Купить PDF-версию
20:31 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
09:51 10.12.2015

Люблю родной язык

Приятная весть из Москвы: наш педагог стала лучшей в конкурсе Всероссийского мастер-класса учителей родных языков, включая русский в номинации «Учитель-исследователь». Ею стала Зарият Базаева.

Ее имя стало известно в педагогическом сообществе республики после победы в конкурсе «Лучший учитель родного языка-2015». А с недавних пор о ней знают и в столице, и коллеги из провинциальной глубинки. Еще бы, на первом заочном этапе в конкурсе участвовало 110 учителей из 86 субъектов России и стран СНГ. Во второй, очный тур прошли лишь 37 учителей из 24 регионов, и среди них она – учитель аварского языка и литературы Махачкалинского лицея №51.

Напросилась на ее урок. «ГIса, Загьра, ХIалимат, МухIаммад, Маржанат…», – так начинается перекличка в четвертом классе. За весь урок ни слова на русском. А если кто и пытается заговорить на могучем в укор не менее великому аварскому, учитель упрямо остается глух. И здесь хочешь-не хочешь, но нужные слова подберешь. А если вдруг подскажет приятель, можно запросто схлопотать «неуд» – один на двоих.

В том, что уроки Зарият Базаевны сродни игре на театральной сцене, я убедилась еще на конкурсе, когда жюри единогласно признало в ней талант педагога.

IMG_5313.jpgСижу на последней парте. Наблюдаю, пытаюсь разгадать секрет успеха и прихожу к выводу: просто Зарият Базаевна с душой подходит к делу.

Гул в классе напоминает жужжание в пчелином улье. Судя по беспрерывному оживлению, тишины на ее уроках никогда не бывает.

– Тишина здесь ни к чему. Это творческий процесс, рабочая обстановка. Иначе дети заснут. Надо, чтобы спорили, выясняли, доказывали, обсуждали, и только на аварском языке, – говорит учительница.

У доски на вопросы отвечает Гаджи. Справляется неплохо. Детей нисколько не смущает присутствие постороннего человека. Наоборот, каждый пытается отличиться. Лучшая оценка – похвала учителя.

– Но не дай Бог перехвалить одного, начнутся обиды, упреки со стороны обделенных, – делится опытом Зарият Базаевна.

Пока я беседую с педагогом, рыжему, как солнышко, мальчишке поручено следить за дисциплиной в классе. Почему-то я подозреваю в нем главного зачинщика классных волнений.

Зарият Базаевна рассказывает, как все проходило в Москве:

– Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский, проводится ежегодно с 2007 года. Главная его цель – содействие сохранению и развитию языков народов России, выявление и поддержка творчески работающих учителей, повышение престижа учителя родного языка. Об этом все время говорит и Глава нашей республики Рамазан Абдулатипов. Проходил конкурс в два этапа. Причем попасть во второй, очный тур, оказалось все равно что проскочить сквозь частое сито. Но это того стоило.

– Самое яркое впечатление.

– От общения с участниками. Это опыт, знания. Каждый достойно представил свой регион, старались все. Тема моей работы – «Духовно-нравственное воспитание на уроках аварского языка».

– А вы строгий, требовательный педагог?

– Думаю, да. Только давления на детей не оказываю, стараюсь деликатно требовать. Без этого не будет результатов, – говорит она, улыбаясь. А результаты ее ученики демонстрируют постоянно, участвуя в школьных олимпиадах, в разных конкурсах, сценках, посвященных истории и культуре родного народа.

Зарият Базаевна работает в лицее третий год, преподает с 1 по 8 класс. До этого 14 лет вела аварский язык в МБОУ «Гимназия «Культуры мира» им. К.Г. Нуцалова» в селении Гуни Казбековского района. За годы работы увидела разное отношение к языкам.

– Редко кто из учеников имеет хоть какое-либо представление о родном языке. И что тут обижаться, когда может придти родитель и потребовать освободить ребенка от уроков, – говорит она. – С сельскими детьми, конечно, легче работать. Но сами ребята – молодцы, все стараются!

– А как с учебно-методическими материалами?

– Методических и дидактических пособий не хватает. И в Интернете трудно найти что-нибудь стоящее, приходится выкручиваться кто как может, но разве у современного учителя должны быть такие проблемы? Педагог не может быть хорошим организатором, не обладая развитыми познавательными умениями и педагогическим мышлением. В настоящее время учителям, с одной стороны, работать сложнее, чем раньше: в стране падает общий уровень культуры, отсутствует идеология, служившая сдерживающим фактором, с другой стороны, появилось больше возможностей для получения информации и проведения более разнообразного и интересного урока. Разумеется, каждый педагог не может быть новатором, но стремиться овладеть педагогическим мастерством должен каждый. Я выпустила тесты на знание аварского языка. Буду работать и дальше в этом направлении. Важно всегда искать что-то новое, не стоять на месте, потому что без движения вперед нет развития, нет достижений. Мне всегда хочется большего, – говорит Зарият Базаевна.

И это не просто слова. Чтобы ученикам было интересно на ее уроках, педагог основательно «встряхнула» методику преподавания родного языка. Ее дети на уроках рисуют карты, чтобы закрепить учебный материал по частям речи, изучают фольклор, составляют журналы и всегда что-то выдумывают.

Педагог-артист. Это про нее. Постановка голоса, выразительность, эмоционально окрашенная речь, четкая дикция и техника пауз –в общем искусством словесного воздействия Зарият Базаева владеет в совершенстве. Дальнейших вам успехов!


Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

13
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...