Купить PDF-версию
15:20 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
06:09 02.07.2009

Не только учить, но и воспитывать

В Министерстве образования и науки РД состоялась коллегия, посвященная предупреждению нарушений в деятельности образовательных учреждений, обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное образование, охвату образованием детей школьного возраста с целью недопущения воздействия на них влияния экстремистов. В работе коллегии приняли участие начальники управлений муниципальных образований, актив МОН РД. Открыл и вел коллегию министр образования и науки РД А.Гасанов.

А перед началом коллегии министр выполнил приятную миссию и вручил лучшим педагогам республики удостоверения заслуженных учителей РД. При этом он сказал, что сегодня именно на педагогов, обладающих высокими профессиональными качествами, ложится ответственность по поддержке молодых педагогов, только осваивающих азы педагогической деятельности,  которым предстоит обучать новое поколение в условиях все более глобализирующегося  мира, подверженного воздействию агрессии и влиянию деструктивных сил.

А.Гасанов подчеркнул, что обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное образование и охват им детей школьного возраста является первоочередной задачей для педагогов республики. – Сегодня мы должны говорить о воспитании как о главной составляющей образовательного процесса, — сказал он. – Ведь только держа в поле зрения подрастающее поколение, воспитывая его в духе патриотизма, интернационализма, неприятия агрессии и религиозно-политического экстремизма, мы сумеем подготовить к взрослой жизни людей, имеющих свою точку зрения, хорошо разбирающихся в том, что вокруг происходит, последовательных и целеустремленных граждан своей страны.

Характеризуя обстановку, складывающуюся в общеобразовательных учреждениях республики, главный специалист Управления общего и профессионального образования МОН РД Ш.Джахбаров рассказал, что управлением была проделана значительная работа по надзору в сфере образования, проведены плановые инспекционные проверки по исполнению законодательства РФ в области образования районными и городскими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования. — Факты свидетельствуют, — сказал Ш.Джахбаров, — что права граждан на общедоступное и бесплатное образование согласно закону «Об образовании» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях продолжают нарушаться. В ряде территорий не разработан порядок приема граждан в подведомственные образовательные учреждения. Как следствие, допускаются нарушения, в том числе и в связи с отсутствием гражданства РФ или регистрации по месту проживания родителей. Управлением общего и профессионального образования были проверены уставы 295 образовательных учреждений 22 территорий. Нарушения выявлены в Акушинском, Буйнакском, Докузпаринском, Казбековском, Кайтагском, С.-Стальском, Каякентском, Кизлярском, Кумторкалинском, Лакском, Левашинском, Магарамкентском, Табасаранском, Шамильском, Сергокалинском территориальных управлений образования, а также в городских УО г.Махачкалы, Кизляра, Избербаша, Южносухокумска и Дагогней.- Нередко, — отметил далее Ш.Джахбаров, — нарушается гарантированное Конституцией РФ право на получение бесплатного за счет государственных бюджетных ассигнований образования, устанавливается определенная фиксированная плата за каждого обучающегося под видом добровольных пожертвований родителей, «спонсорской помощи», доплаты за якобы «дополнительные образовательные услуги», в то время как родители обучающегося не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Немало нареканий вызывает и оформление уставов образовательных учреждений. В Левашинском, Шамильском, Акушинском, Табасаранском, Кайтагском, Буйнакском районах встречаются характерные нарушения. Так, например, в разделе «Образовательный процесс» продолжительность обучения на второй ступени указывается расплывчато, разрешается исключение из школы  учащегося по достижении четырнадцати лет, что не соответствует закону «Об образовании»; предмет «Военная подготовка» может проводиться только на факультативной основе, тогда как в Примерном учебном плане образовательных учреждений РД НВП значится среди предметов республиканского компонента; не отражается процесс организации питания учащихся 1-4 классов, не проработана система оценок при промежуточной аттестации. Многие уставы закладывают положения, которые теоретически вроде бы  имеют место при организации образовательного процесса, но не отражают практику работы реальной школы. Сохраняются проблемы в обеспечении государственных гарантий доступности качественного образования.

На коллегии констатировали, что в республике не уменьшается количество детей и подростков, не охваченных обучением, хотя Министерство образования и науки РД прилагает меры для реализации требований об обязательном общем среднем образовании. Особенно неблагополучная ситуация складывается в Акушинском районе, где в школах не обучается 187 детей, в Левашинском – 171, Казбековском – 56, Карабудахкентском – 143. Всего по республике число детей, не обучающихся в школах, составляет 1168 человек. И в этом случае к работе по реализации прав граждан на образование и сокращению числа детей, не охваченных обучением, должны быть привлечены местные администрации, на которых возлагается эта работа, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения милиции, общественность. Только так можно добиться того, чтобы каждый учащийся получил образование, соответствующее уровню его развития, индивидуальным способностям и склонностям. Несмотря на трудности, такая работа ведется. В образовательные учреждения возвращено 342 ребенка, в 13 территориях нет детей, не охваченных обучением. Но предстоит еще очень многое сделать.

Выступавшие на коллегии начальники управлений образования муниципальных образований поднимали вопросы по уставам образовательных учреждений. В частности, отмечалось, что их надо привести в соответствие с нормативно-правовыми документами, «Законом об образовании». Первый замминистра образования и науки РД Н.Мусалаева объявила, что 80% уставов нуждаются в обновлении. И если говорить о лицензировании и аттестации образовательных учреждений, то они напрямую зависят от исполнения устава. В этой связи необходимо взять под контроль ситуацию в регионах, чтобы не нарушать закон об образовании, упорядочить всю необходимую документацию.

Министр внес в обсуждение вопроса свой комментарий, пояснив, что несоответствие в уставах влечет нарушение учебного процесса. Многие уставы закладывают положения, которые теоретически обосновывают организацию образовательного процесса, но не отражают практику работы реальной школы. Но устав – это не протокол намерений, а документ, который должен отражать фактический образовательный, финансовый, административный, нормотворческий ресурс образовательного учреждения. Это касается описания платных образовательных услуг, организации дошкольного образования, классов компенсирующего профильного обучения или открытия классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Устав должен отражать режим работы школы: в одну или две смены, организацию дополнительных каникул для учащихся 1-х классов, количество экзаменов промежуточных аттестаций, их перечень, определенный педсоветом школы, процесс организации питания, работу попечительного совета.        – Там, где мы видим инновационное образование, где дирекция и педагогический коллектив работают над собой, совершенствуют образовательные методики, там и устав соответствует требованиям, — отметил министр, — а где образовательный процесс идет спустя рукава, где учителя халатно относятся к своим обязанностям, там и Устав не более чем формальная бумажка. И начальникам управлений образования необходимо обратить внимание на это направление деятельности образовательных учреждений.

Отдельно А.Гасанов остановился на таком аспекте, как организация воспитательного процесса. — Сегодня мы констатируем, что немало молодежи уходит в леса, пополняя преступные группировки, ряды сторонников религиозно-политического экстремизма  — подчеркнул министр, — что можно этому противопоставить? Необходимо воспитывать в учащихся не только толерантность, но и такие качества, как гражданственность, приглашать в школы ветеранов ВОВ, участников боевых действий 1999 года, чтобы на конкретных примерах учащиеся могли учиться любить свою Родину и иметь представление о религиозно-политическом экстремизме и опасности, которую он несет.

На самом деле сегодня очень многое зависит от педагогов. Надо понимать, сегодня мы находимся на переломном этапе развития. И необходимо готовить к жизни молодое поколение, воспитывать его на традициях предков, направленных на реализацию способностей на благо своей республики.

На коллегии были рассмотрены и другие вопросы.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

4
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...