Сетевое издание «Дагестанская правда»

20:00 | 28 октября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Образование должно стать инновационным

A- A+

Вчера в Махачкале, в Русском драматическом театре состоялась Августовская конференция работников образования Дагестана. В ее работе приняли участие Госсекретарь РД Т.Махмудова, первый зам. председателя Правительства РД Н.Казиев, генеральный директор издательства «Просвещение» А.Кондаков, главы муниципальных образований, руководители органов управления образования городов и районов, директора педагогических колледжей, профессиональных училищ, образовательных учебных заведений.

По традиции перед началом конференции для педагогов, гостей выступил детский хореографический ансамбль «Ватан». А затем собравшиеся ознакомились с экспозицией, на стендах которой были представлены достижения всех образовательных учреждений по среднему, дополнительному, профессиональному, высшему образованию, научно-техническому творчеству.

Затем конференция вошла в рабочее русло. Н.Казиев перед тем, как предоставить слово министру образования и науки РД, предложил почтить минутой молчания память жертв юго-осетинской трагедии.

Затем с основным докладом по теме: «Актуальные задачи современной модели образования РД» выступил А.Гасанов. Он содержал анализ положения дел в образовании республики и касался главных направлений его дальнейшего развития. В частности, министр отметил, что в основу современной модели образования должны быть положены принципы проектной деятельности, реализованные в нацпроекте «Образование». Речь идет об открытости образования к нынешним запросам, применении проектных методов, конкурсном выявлении и поддержке лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. И стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества, каждого гражданина.

Остановившись на развитии в республике дошкольного образования, министр отметил, что здесь ныне функционируют 638 дошкольных образовательных учреждений, в них воспитываются более 59 тыс. детей. Но процесс охвата остается все еще недостаточным – 27%. На это в Послании указал и Президент РД М.Алиев. И дал поручение разработать программу развития дошкольного образования. По мнению министра, в проект программы должны быть включены не только мероприятия по увеличению их числа, но и новые ориентиры развития дошкольного образования, обеспечивающие удовлетворение потребностей граждан в новых формах дошкольного образования, ориентацию по предшкольной подготовке детей, не посещающих детские сады, повышение ответственности дошкольных учреждений за качество образования в условиях свободы выбора программ, а также усиление роста здоровьесберегающих технологий.

Касаясь проблем общего образования, министр определил основные задачи, включающие обновление содержания и технологии образования, обеспечивающие баланс фундаментальности и компетентный подход, обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, выявление и поддержание одаренных детей, применение Интернет-технологий с целью интеграции в единую информационную образовательную среду.

В ряду важных направлений образования А.Гасанов обозначил предпрофильное и профильное обучение. Это, по его мнению, способствует развитию вариативности образовательных программ, дает возможность максимально удовлетворить потребности учащихся в развитии индивидуальных возможностей.

Говоря о результатах ЕГЭ в 2008 году, министр объявил, что его сдавали в этом году 32400 выпускников. По русскому языку средний балл составил – 2,6, а по математике – 3,0 балла. К сожалению, число территорий, имеющих показатели ниже средних республиканских, все еще остается высоким.

И в этом направлении необходимо усиление работы педагогических коллективов. Обращаясь к программе «Одаренные дети», А.Гасанов проинформировал, что министерством разработана республиканская целевая программа на 2009-2011 годы. В ней предусмотрены комплекс мер по работе с одаренными детьми, различные формы этой деятельности, начиная со школы, включая очные, заочные, дистанционные, олимпиады, смотры, конкурсы, профильные смены в оздоровительных лагерях. Однако без активного, заинтересованного участия в этой работе всех педагогов, управленцев успеха добиться невозможно. Анализ же свидетельствует, что сегодня недостатков в этой работе немало.

Участники республиканских олимпиад по всем предметам демонстрируют крайне низкий уровень знаний, 68% из них набирают не более 25% успешных ответов из всех возможных.

Это происходит лишь в том случае, когда с детьми повышенного интеллекта не проводится индивидуальная работа, районные, городские олимпиады проходят без должной подготовки, формально, необъективно. Эти недостатки надо полностью исключить.

С целью создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями, в республике проводится определённая работа. Создаются вариативные условия для интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательное пространство, Так, с 2007 года в республике реализуется программа «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями», в соответствии с которой на базе МОУ СШ № 4 г. Махачкалы при финансовой поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе открыт коррекционный класс VI вида для обучения детей-инвалидов.

Объективным критерием оценки деятельности образовательных учреждений, по мнению министра, служит госаккредитация учреждений. В 2007-2008 гг. из 138 заявлений аккредитованы 124 СОШ, 14 – не выдержали аккредитационную экспертизу. И это лучше, чем фальшивая аккредитация, сказал министр.

Признавая важность национально-регионального компонента, А.Гасанов подчеркнул, что в январе 2008 г. были объявлены торги на издание учебников по языкам. В результате должно быть издано 21 наименование на сумму 25,0 млн.руб. ДНИИП им. Тахо-Годи также подготовлен перечень приоритетных учебников.

Начата работа по подготовке республиканской программы сохранения и развития языков народов Дагестана. Проводятся олимпиады, конкурсы. Два учителя удостоены диплома 1 степени всероссийского конкурса по языкам. Под пристальным вниманием министерства также находится дополнительное образование. Оно направлено на обновление содержания путем совершенствования программно-методического материала. А начальное профессиональное образование рассматривается министерством как важная составляющая в учебном процессе. Создано 3 ресурсных центра на базе ПЛ № 12, 3, РПЛ №1. Таким образом исключается дублирование профессий и появляются новые, востребованные рынком труда.

Средние профессиональные учреждения – колледжи по праву считаются одними из лучших в республике. Но и здесь необходимо еще более совершенствовать работу. Министр обратил внимание и на то, что в условиях инновационного развития возрастает роль науки и научных разработок. Многое зависит сегодня от создания условий для его получения.

Прежде всего, это ресурсное обеспечение, которое в большинстве территорий Республики Дагестан не соответствует требованиям и возможностям учащихся развиваться в полноценной среде общения со сверстниками. Необходимо ускорить создание системных изменений во всей региональной сфере образования, проектирующих и программирующих изменения качества различных подсистем.

Говоря о совершенствовании образовательного процесса, А.Гасанов остановился в своем выступлении на кадровой политике. В школах республики работают 50,6 тыс. учителей.

Отдавая должное нелегкому труду педагогов, руководством республики, администрациями муниципальных образований уделялось серьезное внимание поощрению лучших из них.

Всего в 2008 году различные награды получили 1184 человека.

Большое внимание в истекшем году уделялось повышению квалификации педагогических кадров. Общий объем прошедших повышение квалификации работников образования в 2007-2008 учебном году при плане 8000 чел. составил 7945 чел. Кроме плановых курсов, в течение учебного года организовывались краткосрочные семинары по актуальным и проблемным темам: организация и содержание ЕГЭ, профильное обучение, эффективные технологии обучения и некоторые другие. На базе ДИПКПК состоялись педагогические чтения при совместном участии кабинета экспериментальной работы и Лиги защиты прав культуры с приглашением академика Ш.Амонашвили, подготовлено и проведено 9 научно-практических конференций. В отчетном году проведены 6 республиканских конкурсов: «Каков ты, будущий учитель?», «Учитель года-2008», «Академики детства», конкурс профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального профессионального образования и два новых конкурса «Лучший учитель родного языка».

Одной из основных проблем является отсутствие специалистов, имеющих навыки работы в сети Интернет и способных обеспечить правильную настройку и работу сети.

Министерством образования и науки РД в 2007-2008 годах было организовано на базе ДИПКПК обучение директоров и их заместителей работе с Интернет-ресурсами. Работа в данном направлении и дальше будет продолжена.

В 2008 году в ходе реализации второго этапа направления «Внедрение современных образовательных технологий» была обеспечена адресная доставка за счет средств федерального бюджета комплектов специализированного программного обеспечения во все образовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы (победитель конкурса «Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» в 2006-2007 годах). Анализ регистрации на официальном сайте показывает, что очень малое количество учреждений активировали полученное программное обеспечение.

В республике на 1 компьютер приходится свыше 50 детей. Для доведения до среднероссийских показателей (30-35 учащихся на 1 компьютер) необходимо установить в школах дополнительно более 3 тыс. рабочих мест.

За счет средств республиканского бюджета планируется закупка и поставка компьютерного оборудования на сумму 37,5 млн. рублей в общеобразовательные учреждения, имеющие менее 10 компьютеров.

Большую поддержку в данном направлении оказывает и спонсорская помощь. С инициативой оказать содействие в решении этой проблемы выступил общественный фонд «Имени заслуженного учителя РД М. А.Абдулкеримова». На средства Фонда планируется оборудовать 54 класса на 500 автоматизированных рабочих мест в общеобразовательных учреждениях южных районов Дагестана. Кроме того, 400-500 компьютеров планируется получить из федеральных органов власти.

Серьёзную озабоченность органов государственной власти и Министерства образования и науки РД вызывает состояние учебно-материальной базы образовательных учреждений, которая интенсивно стареет и изнашивается из-за отсутствия средств на ее содержание. В связи с этим в последние годы в республике ведется значительная работа по строительству образовательных учреждений. Большое количество объектов незавершенного строительства не позволяет в полном объеме обеспечивать необходимым финансированием объекты с высокой степенью готовности.

В течение последних 3 лет (2006-2008 годы) из федерального и республиканского бюджетов на строительство объектов общего образования было выделено 1923,9 млн.руб. В 2008 году намечается ввод в эксплуатацию 18 школ общей мощностью 6736 уч.мест и 2 спортзалов на 648 кв.м.

Кроме того, в настоящее время по инициативе Президента Республики Дагестан М.Г.Алиева для беспрецедентного форсированного решения вопроса улучшения материальной базы между Республикой Дагестан и ОАО «Россельхозбанк» предусматривается строительство школ в сельской местности на сумму 5,3 млрд.рублей.

Завершая свое выступление, А.Гасанов сообщил педагогам, что в результате введения новой системы оплаты труда в 2009 году разработанный Минобразования РД проект предполагает утверждение списка общеобразовательных учреждений на 2009 год, в которых планируется введение новой системы оплаты и стимулирования труда работников общеобразовательных учреждений.

Проведение дальнейшего анализа и тесная работа с другими регионами РФ по опыту введения новой системы оплаты труда помогут выявить и устранить возникающие проблемы при внедрении в практику новых условий оплаты труда. Это поможет в ближайшие три года перейти на новую отраслевую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений практически во всех образовательных учреждениях республики.

Решению всех вышеперечисленных задач будет уделено первоочередное внимание в предстоящем учебном году министерством, органами управления образования образовательных учреждений республики.

С докладом по оптимизации сети начального профессионального образования на примере РПЛ № 6 выступил З.Амиров, директор РПЛ №1. В частности он напомнил, что общая численность учащихся, обучающихся по основным дополнительным программам среднего профессионального образования, в настоящее время составляет около 1000 человек.

Сегодня лицей готовит квалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса, Вооруженных сил РФ, Службы занятости городов и районов. В сентябре 2004 года на базе училища был открыт и учебный центр ОАО «АК Транснефть», аналогов которому в Дагестане нет. При лицее успешно работает учебное подразделение на базе 9 и 11 классов во многих сельских школах. З.Амиров предложил разработать закон о начальном и среднем профессиональном образовании. Ведь за ресурсными центрами – большое будущее.

Это наиболее эффективный путь материального оснащения профтехучилищ, который дает возможность объединить наиболее передовую современную технологию, которая соединяющую воедино все учебные заведения, входящие в агроассоциацию.

Проректор ДГУ Н.Ашурбеков в своем выступлении отметил, что в республике необходимо развивать инновационное обучение исходя из ориентирования на использование фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Именно ДГУ провозгласил принцип – качественное фундаментальное образование на основе современной науки, сказал он. И ежегодно здесь выполняются около ста финансируемых научных проектов в рамках федеральных и ведомственных программ. Создается целостная система по поддержке талантливой молодежи. Все это должно способствовать притоку в дагестанскую экономику подготовленных, умных, талантливых специалистов.

Поделилась опытом работы МОУ прогимназии № 66 «Мечта» ее директор М.Велиханова. Она подчеркнула, что на сегодня структура образования прогимназии включает в себя базисное и вариативное обучение, основанное на федеральном и региональном компонентах госстандарта. Обобщением результатов эксперимента подтверждено, что в условиях взаимного обучения максимально раскрывается воспитательный потенциал гуманитарного образования и повышается эффективность влияния на учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

О программе работы с одаренными детьми рассказал директор МОУ МПЛ №2 М.Абдулаев. Здесь создано научное общество учащихся, куда вошли участники и победители предметных олимпиад, конференций. Таким образом, это способствует созданию творческой, образовательной среды для учеников и педагогов.

Далее слово было предоставлено генеральному директору издательства «Просвещение» А.Кондакову. Он озвучил такой важный аспект образования, как информатизация, стандартизация системы образования, в том числе и в Республике Дагестан. Мы рассматриваем образовательные стандарты как важнейшую деятельность социализации общества

— сказал он. — И одним из главных направлений российского образования сегодня является укрепление безопасности, благополучие будущего россиян, формирование системы духовных ценностей, обеспечение консолидации, конкурентоспособной среды в обществе. И воспитание граждан нашей страны на основе этнической и региональной идентичности. Это позволит воспитать в молодом поколении такие качества, как любовь к Родине, преданность ее идеалам, гордость за свою страну – Россию.

Подводя итоги конференции, Н.Казиев подчеркнул, что в Послании Президента РД М.Алиева определены стержневые направления образования республики, в том числе и укрепление материальной базы образовательных учреждений. Многое сделано и благодаря нацпроекту «Образование», направленному на модернизацию обучения. Н.Казиев обратил внимание и на такой факт, что благодаря инициативе ОАО «Россельхозбанк» в республике будут построены школы практически в каждом горном районе. Немалую помощь оказывают и спонсоры. Он привел в пример предпринимателя М.Абдулкеримова, который на компьютеризацию школ республики выделил 7 млн.долларов. И это отрадно. Ведь в данном случае речь идет уже не только о строительстве мечетей, но и образовательных учреждений. Отдельно Н.Казиев остановился на мерах поощрения талантливых педагогов и учащихся, 48 грантов было выделено на образование. Но, к сожалению, и учителя, и учащиеся проявили инертность. Надо использовать эту возможность и добиваться успехов.

Разовое питание. Республика выделила из бюджета средства. А находятся муниципалитеты, которые не освоили эти деньги. Позор. Ведь речь идет о детях. О ЕГЭ он сказал так: «В следующем году ЕГЭ входит в штатный режим. И потому педагогическим коллективам нужно напрячь усилия, чтобы выправить ситуацию. Остановился Н.Казиев и на таком важном аспекте, как воспитание. Мы должны растить духовное, нравственное поколение, граждан своей республики и страны, — сказал он. – Это важно. О введении в школьный курс предмета по изучению религии Н.Казиев отозвался так. — Мы живем в многоконфессиональной стране. И если речь идет об изучении истории религии мира, то это одно дело, а если отдельно об исламе или православии, то это ошибочный подход. И он недопустим. Н.Казиев подчеркнул еще раз, что перед образованием республики стоят большие задачи. И педагогические коллективы должны осознавать личную меру ответственности перед обществом, перед своими воспитанниками – учащимися, которым предстоит жить в новом, быстро меняющемся мире. А затем Н.Казиев вручил награды Президента РД лучшим педагогам республики.

По итогам конференции были выработаны рекомендации. На этом Августовская конференция педагогов республики завершила свою работу.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»