Купить PDF-версию
08:56 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
11:26 22.11.2019

Мотивация – любовь к детям

Саидат Исмаилова
Выпуск - 2019 №№ 316-317
83

В современном российском обществе, увы, нередко можно услышать: пусть воспитывает детский сад (школа, институт). Эту идею, работавшую при Советской власти с ее системой - октябрята, пионеры и комсомол, где дети учились дружить, уважать и почитать старших – в нынешнее время с его рыночными отношениями можно считать утопической.

Недавно в одной социальной сети прочитала информацию, что современные учителя вынуждены вместе с детьми воспитывать и родителей. Я понимаю, что у каждого из нас есть история о «выгоревшем» учителе, об этом писал еще Гёте: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».

Полагаю, многие согласятся, что «выгорают» и родители, они чувствуют эмоциональное опустошение, хроническую усталость, агрессию и безысходность.

Очевидно, что труд педагога — это работа между молотом и наковальней. Возможно ли, не «выгорая», сеять разумное, доброе, вечное при стаже работы в 30 лет?

Этим вопросом я задалась не случайно. В канун нового учебного года мы перевели дочь в школу №29 г. Махачкалы. Записали ее в 3 класс к Клавдии Витальевне Гороховской – компетентному, высокопрофессиональному педагогу, зажигающему в каждом ребенке огонек любви к знаниям и стремление к открытиям. Она, не жалея личного времени, трудится с детьми.

При взгляде на Клавдию Витальевну вспоминаются строки из автобиографического рассказа Валентина Распутина «Уроки французского»:

«… Не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей…».

Знание, что наш педагог опытный, трудолюбивый, моих волнений за дочь не убавило. Я переживала, как ребёнок адаптируется, как ее примут одноклассники, подружится ли она с ними, найдёт ли учитель контакт с ребёнком.

«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас,
заслуживает это имя»

Дочурка ходила в школу, возвращалась улыбчивая, говорливая, хотя были нюансы с учёбой, над которыми мы трудились: скорость чтения, почерк и оформление тетради, отсчитывания клеточек, в прежней школе было иначе, и мы переучивались.

Отклик в душе

Дочери учеба давалась легко, однако возникали сложности с оформлением задач. Однажды, придя из школы, Мариям рассказала, что на перемене к ней подошли две одноклассницы и выразили готовность помочь ей.

Доброе желание этих девочек, как мне кажется, вызвало в душе моей дочери доверие. Чему бы ни учили детей, если в классе это не пропагандируется педагогом, ребёнок, находясь среди сверстников, не проявил бы себя. И этот благородный порыв девочек тепло отозвался в моей душе, и я благодарна им и их родителям.

Храни Господь, Хабиба!

Умение передавать свой опыт детям, только вступающим в самостоятельную жизнь, – талант. Для формирования интереса к изучению предмета и развитию навыков самооценки учителю нужно быть профессионалом своего дела.

Не секрет, общеобразовательные учреждения сталкиваются с проблемой снижения учебной мотивации учащихся. Об этом думают и родители, и учителя.

Клавдия Витальевна нашла интересный выход. Как-то раз Мариям сказала, что в их классе мальчики соревнуются, кто лучше напишет орфографический диктант.

— Кто же их так завел на грамматику? – удивилась я.

— Клавдия Витальевна процитировала слова из интервью Хабиба Нурмагомедова, что орфографический диктант писал на «4» и «5, а на «3» пишут слабаки! С тех пор мальчики стараются писать без ошибок.

«Вот тебе и мотивация!» – подумала я.

Мужчина – это джентльмен

Когда речь заходит о джентльменах, перед глазами встает образ стильного, благородного мужчины из прошлого, которому нет места в современном обществе. Однако это заблуждение. Есть джентльмены и среди дагестанских мужчин, и их воспитывают с малых лет. Им присущи бережное отношение к среде, приобщение к посильному труду, чувство любви к чистоте.

Я очень благодарна родителям и педагогу за то, что наши дочери видят пример формирования благородного и воспитанного мужчины в своем классе. После уроков класс первыми покидают девочки, а мальчики поднимают стулья и проверяют, все ли в порядке. Казалось бы, мелочь, но это формирование характера, ответственности за всё и будущего отношения к женщине.

Редкое слово – покаяние

— Я учу их просить прощение сразу! — на этой фразе учительницы я вошла в класс на первое в этом году родительское собрание. — Не надо ждать завтра, покайся сейчас, чтобы другой человек не обиделся! И вы их учите признавать ошибки!

Действительно, задумалась я, часто ли мы извиняемся, признаем ли свои ошибки? Зачастую люди ссорятся из-за пустяка, перерастающего в большой ком обид. И если бы кому-то из ссорившихся хватило мудрости сказать: прости… Возможно, дело в том, что нас не учили признавать свою неправоту.

Как-то я заметила лежавшую на столе учительницы маленькую книгу — «Новый завет». Возвращаясь к риторическому вопросу, что я задавала в самом начале, возможно, в этом весь секрет «невыгорания», понимание, что есть большее, нечто сокрытое от глаз, но рождающее в каждом веру, надежду и любовь в Творца и ощущение, что в твоей обычной жизни Творец верит, надеется и любит тебя. И этот факел безусловной Божественной любви каждый из нас несёт по жизни со своим пониманием.

Как сказал Плутарх: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!».

Клавдия Витальевна Гороховская умеет это делать. И пусть каждый малыш встретит на жизненном пути свою Клавдию Витальевну!

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

19
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...