На языке Диккенса и инноваций
Чтобы глубже понять процессы, происходящие в системе образования, надо говорить с учителями, а лучше всего с опытными педагогами сельских школ.
За 36 лет работы в Большезадоевской средней школе Кизлярского района Айзанат Нурлубаева прошла не одну программу модернизации, и, как сама признается, добиться взаимопонимания с новыми технологиями обучения было непросто. Тут главное – не подкачать. Ведь учитель – прежде всего новатор и знать должен больше своих подопечных.
Для нее не существует ни выходных, ни праздников. Вся в работе — привычка, выработанная годами. Скопила десятки методических пособий, учебников: фильмы с титрами, видеоуроки российских и зарубежных коллег. К урокам английского учитель высшей категории готовится основательно, как к экзамену. И каждый раз старается внести что-то новое, свое.
— Раньше было сложнее справляться с проблемой языковой практики. Сегодня Интернет во многом решает эти вопросы. За счет видеосвязи с носителями языка улучшаются навыки общения. Всемирная паутина предлагает массу образовательных ресурсов, есть риск потеряться в море информации. И тут мы должны выступать в роли маяка, направлять учеников, чтобы те не споткнулись. Хорошо бы каждому взрослому не на словах, а на деле заняться вопросами информационной гигиены.
— Но позаботиться о детях могут только в школе, так было всегда. Мы общаемся с ними чаще, чем родители, до вечера занятые работой, – рассказывает Айзанат Нажмединовна и для наглядного примера включает видеозапись собственного урока. В ее архиве таких много, после тщательного анализа ошибок одни уходят в корзину, лучшие хранятся «на всякий случай».
Ничего общего с тем, как обучали языкам каких-то три года тому назад.
После приветствия, без раскачки дети смело погружаются в международный язык общения. В ходу все: от полюбившейся всем интерактивной доски и прочей электроники до наглядных пособий. В арсенале учителя и свои актерские уловки мастерства. Ребята слушают внимательно и верят ей. Ровная речь, уместная жестикуляция. Но если говорить об идее единого учебника английского языка, который сейчас обсуждают в Министерстве образования РФ, ответ однозначный: школьный материал должен быть умным и интересным.
Увлекаясь мультимедийными уроками, Айзанат Нажмединовна просмотрела десятки программ. Уверена, когда процесс сопровождают тематические слайд-презентации самих учеников, занятия приносят максимальный эффект. Работая по федеральным государственным образовательным стандартам и в соответствии с приоритетным проектом развития РД «Человеческий капитал», старается повысить качество образования и вывести сельскую школу на современный лад. Настоящее признание находит в успехах учеников на муниципальных, республиканских олимпиадах и всероссийских интернет-конкурсах.
— В выборе будущей профессии ученик ориентируется на авторитет наставника. Таковыми для меня были педагог истории Тамара Семеновна и немецкого языка Нонна Георгиевна. К сожалению, мои дети не стали учителями, зато ученики порадовали, некоторые из них преподают иностранные языки. Мне это льстит, — делится Айзанат Нурлубаева.
На языке Шексира и Диккенса она заговорила в результате долгого самостоятельного изучения. Потом были длительные курсы повышения квалификации: очень хотелось прочитать любимых классиков в оригинале. Университетские знания языка поддерживает общение с коллегами и книгами. Нелегкое дело для сельской школы — соответствовать меняющимся ориентирам образования. Здесь и ФГОСов надо держаться, и не растерять заработанный статус ЕГЭ.