Купить PDF-версию
13:47 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:05 31.03.2011

Кого назначим кумиром?

Федеральные образовательные стандарты остаются предметом бурных дискуссий - политических, общественных, педагогических и даже родительских. Это и закономерно, потому что школьное образование есть тот базис, на котором будет основываться дальнейший интеллектуальный рост. Поэтому и школьные знания притягивают к себе столь пристальное внимание.

Знания сами по себе есть понятие академическое. Но не менее важны и разумные пределы знаний. Если эти пределы не устанавливаются, то учащиеся получат перегрузку, что и приведет к психической и моральной усталости детей. Отсюда — отвращение к предмету вообще. А таких случаев — сколько угодно. Родители хотят, чтобы их дети стали вундеркиндами. Однако подобное не всегда возможно: надо учитывать интеллектуальный ресурс ребенка, чтобы не требовать от него невозможного. 

В гуманитарном цикле предметов литература занимает особое место. Дело в том, что произведения строятся на сюжете. В данном случае я имею в виду прозу и драматургию, хотя сюжетна бывает и поэзия. Но сюжет в данном роде литературы имеет свои особенности. Возникает вопрос: нужны ли школьнику базовые знания по литературе? Да, бесспорно, нужны. Однако до этого следует прояснить и такой вопрос: а что такое "базовые знания по литературе"? Они предполагают усвоение практического и теоретического курсов: практический курс — это текстология (изучение текстов), теоретический курс — это усвоение понятий, терминов по теории литературы. Причем практический и теоретический курсы должны идти параллельно, то есть сопряженно.

Раз так, надо определиться с тем, в каких границах надо изучать литературу? Мне кажется в программе по литературе есть серьезные недоработки. Об этом говорят сами учителя. Например, преподаватель 57-й гимназии Москвы Сергей Волков справедливо ставит вопрос: "Я чувствую, что школьный курс по литературе надо сократить — но каких авторов сократить? Вот в чем проблема". Действительно, в литературном курсе наблюдается некий произвол идеологического порядка. Это наследие нам досталось от советской школы (тем не менее я признаю достижения советской школы). Думаю, нет никакой необходимости внедрять в школьную программу много авторов. Во-вторых, сегодня в российском обществе нет идеологического режима. И поэтому те произведения литературы, которые были созданы на основе идеологии, можно исключить, несмотря на титулы авторов. Вместо них включить произведения современных авторов. Может возникнуть вопрос — а как же быть с классиками? Но все ли классики достойны изучения?   Ведь среди них есть немало авторов, которых спокойно можно отнести к категории рядовых. И еще — зачем изучать несколько произведений одного классика (и одного автора вообще?). Убежден, что хватит и одного –  самого лучшего. То же самое относится и к современным авторам. Кого исключить и кого оставить — эту проблему должна решать специализированная комиссия при Министерстве образования.

Подчеркну, обычному школьнику не нужны академические знания по литературе — ему хватит средних знаний, то есть базовых, самых необходимых. А кто нуждается в обширных знаниях, тому следует предоставить возможность для углубленного изучения литературы. Этого можно достичь даже без учителя и репетитора: если есть базовые навыки анализа произведения. Хорошо бы сохранить две формы преподавания литературы: классно-урочную и профильную (то есть углубленное изучение).

Литературная программа должна быть оптимальной — не угнетающей, содержательной и идейной.

 

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

4
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

64
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...