Купить PDF-версию
17:14 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
09:42 17.05.2018

Мы помогаем учителям

Эдуард Эмиров
Выпуск - 2018 №№ 133-134
28

Махачкалинский центр повышения квалификации (МЦПК) – это динамично развивающаяся образовательная организация, которая в основном специализируется на повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников. За четыре года со дня основания обучение в Центре прошли более 15 тысяч педагогических работников. Причем не только из Дагестана, но и других российских регионов. Главной целью деятельности Центра его руководство считает: повышение профессионального мастерства учителя, развитие имеющихся у него навыков и умений, изучение новых нормативно-правовых документов, а также внедрение в образовательный процесс новых технологий. Основой любых умений являются в первую очередь знания. И директор Центра Галина Исмаилова еще раз подтвердила это в интервью нашей газете.

– Как возникла идея создания Центра?

– В так называемых майских указах Президента России В. Путина была поставлена задача разработки комплекса мер, направленных на подготовку и переподготовку кадров. Также в рамках данных указов было дано поручение Министерству труда и социального развития РФ утвердить не менее 800 стандартов. Принятый в 2012 году новый Закон «Об образовании в РФ» утвердил применение профессиональных стандартов в отношении руководителей образовательных учреждений и педагогических работников. Кроме того, после вступления в силу нового закона для увеличения вовлеченности взрослого населения в непрерывное образование Мин­обрнауки РФ был разработан план по мониторингу программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по приоритетным направлениям развития экономики. Для решения этой задачи Министерством образования и науки РФ в июне 2013 года были направлены методические рекомендации по стимулированию и поддержке этого направления в регионах РФ.

В связи с вышеназванным в 2014 году у нас возникла идея создания Центра повышения квалификации, в том же году он был зарегистрирован в Минюсте РД.

– Галина Егоровна, нынешний председатель Совета МЦПК Магомед Идрисович Абакаров предложил возглавить Центр вам, наверное, не случайно.

– В педуниверситете, где я работала заместителем директора, структура дополнительного образования переживала не лучшие времена. Это, с одной стороны, а с другой, его идея создания Центра, где бы учителю было комфортно и удобно обучаться, была близка и мне.

Оказались идентичными наши взгляды с Магомедом Идрисовичем о путях реализации этой идеи. На сегодняшний день не каждый учитель может приехать и находиться длительное время в городе, посещать наши курсы. Вот для этих специалистов в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» мы предоставляем возможность прохождения обучения без отрыва от основной работы. Для этого они могут выбрать образовательную программу и зарегистрироваться в системе дистанционного обучения. Кроме того, у нас есть учебные аудитории, лаборатории, тренинг-холл, конференц-зал, библиотека с достаточным для занятий книгофондом. Одним словом, созданы все условия для получения качественного образования.

– А чем ваш Центр отличается от других учебных заведений?

– Прежде всего постановкой целей и задач. Миссия Центра — обеспечение высокого профессионального и личностного развития слушателей в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда. Мы заняты подготовкой и переподготовкой инновационно ориентированных, конкурентоспособных, высоко­квалифицированных, компетентных учителей, а также других специалистов в соответствии с нуждами государства и общества. Отсюда и наши задачи – это удовлетворение потребностей учреждений образования в повышении квалификации специалистов, формировании и развитии профессиональных компетенций, формировании мотивации к самообразованию, использование новых форм, методов и средств обучения.

Мы озаботились тем положением, в котором оказался сегодня наш учитель. Меня как учителя с полувековым опытом беспокоит снижение престижа этой профессии. Поэтому мы свою задачу, если хотите, миссию видим в том, чтобы помочь нашему учительству не только выжить в условиях рынка, но и совершенствоваться в профессии. К сожалению, многое из того, что было продекларировано в постсоветском (1992 года) законе об образовании, не работает. Не лучше обстоит дело и с реализацией норм нового закона об образовании. Практическое воплощение тех же майских указов Президента РФ на местах, в том числе и у нас, желает оставлять лучшего.

– Основная проблема всего российского (и дагестанского в том числе) образования – это несоответствие реальным потребностям рынка. Каким образом ваша организация будет способствовать решению этой задачи?

– Согласна, сегодня не в неполной мере учитываются потребности реального сектора экономики, других сфер жизнедеятельности общества в подготовленных специалистах. Дело в том, что тысячи выпускников вузов и средних профессиональных образовательных учреждений не востребованы на рынке труда не только в связи с тем, что у них невысокий уровень знаний, но и потому, что эти специалисты не нужны региону – нет рабочих мест. О чем это говорит? Просто не ведется системная работа по мониторингу потребности региона или муниципального образования в специалистах, проще говоря, в необходимых кадрах. Такой целенаправленной работы ни Министерство образования и науки, ни Министерство труда и социального развития, ни вузы не ведут. В итоге мы получаем плачевную картину, когда огромные деньги выделяются из бюджета, из кармана налогоплательщика для обучения людей, не задействованных на рынке труда. Думаю, что в ближайшее время этим вопросом вплотную займутся все перечисленные мною ведомства и учебные заведения, создав, к примеру, комиссию для отслеживания этой проблемы, прогнозирования ситуации на рынке труда.

– Не могли бы вы рассказать о планах и направлениях развития Центра?

– Если говорить о планах, я бы выделила здесь несколько направлений: во-первых, Центр стал в декабре 2017 года экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования Российской академии образования. В соответствии с заключенным между нами договором в период с 2018 по 2020 годы на базе нашей организации будет реализовываться проект «Формирование готовности учителя к профессиональной творческой деятельности на основе теории и технологии диагностирования педагогического опыта». Это принципиально новый подход к повышению квалификации учителей, основанный на выявлении передового педагогического опыта, трудностей и потребностей каждого учителя, посредством диагностического анкетирования.

Во-вторых, Центр в прошлом году получил аккредитацию Министерства труда и социального развития – по подготовке специалистов охраны труда, а также аккредитацию Министерства туризма РФ – по программам подготовки специалистов туриндустрии. Кроме этого, получена аккредитация по системе непрерывного медицинского образования – для проведения курсов повышения квалификации в сфере здравоохранения.

В-третьих, мы получили лицензию на новый вид образования – профессиональное обучение. Это позволит нам реализовывать образовательные программы профессионального обучения рабочих и служащих – такие специальности, как повар, официант, бармен, администратор гостиницы и др.

– Как известно, в реалиях рыночной экономики образование финансируется по остаточному принципу. Как вам удается выжить в наше время?

– Выживать приходится в условиях недобросовестной конкуренции, а порой прямого игнорирования и невыполнения норм федерального закона об образовании, который предоставляет равные условия для государственных и негосударственных учреждений дополнительного профессионального образования. Менталитет наших людей с советским прошлым устроен так, что на всех документах, которые мы получаем, должны быть, образно говоря, гербовые печати. Тогда есть как бы доверие к документам об образовании. Многие руководители не знают или не хотят признавать, что с 2013 года отменена государственная аккредитация в сфере дополнительного профессионального образования и, соответственно, должны выдаваться документы установленного образца. Однако до сих пор мы сталкиваемся с фактами подтасовки дипломов, на которых стоят запрещенные ныне гербовые печати. Складывается впечатление, что руководители таких учреждений или не знают законодательства об образовании, или идут сознательно на такие нарушения.

Сегодня учитель имеет право выбирать программу обучения и образовательную организацию, в которой будет повышать квалификацию самостоятельно. По Трудовому кодексу директор школы обязан организовать обучение педагогических работников на курсах повышения квалификации раз в три года. Но при этом, если он направляет учителя в какое-то определенное образовательное учреждение, то должен оплатить проезд, проживание, суточные и т.д. Если он этого не делает, диктовать учителю, какое учреждение дополнительного образования ему выбрать, директор не имеет права. Тем не менее, есть примеры, когда пытаются не признавать наши документы, хотя люди прошли у нас всю программу обучения.

И еще. Мы проводим тренинги и мастер-классы для учителей, воспитателей дошкольных учреждений и других категорий работников. Стали традиционными семинары, конференции на базе нашего Центра. Все это проводится для учителей бесплатно. Учителю очень важно обменяться опытом со своими коллегами, высказать свое мнение по тому или иному спорному вопросу. Я с полной уверенностью могу сказать, что даже наши самые продвинутые лекции меньше дают, чем общение двух учителей между собой. На наших семинарах учителя получают много нового и, как правило, благодарят организаторов за возможность участия в таком мероприятии.

Если мы хотим жить в развитом конкурентоспособном государстве с инновационной экономикой, то это невозможно без участия учительства, их умения воспитать настоящего гражданина, патриота своей Родины. И поможет им в этом компетентность, умение отвечать современным требованиям и вызовам, одним словом, любовь к своему делу.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...