23:48 | 17 ноября, Пт

Махачкала

17.11.2017
1EUR70.7040Руб-0.4681
1USD59.9898Руб-0.2592

«Наш вуз востребован»

1 2
A- A+

Молодежный центр, музей, спортивные комплексы, общежитие на 1500 мест, 55 компьютерных классов, более 300 аудиторий, оснащенных современной мультимедийной техникой… Чего тут только нет!

– Вся эта инфраструктура – результат кропотливого многолетнего труда, – с гордостью отмечает президент Дагестанского государственного университета народного хозяйства академик Гамид Бучаев (на снимке).

После обхода всех этих объектов он по-отечески приглашает меня к столу.

– Ты наверняка устал, поэтому давай-ка выпьем чаю. Не возражаешь?

– Я только «за».

Такие экскурсии он проводит для всех гостей, чтобы они, так сказать, набрались общих впечатлений. Беседа протекает легко и непринужденно. Это откровенный разговор о важном.

– К своему стыду, Гамид Ахмедович, ни разу до этого не был в стенах подведомственного вам учреждения. Все у вас тут хорошо налажено, чувствуется крепкая рука хозяйственника-организатора. А как обстоят дела с набором в университет? Выполнили план?

– Каждый год перед набором сильно переживаем, – признается профессор. – Ведь все в стране быстро меняется, и условия меняются. Хвала Всевышнему, несмотря на эти и другие факторы, наш вуз остается востребованным: в этом году вместо 500 студентов по плану набрали 680. Всего же за всю историю вуза в стенах ДГУНХ образование получили более 23 тыс. студентов. Из них на сегодняшний день, по имеющимся у нас данным, трудоустроено 93%. Впрочем, друг мой, не буду нагружать тебя цифрами, я хотел бы поговорить о другом, о наболевшем.

– Конечно, о чем речь?

– Вот приняли мы несколько лет назад европейскую систему выпускных экзаменов, так называемый ЕГЭ. Есть разные мнения по этому поводу, большинство высказываются в позитивном ключе. Сам я был категорически против подобных нововведений, задавался вопросом: почему? Ведь у нас в стране была наработанная десятилетиями и доказавшая свою эффективность система образования. Что в ней плохого? Готовили ведь и гуманитариев, и инженеров-ядерщиков, и космонавтов… Плюсы ЕГЭ очевидны, однако, как и в любом деле, есть и свои минусы. Во-первых, очень непростые задания. Но это еще ничего. Все мы знаем, что при сдаче экзаменов у выпускников появляется несколько вариантов (в зависимости от набранных баллов) для поступления. И что мы имеем? «Высокобалльники» в большинстве своем поступают в центральные вузы страны, и, как правило, они не возвращаются обратно в Дагестан. А кто же здесь будет работать?

– Интересное наблюдение, Гамид Ахмедович.

– Сегодня мы наблюдаем отток потенциально сильных ребят из регионов в центр, где, к слову, ощущается недобор. Объясню почему. При советской власти в стране было 300 вузов. В настоящее время в России их около 3000, плюс к этому многие имеют свои филиалы. А что, в этих филиалах кадры есть? Какая там материально-техническая база?

Второе. Работать к нам из России никто не едет. Да, того страха, что был раньше, нет, но нет и той системы, которая давала возможность трудоустроиться по плановому распределению. А нам ведь нужны кадры. Хороших, образованных работников катастрофически не хватает. И это большая проблема, трагедия. Сегодня на всех уровнях говорят о сохранении родных языков как нашего культурного, генетического кода. Но нельзя сохранять их в ущерб другим дисциплинам, таким как физика, химия, естественно-технические науки. Посмотрите, едва ли не в каждом среднем общеобразовательном учреждении, особенно в сельской местности, ощущается нехватка качественных педагогических кадров.

– Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

– Как педагог, я со многими родителями беседую, говорю им: вы своего сына, дочь отправили в Москву учиться, через пять-шесть лет их устраивать работать нужно, а там мегаполис, совсем другая жизнь… Кто из них захочет возвращаться? Вернутся – хорошо, но опять же в региональных вопросах они не разбираются. Поэтому большой акцент в школах следует сделать на воспитательном аспекте, и особое внимание необходимо уделить, на мой взгляд, роли педагогов, вернее, их материальному положению. Кто-то может не согласиться с моим мнением, но я считаю, что Великую Оте­чественную войну выиграли учителя, потому что именно они воспитали наших героев-солдат, истинных патриотов своей Родины. Если учителя будут квалифицированные, то к нам в вузы будут идти интеллектуально подготовленные дети. В сфере здравоохранения есть прекрасная программа «Земский доктор», которая призвана помочь стабилизировать ситуацию с нехваткой медицинских кадров в селах. Почему бы не разработать аналогичную программу в образовании? И она бы называлась «Земский учитель».

– По вашим словам, получается, что местным вузам приходится работать исключительно с теми, у кого слабые баллы по ЕГЭ.

– Так оно и есть. Другого выхода тоже нет, с ними надо работать. Мы всем даем шанс, кто к нам идет. Конкурсов не проводим. Никогда такого не было и не будет, чтобы в Дагестанском государственном университете народного хозяйства ставили оценку за мзду. Мы заставляем студентов учиться, ходить на занятия.

– А как вам удалось создать такую среду?

– Только своим личным примером. Не зря ведь говорят: рыба гниет с головы. Самому руководителю надо быть чистым, честным. Помнить, что если ты поднялся на определенную высоту, то на тебя все смотрят. Мне это удалось сделать, потому что я так живу, я так хочу. Хочу, чтобы ты, Ширвани, знал, что Гамид Ахмедович был таким человеком. Кто знает, может, сегодня ночью мне перед Богом отчитываться придется. Поэтому я должен быть кристально чистым. Это очень тяжелое дело, сталкиваешься с большим сопротивлением. Наш подход, наши установки, каждодневные разговоры – все это вместе позволяет не допускать коррупции в вузе. Это главный принцип в нашей работе.

– Не секрет, что вузам тяжело обходиться только своими преподавателями. В вашей практике было такое, что вы привлекали преподавателя со стороны, а он, оказывается, привык брать взятки на прежнем месте работы и пытался делать это в ДГУНХ?

– Бывало, конечно, но у нас с такими людьми разговор короткий. Надо пресекать подобные проявления на корню! Мой сын Яхья, будучи ректором, как и я, живет всю жизнь по этим правилам. У нас, к примеру, нет проректоров – ректор напрямую взаимодействует с кафедрами и набирает преподавателей с прозрачной, чистой репутацией. В основном это наши же выпускники. Если кто-то из них будет уличен во взяточничестве – это не самый хороший пример для нашей молодежи. Страдает ко всему прочему имидж университета. А я этого никогда не допущу! Я живу в квартире возле ЦУМа, которую в 1970 году дали мне в обкоме партии. Мой оклад профессора – 37 тысяч рублей, дачи не имею. Выходные провожу в родном университете, книги пишу. Да, может, я мог бы быть богаче, счастливее. Но я умру честным и гордым за свою жизнь.

– Спасибо, Гамид Ахмедович, за интересную, откровенную беседу.

                                                                                                        От редакции:

Наверное, есть закономерность в том, что цикл интервью с ректорами ведущих республиканских вузов мы завершаем Дагестанским государственным университетом народного хозяйства, самым молодым и перспективным. Но проект «Дагестанской правды» «Высшая школа» о достижениях и проблемах высшего профессионального образования продолжит свою работу. Мы ждем ваших отзывов, дорогие читатели, и приглашаем экспертов к разговору о высшей школе.

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Образование»

  • Этнодиктант объединяет 

    Большой этнографический диктант в Дагестане написали более 1200 человек. Акция проходила в Махачкале,...

    29

    9:49  09.11.17

  • ДГПУ: верен традициям, открыт инновациям 

    Подготовка специалистов различных профилей – учителей, воспитателей, психологов, логопедов, педагогов...

    174

    9:37  09.11.17

  • Легко ли быть учителем? 

    Еще несколько лет назад педагогическая общественность трубила о необходимости внести коррективы в...

    63

    9:20  01.11.17

  • Чаще говорите на родном языке 

    Уже второй год по инициативе Министерства по национальной политике РД в республике проходит тотальный...

    40

    10:02  31.10.17

  • Отвечать вызовам экономики 

    Кадровый потенциал аграрного сектора экономики напрямую зависит от качественного уровня выпускаемых...

    34

    9:40  31.10.17

  • Школа дает шанс 

    Учеников по осени считают. Нынешняя показала, что число первоклассников в нашей республике заметно выросло....

    11

    9:28  27.10.17