Купить PDF-версию
10:58 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
10:34 21.12.2010

Кому решать проблему?

Что и говорить, проблема охвата школьным образованием дагестанских учащихся сегодня волнует не только педагогов, но и общественность, напрямую увязывающую это с тем, что именно на раннем этапе формирования личности необходима системная воспитательная работа. И ослабление позиций школы в постперестроечные годы повлекло за собой рост неблагополучных, безнадзорных детей, количество которых продолжает расти.

Безусловно, основная нагрузка ложится на школы, где подрастающее поколение получает не только  свод необходимых знаний, но в него закладываются нормы морали, нравственность, патриотизм. Для Дагестана, где молодежь составляет основу демографии, это имеет принципиальное значение, ибо все чаще приходится наблюдать, как подростки, игнорируя школу, наравне со взрослыми стоят у стоек баров, трудятся в сфере обслуживания — на мойках, в магазинах, на рынках или, что еще хуже,бродяжничают. Многие из них попросту не ходят в школу, мотивируя это тем, что они помогают родителям. В общем,  дорога в ад устлана сами знаете чем…

За последние десятилетия уже выросло целое поколение, которое, не получив общего образования, оторванное от общественной жизни, встало на скользкий путь преступности, обмана и насилия. Они едва умеют читать, но хорошо считают прибыль, не всегда полученную праведным путем. Не знают историю своей страны. Не чтят предков. Не уважают закон. Все это порождает бездуховность, безнравственность, корыстолюбие и жестокость по отношению к окружающему миру. И мы уже пожинаем плоды страшных всходов, теряя молодых дагестанцев, оказавшихся по ту сторону баррикад. Проблема эта масштабная. И не только школы, но и всего общества в целом. И решать ее нужно общими усилиями. Месяц назад на страницах «Дагестанской правды» был опубликован материал нашего корреспондента «Рыночный прилавок вместо школьной парты», где содержались факты, свидетельствующие  о непосещении подростками общеобразовательных школ. Обращалось внимание на отсутствие должного контроля со стороны МОН РД, Управления образования г.Махачкалы.

Надо признать, МОН РД сразу же откликнулось на публикацию, дав соответствующий комментарий и обозначив роль министерства как координатора в сфере образования по обеспечению школьников основным общим образованием, созданию условий для его получения. В ответе содержались полные сведения по неохваченным образованием детям в регионах с конкретными цифрами по наиболее неблагополучным районам, анализировались факты, способствующие отсеву детей из школ. Как основная  отмечалась причина малообеспеченности семей.  Именно там, согласно социологическим опросам, подростки наиболее активно привлекаются к сельскохозяйственным работам, торговле. МОН РД признавало, что необходимо усилить работу педагогических коллективов школ республики. Но и деятельность органов милиции, управлений образования, соцзащиты городов и сел, комиссий по делам несовершеннолетних должна быть скоординирована. Это был честный разговор и желание общими усилиями разрешить сложную проблему.
Вслед за объективным ответом МОН РД совершенно неожиданно редакция получила «отлуп» от Управления образования г.Махачкалы, в котором, как в плохом романе, все ставилось с ног на голову. А корреспондент  сразу же был обвинен во всех смертных грехах и, в частности, в том, что «не вникнул в суть проблемы, не встретился со специалистами, работающими над реализацией Закона РФ «Об образовании» в части охвата обучением детей школьного возраста».

За последние десятилетия уже выросло целое поколение, которое, не получив общего образования, оторванное от общественной жизни, встало на скользкий путь преступности, обмана и насилия

Начнем с того, что корреспондента солидного республиканского издания в Махачкалинском управлении образования сразу же отфутболили, сославшись на конфиденциальность (?!) информации. Не вдаваясь в стилистику и явные грамматические ошибки ответа, хотим заметить, что ну никакие цифры по количеству детей, не охваченных обучением в школах республики, города, не являются закрытыми. Секрет Полишинеля известен всем. Можно смело утверждать, что каждый житель республики хорошо знает, что сфера обслуживания, малый и средний бизнес ныне подпитываются подростками, которые  в открытую торгуют на улицах наших городов наравне со взрослыми. И мало кто о них вспоминает в тех же школах, где, согласно отчетности, фиксируется стопроцентная посещаемость.

Другой вопрос, когда чиновники от образования, отгородившись от решения назревшей проблемы, занимаются отписками, в которых больше пекутся о собственном спокойствии, чем о будущем нашей республики. Вовсе непонятен призыв-окрик, обращенный к корреспонденту, чтобы он поделился информацией о домашних адресах и фамилиях детей, не посещающих школы, для проведения с ними соответствующей работы. Должны заметить, что в задачу журналиста входит поднимать проблему, а не решать ее. Для этого и существуют профильные учреждения, ответственные за это. Беда, на наш взгляд, состоит в том, что пока чиновники перекладывают ответственность на чужие плечи, голословно обвиняя СМИ во всех грехах и, в частности, в том, что посмели затронуть «больную тему», ситуация усугубляется, а улицы наших городов пополняются не только малолетними торговцами, но и беспризорниками, ведущими асоциальный образ жизни.

В качестве третейского судьи мы просим выступить читателей «Дагестанской правды». И публикуем ответ Управления образования г.Махачкалы без поправок. Так что судите сами.

 
Специалисты Управления образования г. Махачкалы ознакомились с публикацией «Рыночный прилавок вместо школьной парты» («Дагестанская правда» от 19.10.2010 г.).
Статья написана журналистом, который не вник в суть проблемы, не встретился со специалистами, работающими над реализацией Закона РФ «Об образовании» в части обеспечения охвата обучением детей школьного возраста и не ознакомился с их мнением.
Журналист Лика Банова запросила конфедициальную информацию у зам.начальника ГУО по телефону, что не соответствует установленному для государственных учреждений порядку её предоставления.
Проблема детей, непосещающих школу, действительно существует. В целях предупреждения не охвата обучением детей школьного возраста ежегодно во всех образовательных учреждениях проводится учёт детей по микрорайону.
В МОН РД Управлением образованием ежегодно сдаётся отчёт формы 1-НД, в который включаются все сведения о детях этой категории и причины отсева.
На основании этих материалов Управлением образованием и образовательными учреждениями совместно с подразделениями по делам несовершеннолетних и защите их прав при РОВД и инспекцией по делам несовершеннолетних (ИДН) при администрациях районов г. Махачкалы ведётся большая работа по возврату детей в школы.
На родителей, препятствующих охвату учёбой их детей, образовательными учреждениями готовится материал и подаётся в комиссию по делам несовершеннолетних. Для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано обучение на дому.
Ежегодно, в соответствии с планом ГУО, на совещаниях различного уровня в целях выполнения Закона РФ «Об образовании» и наиболее полного охвата детей школьного возраста рассматривается этот вопрос.
Согласно Закону РФ «Об образовании» ст.5 п.2 государство обязано обеспечить и соответствующие социально-экономические условия для получения образования.
Если журналист владеет информацией о детях, неохваченных учёбой и заинтересован в обеспечении продолжения их образования, пусть предоставит фамилии и домашние адреса этих детей для проведения работы по обеспечению охвата их обучением.
Кубзар Гуруев, начальник Управления образования г.Махачкалы

Статьи из «Образование»

Народный этикет подскажет

1
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...