Купить PDF-версию
05:24 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
09:33 19.11.2010

Обратились за поддержкой

Накануне празднования Дня учителя и в рамках проведения в Российской Федерации Года учителя в целях информирования учителей о мерах социальной поддержки и особенностях новой системы оплаты труда (НСОТ) в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан с 21 сентября по 3 октября 2010 года была организована «горячая» телефонная линия.

За период работы «горячей» линии поступило 49 обращений и жалоб. Наибольшее число было от работников образования городов Буйнакска, Дербента, Каспийска, Махачкалы, Хасавюрта и Ахтынского, Буйнакского, Дербентского, Кайтагского, Карабудахкентского, Кизилюртовского, Кизлярского, Курахского, Лакского, Сулейман-Стальского, Табасаранского,  Хасавюртовского, Цумадинского районов. 

Многие обращения связаны с вопросами, касающимися заработной платы. Учителя жалуются на то, что после введения новой системы оплаты труда зарплата у них не изменилась, а нагрузка возросла. И это при том, что труд учителей и раньше оплачивался по минимуму. От перехода на НСОТ пострадали в первую очередь малокомплектные школы небольших сел горных районов Дагестана. 

По мнению обратившихся, система начисления стимулирующей части зарплаты не имеет общей для всех четкой и прозрачной формулы расчета. В ряде случаев она может стать «почвой для злоупотреблений и сведения счетов в школьных коллективах». 

В перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных образовательных учреждениях Республики Дагестан входит несколько позиций:  за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет;  премиальные выплаты по итогам работы.

Учителя говорили о неравномерном и несправедливом распределении стимулирующих выплат. Так, к примеру, директор одной из городских школ, по заявлению сотрудников, начисляет высокие стимулирующие выплаты своим родственникам и «близким», ущемляя при этом права педагогов с большим стажем и опытом работы. Аналогичные жалобы поступали и из многих других районных  и городских школ Дагестана. Также выяснилось, что с сентября по декабрь 2009 года учителя начальных школ некоторых районов республики не получали стимулирующих выплат.

Педагоги ряда городских школ сообщили, что при среднем заработке учителей в 5-6 тысяч рублей администрация образовательных учреждений получает 24-35 тысяч рублей помимо оплаты за преподавательскую деятельность.

Интересовал учителей и вопрос: «Выплачиваются ли стимулирующие надбавки за период летних каникул?». 

Достаточно большое количество жалоб поступило по поводу того, что оклад учителей с высшим образованием соответствует минимальному размеру оплаты труда (4330 рублей), при этом стимулирующие выплаты не высоки.  Если раньше учителям устанавливались надбавки за образование, стаж, категорию, звания, то теперь молодые специалисты и те, кто имеет большой стаж и опыт работы, оказываются в равном материальном положении.  Также поступили жалобы, связанные с награждением учителей и представлением их к званиям. 

Учителя ряда районных школ обратили внимание на проблемы  с распределением нагрузки и предметных кружков между учителями. В одной из районных школ учитель математики со специальным высшим образованием не может получить ставку на протяжении нескольких лет, в то время как математику в школе ведут неспециалисты. Учитель русского языка другой районной школы интересовался, имеет ли он право на ведение предметных кружков. Такие кружки есть в школе, но их поручили заместителю директора по воспитательной работе, которая не имеет высшего образования, ущемляя при этом права специалиста с многолетним стажем работы и соответствующей квалификацией. 

Учителя одной из городских школ сообщили о том, что они не получили зарплату за сентябрь 2010 года. При содействии Уполномоченного вопрос был решен положительно. 

По телефону «горячей» линии обратилась учительница одной из районной школы. Она рассказала, что в 2005 году она прошла аттестацию и получила 13-й разряд, а в мае 2010 года зарплату ей стали начислять по 11-му разряду, объяснив это тем, что она не вовремя подала заявление на подтверждение 13-го разряда. Участие в решении этого вопроса Уполномоченного дало положительный результат. 

Поступило по «горячей» линии и много других вопросов и жалоб разного характера. Ряд вопросов был связан со льготами для учителей сельских школ. Учителя одного из районов  заявили, что в течение нескольких месяцев не получают ежемесячные выплаты за электроэнергию.     

Всем обратившимся на «горячую» телефонную линию были даны разъяснения. При этом 5 обращений учителей были положительно разрешены в ходе проведения «горячей» линии,   34 обратившимся были даны подробные разъяснения, необходимая для консультаций по некоторым вопросам информация  запрашивалась из соответствующих министерств и ведомств. 10  поступивших жалоб взято на контроль, по ним направлены запросы в соответствующие государственные органы.

Статьи из «Образование»

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...