Наш великий и могучий
В пятом классе на уроке Эльмира Рагимовна задала сочинение: надо было описать внешность лучшей подруги. Я и описала: «Родинка находилась на правой щеке под левым глазом». Через пару дней это предложение красовалось на стенде в коридоре вместе с другими подобными образцами «эрудитов». Стою, значит, читаю, осмысливаю: «Тарас сел на коня. Конь сгорбился, а потом рассмешился...», «Глаза у нее были распахнуты настежь и они улыбались друг другу…», «Крестьянин был богатый: он держал много хрюшек и одну жену…». Каждый желающий мог подойти и «рассмешиться», как тарасов конь.
Быть учителем русского языка и литературы интересно. Эльмира Алиева за годы работы в школе и не такое «вылавливала» в наших сочинениях.
На календаре 6 июня. Да здравствует День русского языка, день рождения Пушкина!
– Вообще-то изначально я собиралась поступать на факультет иностранных языков. Английский просто обожала. Маму такое заявление жутко возмутило. Переживала, что останусь без работы. Пришлось идти на филфак ДГУ. И нисколько не пожалела: очень повезло с университетскими преподавателями – на пары ходила с удовольствием. Не было нудных лекций, одно живое обсуждение. И большая удача, что пришла работать в школу №3 Махачкалы. С тех пор прошло 25 лет. Наш коллектив – одна большая семья.
Хотя своим детям я такой участи не желаю. Это внешне может показаться, что ничего сложного в преподавании нет. В основе же титанический труд и колоссальная ответственность за воспитание детей. Во многом именно литература и история воспитывают человека, – отмечает Эльмира Рагимовна.
– Вот ты говоришь, что учителя твои нисколько не изменились за 12 лет, а все потому, что мы работаем с детьми. Они – наш заряд бодрости, наше всё! От современных детей многому учишься. Каждый из них – чудо. Что ни спроси – на все у них найдется ответ в части технологий. Но читают мало. Казалось бы, элементарное книжное слово, а они его не знают,– говорит учительница, а мне трудно в это поверить. Ей всегда удавалось увлечь нас классической литературой. К ее урокам готовились даже двоечники.
До нее у нас в начальных классах была еще Гулизар Алиметовна с читательскими дневниками. Должна признаться, вести дневник было делом не из легких, сколько нервов он потрепал! Ну и представьте, каково это, на уровне 2-3 класса проводить идейно-художественный анализ произведения. Я его записывала сразу в дневник. Кто ж будет все это сочинять в черновике, а потом нудно переписывать?! Читать приходилось много, книг для дневников в запасе было видимо-невидимо. Мы их вели до окончания школы. Так у нас началось формирование собственного мнения, правильной речи. Сегодняшнего ученика не заставишь вести даже обычный дневник, не говоря уже о читательском.
От воспоминаний переходим к насущным вопросам. Когда говоришь о русском языке, обойти тему внедрения новых слов невозможно. С одной стороны, это естественный процесс, с другой – проблема. Учитель считает, что давно пора обратить серьезное внимание на окружающую действительность. Кстати пришелся бы закон, запрещающий называть места общественного питания, торговли иностранными названиями, писать латиницей. Необходимо привлекать к ответственности за безграмотные афиши, за ошибки в бегущей строке на телеканалах, ляпы в изданиях. Также ее коллеги предлагают пересмотреть закон о государственном языке, так как пункты об охране литературных норм в нем не прописаны. В прошлом году Ассоциация учителей русского языка страны выступала за создание лингвистической полиции, которая должна защищать русский язык от чрезмерного заимствования иностранных слов.
А пока приходится хвататься за голову при виде «спартакЕады» и «юнНых филологов». И не в каком-нибудь школьном сочинении, а в юбилейном выпуске журнала одного из ведущих вузов республики!
А в это самое время кто-то придумал новое словечко, другой его подхватил, передал. Возможно, родилось еще одно слово-паразит, нарушающее нормы языка. Сленг и жаргон – по сути синонимы.
– Выражения, которые используются определенными группами людей, характерны не только для Дагестана, но и для других регионов страны. У каждого свой особый колорит. Молодежный жаргон – самый экспрессивный и даже дерзкий. Молодым всегда нравится говорить на особом, своем языке, отличном от языка взрослых, который им представляется скучным и старомодным. Для них это своего рода способ самовыражения. Со временем пройдет. Но это не значит, что мы, учителя, должны бездействовать, – говорит Эльмира Рагимовна и советует общаться с детьми исключительно на правильном русском языке, вводить в моду чтение. А для этого вокруг ребенка должно быть больше образцов для подражания. Учиться литературному языку рекомендует у Антона Чехова, а подумать о настоящем хорошо в компании Рэя Брэдбери. И помнить: всякий словарь жаргонизмов, безусловно, трагедия для тех, кто посвятил свою жизнь великому и могучему.