Кого назначим кумиром?
Федеральные образовательные стандарты остаются предметом бурных дискуссий - политических, общественных, педагогических и даже родительских. Это и закономерно, потому что школьное образование есть тот базис, на котором будет основываться дальнейший интеллектуальный рост. Поэтому и школьные знания притягивают к себе столь пристальное внимание.
Знания сами по себе есть понятие академическое. Но не менее важны и разумные пределы знаний. Если эти пределы не устанавливаются, то учащиеся получат перегрузку, что и приведет к психической и моральной усталости детей. Отсюда — отвращение к предмету вообще. А таких случаев — сколько угодно. Родители хотят, чтобы их дети стали вундеркиндами. Однако подобное не всегда возможно: надо учитывать интеллектуальный ресурс ребенка, чтобы не требовать от него невозможного.
В гуманитарном цикле предметов литература занимает особое место. Дело в том, что произведения строятся на сюжете. В данном случае я имею в виду прозу и драматургию, хотя сюжетна бывает и поэзия. Но сюжет в данном роде литературы имеет свои особенности. Возникает вопрос: нужны ли школьнику базовые знания по литературе? Да, бесспорно, нужны. Однако до этого следует прояснить и такой вопрос: а что такое "базовые знания по литературе"? Они предполагают усвоение практического и теоретического курсов: практический курс — это текстология (изучение текстов), теоретический курс — это усвоение понятий, терминов по теории литературы. Причем практический и теоретический курсы должны идти параллельно, то есть сопряженно.
Раз так, надо определиться с тем, в каких границах надо изучать литературу? Мне кажется в программе по литературе есть серьезные недоработки. Об этом говорят сами учителя. Например, преподаватель 57-й гимназии Москвы Сергей Волков справедливо ставит вопрос: "Я чувствую, что школьный курс по литературе надо сократить — но каких авторов сократить? Вот в чем проблема". Действительно, в литературном курсе наблюдается некий произвол идеологического порядка. Это наследие нам досталось от советской школы (тем не менее я признаю достижения советской школы). Думаю, нет никакой необходимости внедрять в школьную программу много авторов. Во-вторых, сегодня в российском обществе нет идеологического режима. И поэтому те произведения литературы, которые были созданы на основе идеологии, можно исключить, несмотря на титулы авторов. Вместо них включить произведения современных авторов. Может возникнуть вопрос — а как же быть с классиками? Но все ли классики достойны изучения? Ведь среди них есть немало авторов, которых спокойно можно отнести к категории рядовых. И еще — зачем изучать несколько произведений одного классика (и одного автора вообще?). Убежден, что хватит и одного – самого лучшего. То же самое относится и к современным авторам. Кого исключить и кого оставить — эту проблему должна решать специализированная комиссия при Министерстве образования.
Подчеркну, обычному школьнику не нужны академические знания по литературе — ему хватит средних знаний, то есть базовых, самых необходимых. А кто нуждается в обширных знаниях, тому следует предоставить возможность для углубленного изучения литературы. Этого можно достичь даже без учителя и репетитора: если есть базовые навыки анализа произведения. Хорошо бы сохранить две формы преподавания литературы: классно-урочную и профильную (то есть углубленное изучение).
Литературная программа должна быть оптимальной — не угнетающей, содержательной и идейной.