Купить PDF-версию
19:17 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
09:56 05.10.2021

Незабвенные мои учителя

Шайдабег Мирзоев, отличник народного просвещения России, заслуженный деятель науки Дагестана, профессор ДГПУ
Выпуск - 2021 №№267-268
222

Основой человеческой жизни, его поведения, характера, увлечений и интересов является воспитание. Родители, бабушки и дедушки, родные и близкие – все окружающие нас взрослые закладывают в нас определённые качества и преподают жизненные уроки с самого раннего детства. Но помимо родственников и знакомых есть люди, труд которых так же важен и неоценим, как родителей. Они вкладывают в нас многое, и именно от них зависит наше и всей страны будущее. Эти люди – учителя.

Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…
Н. А. Некрасов

Профессия учителя является одной из старейших на земле. Учитель необходим всем и каждому. Без него не будет ни врача, ни инженера, ни агронома, ни экономиста, ни юриста. Ни-ко-го!

Задумайтесь, какую огромную роль в нашей жизни играют учителя. Будучи еще маленькими детьми в возрасте 6-7 лет, мы приходим в школу, там нас встречает учитель. Следующие 10-11 лет с нами рядом постоянно находятся учителя. Они вкладывают в нас знания. Причем учат не только математике, литературе, прочим предметам, но и знакомят с такими важными духовно-нравственными понятиями, как становление человека, формирование нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм), нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость), нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний), нравственное поведение (готовность служить людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Наши педагоги вкладывают все свои силы и старания в своих учеников, стремятся научить многому, подготовить к взрослой, самостоятельной жизни и подарить знания, обеспечивающие здоровую жизнедеятельность человека. Труд учителя безвозмездный. Именно потому, что нельзя описать словами и оплатить деньгами душевные переживания, моральные силы и тот вклад, который учителя делают по зову своего сердца. Учитель – это не работа, это призвание.

Каждый человек, покинув стены школы, несёт в своём сердце образ учителя, давшего ему наилучшие знания. Вот и я, прожив на свете несколько десятков лет, задумался над тем, кто же помог мне определить жизненный путь, чтобы он был благотворным не только для меня, но и для общества, выбрать профессию учителя, а затем исследователя народного образования и учёного педагога, способного созидать и только созидать на благо родного народа, республики и Отечества.

Ещё в начальных классах мне посчастливилось иметь отечески заботливых педагогов-профессионалов. Ими были учителя начальных классов Шихикентской СШ Сулейман-Стальского района, настоящие мудрецы-самородки Абдулафис Казанбеков и Бедуллах Фейзулаев. Каждое их слово, мимика, улыбка и движение были наполнены невероятной теплотой и любовью к ученикам. Они, опираясь на старания детей, четко и своевременно замечая малейшие их успехи в учёбе, уместным намёком и отеческим одобрением подсказывали учащимся пути и тропинки к человечности и гражданственности, закладывали истоки нашей будущей профессии. А как они мастерски поясняли детям значение и функции падежей, особенности природы родного края, правила счёта и умножения, специфику и жизнедеятельное значение родной и русской речи и многое-многое другое. Они были не только признанными учителями в школе, но и безмерно уважаемыми педагогами для всей сельской и районной общественности.

Профессия учителя – очень трудная и ответственная. Как это благородно давать другим знания, быть наставником в созидании жизни и деятельности молодого поколения. Конечно, далеко не каждый может стать настоящим учителем. Я считаю, что им нужно родиться. Ну и, конечно, много работать, постоянно заниматься самообразованием, чтобы уроки были полезными и интересными для учащихся – будущих граждан, созидателей страны. Такими были мои учителя и в средних, и в старших классах.

Любовь к родной истории и культуре привили нам историки Зейнудин Алиев (директор школы) и Ахмед Ахмедов, любовь к русскому языку, литературе и культуре прививали учащимся опытные учителя-гуманитарии Шихкерим Магамдаров, Магомедсаид Чергесов, Джалалдин Ханбалаев. Любовь к естественно-математическим наукам пробуждали географ Владимир Скяев, физик Магомедгусейн Дадашев, химик Гаджибуба Казанбеков, математики Будуллах Нежведилов и Шахимерден Муслимов.

«Не смейте забывать учителей!», – призывает нас стихотворение Андрея Дементьева. Хочется несколько возразить: забыть их нельзя! Самое лучшее, вечное, доброе привито учащимся именно этими учителями. Потому мало кто из выпускников 1966 года Шихикентской СШ не получил высшего образования. Более того, выпускники выбрали социально востребованные, остродефицитные по тем временам профессии – учителя, врача, экономиста, агронома, инженера, технолога, строителя, юриста…

Что касается меня, то именно школьные учителя сыграли первостепенную роль в моём становлении как личности и специалиста. Мой отец, фронтовик Айдабег Мусаевич, награждённый орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне, с 1945 года рабочий-стахановец (токарь, слесарь и фрезеровщик в одном лице), бессменно находился на доске почёта трубопрокатного завода г. Сумгаита, затем с 1955 года был успешным сельским тружеником. Но он, к сожалению, не умел ни читать, ни писать.

Именно учителя добросовестно восполняли пробелы родителей, относились к ученикам с добротой и пониманием, заботились о нас, как о собственных детях. Я их всегда помню и безмерно уважаю. В книге великого древнего мыслителя Аль-Хусри «Цветы литературы» есть замечательная притча.

Спросили Александра Великого:

– Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца?

– Отец подарил мне жизнь бренную, – ответил Александр, – а учитель – вечную.

И действительно, на учителя в нашем обществе возлагается серьёзная и сложная задача – вырастить из ребенка настоящего человека.

Сколько ещё хороших учителей, преданных своей профессии педагогов-профессионалов встретилось мне на моем жизненном пути.

На филологическом факультете Дагестанского государственного университета весьма целенаправленно, доступно и содержательно основы родного дагестанского и кавказского языкознания и литературы освещали студентам профессора – Гайдаров Раджидин Идаятович, Гюльмагомедов Ахмедуллах Гюльмагомедович, Алиев Салав Магомедсалихович, Абдулатипов Абдул-Кадыр Юсупович, Мусаев Магомед-Саид Мусаевич; доценты – Алипулатов Максим Абдулбариевич, Абдулжамалов Надир Абдурашидович, Беримбеков Зибиуллах Гамзабекович, Микаилов Эльдар Шигабудинович, Раджабов Малик Мамедович.

Теорию и методику преподавания русского языка и литературы мастерски раскрывали настоящие ученые, методисты, профессионалы своего дела Назаревич Александр Федорович, Сивриди Георгий Николаевич, Судакова Нина Яковлевна, Прик Ольга Яковлевна, Лихтман Рашель Иосифовна, Никонова Галина Александровна, Ханмурзаев Гирей Гамидович, Мегаева Лира Ивановна, Алиева Раиса Раджабовна, Бройтман Самсон Наумович.

Общественно-политические дисциплины социально значимо и граждански целенаправленно освещали студентам известные общественники и ученые педагоги – Вагабов Михаил Вагабович, Авшалумова Людмила Хизгиловна, Габуния Гела Романович.

Нам необходимо уметь благодарить своих учителей, педагогов, наставников, благодарить за знания, за труд и нервы, потраченные на нас, за то, что сейчас мы именно такие, какие мы есть.

Для того чтобы стать настоящим педагогом, необходимо этого хотеть, уметь находить подход к детям и быть готовым безвозмездно отдавать частичку себя другим. Задумайтесь, как много нас – детей, выросших хорошими и порядочными благодаря учителям. Все знания и любовь к учёбе заложены в нас именно учителями и преподавателями. Нужно уметь не только получить знания, но и направить их на благо общества, нужно вернуть знания подрастающему поколению. Это аксиома жизни!

Поэтому приобретенные в вузе знания, умения и навыки получили у меня практическое благотворное применение в процессе моей работы учителем русского языка и литературы в Гурбукинской СШ Карабудахкентского района, методистом кабинета русского и родных языков и литератур Дагестанского института усовершенствования учителей, научным сотрудником, зав. сектором этнопедагогики, заместителем директора ДНИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи, учителем в лицее № 5 г. Махачкалы, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры педагогики ДГПУ.

Знания, умения и навыки имеют свои особенности воспроизводства и применения, они специ­фичны в зависимости от деятельности человека. Работая научным сотрудником, а затем и зав. сектором этнопедагогики Дагестанского НИИ педагогики, я многому научился у замечательных, преданных дагестанскому образованию учёных, ветеранов войны и труда Сагидова Абдурагима Гилатовича, Юсуфова Рамазана Юсуфовича, педагогов-исследователей, авторов ряда программ, учебников и методик по русскому, родным языкам и литературам Цурмилова Мухтара Магомедовича, Аликберова Калабега Алиметовича, Акимова Курбана Халиковича, Магомедова Гамидуллаха Исмаиловича, Шурпаевой Миседу Идрисовны. Именно они направили и поддержали меня в выборе и исследовании архиважной для дагестанского социума научной темы, приведшей меня к разработке и изданию монографий «Народная педагогика: словесные средства воспитания» (1984), «Народная педагогика: содержание, формы и методы воспитания» (1986), «Народная педагогика Дагестана» (1992).

Один намёк доброго учителя, а тем более ответственного руководителя – патриота образования был для меня достаточен для продолжения благородного дела. Видя наши научно-педагогические результаты, направленные на возрождение и сохранение историко-педагогической культуры, тогдашний министр народного образования Дагестана Бадави Саидович Гаджиев поручил мне разработать общеобразовательные программы и учебники по культуре и традициям народов Дагестана.

«Дорогу осилит идущий», – говорят в народе. Идя по благородному социально значимому пути, прилагая многолетние невероятные усилия, сегодня мне удалось быть единоличным автором 10 программ (на русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, азербайджанском, ногайском, чеченском, табасаранском языках) и учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» для 4, 5, 8, 9 классов. Это не мой труд. Это труд всех моих учителей, начиная с начальной до высшей школы. Это труд всех тех, кто по-человечески поддерживал меня все эти годы.

Именно учителя давали нам знания, учили нас находить истину, осмысливать, понимать, сравнивать, сопоставлять верное и ошибочное, делали всё возможное, чтобы мы усвоили социально значимые знания, заботились о нашем физическом и душевном состоянии, по каким-то ведомым только им признакам помогали раскрыть скрытые, неведомые нам резервы нашей памяти, помогли быть общественно полезной индивидуальностью и достойным патриотом своей страны и республики.

Быть Учителем не так уж просто и дано не всем. Именно поэтому очень важно ценить этих людей и быть им благодарными. Спасибо и низкий поклон вам, мои незабвенные учителя! Кого-то уже нет в живых – им вечная память! Кто еще на ниве просвещения – им здоровья, бодрого долголетия и новых плодотворных успехов на радость их учеников, родных, близких и благодарных народов Дагестана!

Обращаясь к студентам и молодым педагогам, находящимся в начале благородного пути к учительству, скажу: если вы хотите видеть позитивные результаты своего ежедневного труда, быть уважаемыми и почитаемыми в годы работы и всегда, будьте достойными преемниками и продолжателями добрых традиций российского и дагестанского учительства и просветительства. Только добрые дела дают добрые всходы. Удачи вам! С Днем учителя вас, читатель, и все учителя многонационального Дагестана!

Статьи из «Образование»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

6
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

12
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...