особенных детей, их первых эмоций.

Родной язык не помеха

В Дагестане немало близкородственных браков и горькие плоды этого явления такие семьи пожинают спустя годы, проблемы речевого развития проявляются в последующих поколениях (чаще в третьем-четвёртом поколении).

– Я ещё в молодости задавался вопросом: почему так много детей с логопедическими проблемами? При написании кандидатской работы обследовал 75 школ в разных республиках Советского Союза. Среди исследованных семей 4 % детей с логопедическими проблемами были рождены в браке, заключённом между двоюродными братьями и сёстрами, – отмечает профессор. – Проходить диагностическое обследование до заключения брака для молодых людей не является, увы, нормой. У нас отсутствует институт планирования семьи. Были случаи, когда жених наотрез отказывался проходить обследование, считая себя совершенно здоровым. А в развитии различных отклонений в период вынашивания ребёнка и после рождения виновной считают в обществе чаще всего женщину, хотя ответственность несут оба родителя.

Если близкородственные браки в какой-то мере негативно влияют на речевое развитие, то, как выяснила в своём исследовании аспирантка Джафара Михайловича, ныне завкафедрой ДИРО Залиха Идрисова, билингвизм оказывает плодотворное действие. Объектом её исследования стал один из аварских районов Дагестана. Она выяснила, что детям, владеющим родным языком, лучше удавалось изучать русский. «Язык матери» обеспечивал платформу качественного обучения русскому языку. Такая же ситуация и с иностранными языками. Кому, как не Джафару Михайловичу, владеющему 17 языками, об этом знать.

Кадры и профессионализм

Руководители образовательных учреждений заинтересованы в получении образования по программам магистратуры по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в связи с необходимостью обеспечивать инклюзивное образование и социокультурную инклюзию. В ДГПУ действует специализированный факультет специального (дефектологического) образования, на котором ведётся подготовка логопедов, дефектологов. На 2021/2022 учебный год был произведён набор на бюджетные места бакалавриата (50 очно и 50 заочно) и магистратуры (10 очно и 15 заочно), а также на внебюджетной основе (68 студентов). Конкурс составил по разным программам от 3,1 до 4,2 человека на место. Однако, несмотря на востребованность профессии, специалисты сталкиваются с проблемой сокращения ставок в школах.

Мы говорим об инклюзивном образовании, при этом в 42 районах республики чувствуется нехватка специалистов – логопедов, дефектологов, психологов. А если такие единицы и числятся, то, увы, в виде дополнительной нагрузки на преподавателей, которые не знают, как работать с детьми. Школы с инклюзивным образованием практически не соответствуют стандарту. Приятно удивляет в этом плане Буйнакский район (20 логопедов), в Ботлихском, Акушинском, Агульском, Кулинском и других не числится ни один логопед.

– На 400 учеников нужен 1 логопед, и при этом он не может охватить всех, а лишь проводит диагностическое обследование и направляет ребёнка при необходимости к специалистам, ведь вопрос коррекции речевого развития – индивидуальная работа и зависит от типа нарушения, – подчёркивает Маллаев. – ДГПУ первым в стране создал программу в магистратуре для лиц с ОВЗ, поскольку в клинико-психологическом сопровождении нуждаются многие обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ, особенно с нарушениями психического развития. Сейчас подобные обучающие программы в стране не редкость. Второй год вуз набирает бакалавров по специальности «Дефектолог – учитель начальных классов». Специалистов готовят совместно с факультетом начальных классов.

Так из стен вуза выходит учитель начальных классов, разбирающийся в специфике дефектологии. Маллаев и его коллеги на основании программы по психологии разработали специальную программу для будущих дефектологов, так как имеющаяся не соответствовала стандартам.

– Вы выпускаете немалое количество логопедов и дефектологов, но почему при этом образовательные организации чувствуют острую нехватку в специализированных кадрах?

– Не каждый становится логопедом. Если в предыдущие годы студент оканчивал специалитет и мог работать по специальности, то после 4-летней учёбы в бакалавриате таким правом студент не пользуется (может быть педагогом начальных классов, сопровождающим). Согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к этим профессиям, нужно ещё 2 года проучиться в магистратуре. И всё бы ничего, но в магистратуру по логопедии вправе поступать бакалавр любого вуза, в том числе технического и сельскохозяйственного. Эти факторы влияют не только на количество логопедов, но и на качество подготовки высококвалифицированных кадров. Для решения проблемы в рамках допобразования совместно с ДИРО мы разработали учительские курсы. Их посещали также родители, которые хотели знать о специфике работы. Этим компенсируем пробелы кадровой политики. Постоянно меняющиеся стандарты, которые, к великому сожалению, разрабатываются далеко не учёными и практиками, не могут положительно сказываться на ситуации. Всё сводится к разногласиям в стандартах подготовки, квалификационных требованиях, процессах, происходящих в социуме.

С логопедическими проблемами сталкиваются не только дети, мы наблюдаем немало взрослых с проблемами со звукопроизносительной стороной речи. Вопрос глобальный и решать его нужно на уровне правительства. Мы не вернёмся в советское прошлое с его образовательными стандартами, но стоит взять лучшее из того периода, наполнить его настоящим и перенести в будущее. Тогда появится и перспектива.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»