НСОТ – аббревиатура объективности
Школа-интернат № 6- старейшее учебное заведение города Дербента. Здесь успешно внедряется нацпроект «Образование», направленный на модернизацию процесса обучения.
В числе первых экспериментальных учреждений республики школа была включена в апробацию новой системы оплаты труда.
Выбор не был случаен. В школе-интернате сложился крепкий профессиональный коллектив педагогов, на протяжении ряда лет с успехом внедряющих инновационные, информационные технологии. Как ключевую здесь рассматривают роль учителя в раскрытии возможностей учащихся в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных наук. Педагоги активно участвуют в модернизации учебного процесса. Многие из них обладают высшей квалификацией, участвуют в семинарах по обмену опытом среди интернатных учреждений республики. Двое педагогов школы-интерната стали победителями конкурса среди лучших учителей и обладателями гранта Президента РФ.
В 2008 году образовательное учреждение вошло в число победителей конкурса среди школ, внедряющих инновационные образовательные программы. Во многом этому способствовала прекрасная учебно-материальная база — на 370 учащихся приходится 35 компьютеров, две интерактивные доски, за последние три года получено пять предметных кабинетов. Очень интересно проходят внутришкольные конференции, тематические вечера, открытые уроки с использованием инновационных технологий.
– Сама реформа направлена на повышение квалификации педагогов и подталкивает учителя к освоению самых современных методик, модернизации учебного процесса, — говорит директор школы-интерната Надыр Садуллаевич Казимов.- При организации учебно-воспитательного процесса наши преподаватели и воспитатели стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты. А ведь совсем недавно для этих целей как новинки использовались аудио- и видеоаппаратура, кинопроектор, диапроектор. Но время предъявляет жесткие требования. И в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе уже персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой.
Таким образом, объяснение нового материала демонстрируется на слайдах, на уроках сопровождается мультимедийной презентацией, в доступной форме в дополнение к наиболее сложным моментам темы. Как главную составляющую учебного процесса директор назвал использование интерактивной доски, которая открывает новые возможности для повышения качества преподавания и позволяет использовать уникальные возможности для работы и творчества учителя и учеников, интерпретировать урок, объективно оценивать знания учащихся, заинтересовывать учащихся предметом, новыми формами обучения, которые помогают творчески проводить урок, повышать мотивацию учеников к обучению. Но качество образования возможно только в случае, когда и сам педагог стремится к освоению новых форм обучения, современных технологий.
– В школе в процессе обучения сложился костяк «инновационных педагогов», — говорит директор.- Именно актив стал проводником новых передовых идей и технологий. Но так уж получалось, что, работая с полной отдачей, эти педагоги получали зарплату наравне со средними учителями. Да, безусловно, квалификационные статусы, разряды позволяли в какой-то степени повысить мотивацию к производительности труда. Но этих мер было явно недостаточно. И введение новой системы оплаты труда назрело и было встречено с энтузиазмом.
С первого апреля в соответствии с приказом Министерства образования и науки РД в школе-интернате начался эксперимент по введению НСОТ. По разработанному управлением экономики Министерства образования и науки РД положению о НСОТ были определены размеры ставок заработной платы всех категорий педагогических работников. Ставка заработной платы определялась на основании должностного оклада в соответствии с профессиональными квалификационными группами, коэффициентами за уровень образования, стажа и специфики образовательного учреждения согласно стандартам, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Каждый педагог школы-интерната имел возможность ознакомиться с принципами формирования его зарплаты по новой системе оплаты труда. На педагогическом совете положение о НСОТ обсуждалось гласно и по персоналиям. Ежемесячно на координационном совещании с участием директора обсуждались итоги эксперимента. В результате по итогам двух месяцев введения эксперимента по НСОТ общий фонд заработной платы по школе-интернату возрос на 14%, фонд заработной платы педагогических работников увеличился на 24%. В среднем заработная плата учителей возросла на 28 %, а воспитателей – на 20%.
-В процессе введения НСОТ были учтены и дифференцированно распределенные надбавки к базовому должностному окладу за стаж работы, образование, квалификационную категорию, проверку тетрадей, заведование кабинетом, руководство предметным методическим объединением, опытным участком, -говорит Надыр Садуллаевич,- увеличились другие надбавки: надбавка к должностному окладу за специфику работы, за почетные звания – заслуженный учитель, нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ».
В результате динамика заработной платы руководителя и отдельных педагогических работников выглядит так: минимальное увеличение заработной платы составляет- 5%, максимальное – 45%. Таким образом, мы смогли соблюсти принцип социальной справедливости, и рост зарплаты произошел почти у всех педагогов. — Все зависит от параметров надбавок, — замечает директор(образования, стажа, категории, звания). Он подтвердил, что по результатам введения НСОТ за апрель-май заработок учителей увеличился от 12% до 38%, у воспитателей – от 5% до 45%.
— Школа постаралась максимально абстрагироваться от участия директора в апробации НСОТ. Таким образом, трудовой коллектив самостоятельно, с участием профсоюзных органов, попечительского совета определял реализацию новой системы оплаты труда в коллективе. После перехода на НСОТ и повышения общего фонда высвободились средства для стимулирующей оплаты, создана рабочая группа, которая регулирует введение НСОТ, исходя из нормативных документов и опыта образовательных учреждений других субъектов РФ, тем самым вырабатывая критерии стимулирования оплаты труда педагогических работников.
Подобная схема введения НСОТ успешно функционирует и может быть использована и апробирована как модель в других образовательных учреждениях республики. Это позволит создать мотивацию для повышения образовательного уровня педагогов и перестроить учебный процесс в инновационное русло современных образовательных стандартов.