Купить PDF-версию
01:46 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:21 31.05.2019

На уровне ведущих вузов страны

Сулейман Маммаев, ректор ДГМУ
Выпуск - 2019 №№ 151-152
30

Компетентностно-ориентированное образование – объективное явление в отрасли, вызванное социально-экономическими и педагогическими предпосылками. Это реакция образования на изменившиеся социально-экономические условия, когда рынок предъявляет к специалистам новые требования, которые недостаточно учтены в программе их подготовки. Это не столько требования к содержанию образования, сколько к целям, результатам и педагогическим технологиям обучения.

В качестве цели в современном образовании рассматривается формирование у специалиста соответствующих его профилю компетенций. В качестве интегрального социально-личностного и поведенческого феномена как результата образования сегодня выступают компетенции (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентности (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности) студентов.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализация, развитие индивидуальности и самоактуализация. Такой подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, но и потребностью самого общества использовать потенциал личности.

Согласно образовательным стандартам компетенция – это способность применять знания, умения и проявлять личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Концепция модернизации российского образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных и т.д.) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

В последние годы в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в Дагестанском государственном медицинском университете активно внедряется компетентностный подход к обучению. Это участие обучающихся в работе по профилактике и предупреждению распространения различных заболеваний, посещение детских домов, домов престарелых, забота о слабых, благотворительные акции и многое другое. Все это в совокупности и формирует, по нашему мнению, грамотных специалистов, которые готовы и умеют оказывать медицинскую помощь.

И мы уже видим результаты такого подхода к образовательной деятельности. Наши студенты демонстрируют знания и умения на уровне обучающихся ведущих вузов страны и зарубежья, а иногда и выше. Так, буквально на днях студентка Медицинского колледжа ДГМУ Написат Халитова заняла второе место в компетенции «Медицинский и социальный уход» в финале VII Национального чемпионата рабочих профессий «Молодые профессионалы», который прошел в Казани. Теперь она в составе сборной России примет участие в чемпионате мира, который пройдет в 2020 году в Шанхае.

Для распространения этого опыта в Даггосмедуниверситете будет создан учебный Центр компетенций по медицинскому и социальному уходу. Успех наших студентов очень значительный, и они на базе этого центра должны готовить своих сокурсников, обучающихся младших курсов, подбирать себе достойную смену.

В прошлом году другая студентка Медколледжа Джамиля Казимова также стала серебряным призером в компетенции «Медицинский и социальный уход» по итогам IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Ярким примером компетентностно-ориентированного образования может послужить и студенческий спасательный отряд ДГМУ «Снежный барс». Ребята входят в состав Всероссийского студенческого корпуса спасателей, активно проводят обучающие тренинги по азам оказания первой помощи для учителей школ, воспитателей детских садов, старшеклассников, участников различных форумов, а также для всех желающих. Руководитель отряда – наша студентка Диана Султанова – стала в прошлом году победителем в номинации «Смелые сердцем» (волонтёрство в чрезвычайных ситуациях) Всероссийского конкурса «Доброволец России-2018». Победители конкурса получили гранты в размере до 1 миллиона рублей на развитие своих инициатив.

Наши студенты нередко становятся победителями и призерами олимпиад и конференций Всероссийского и международного уровня. Только за последние несколько месяцев наши команды заняли призовые места на олимпиадах по детской хирургии, эпидемиологии, нормальной физиологии, гигиене, стали победителями и призерами различных конференций российского и международного уровня.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

19
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...