Купить PDF-версию
06:20 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
06:07 21.08.2013

Образование – приоритетный проект Дагестана

Знать и уметь применять знания в условиях современной экономики, добывать их самостоятельно – главная задача ученика нового века. Но и учитель должен обладать сводом знаний, преобразованных из классической формы в конкретно исследуемую область. Формат «Новой школы» как раз и нацеливает педагога и ученика не на усвоение механических навыков, а на развитие творческих способностей, научный поиск, всех тех составляющих, которые лежат в основе передовых технологий, определяющих позитивный имидж нашей страны. Дагестану, находящемуся в сложных экономических условиях, как глоток свежего воздуха необходимы специалисты в различных отраслях, которым как раз и предстоит сформировать новую экономическую модель горного края.

На них делает ставку глава республики Р.Абдулатипов, создавая «образовательную среду» для будущих управленцев, давая возможность «порулить» молодому правительству. Первые ростки уже пробивают толщу косности и недоверия, доказывая, что молодым многое по плечу. Но для того, чтобы создать устойчивый механизм взаимодействия школы-вуза-производства, необходимы системные преобразования, которые и позволят создать стройную систему преемственности классической и «новой школы», чтобы производить качественный продукт – специалистов, мыслящих категориями мира без границ, успешно конкурирующих с самыми продвинутыми экономиками развитых стран. И самое главное — воспитать духовно-нравственную личность, для которой понятия гражданственность, патриотизм не пустой звук, а состояние души. Об этом и пошел вчера разговор на августовском совещании педагогов республики.

В работе совещания приняли участие врио Президента РД Рамазан Абдулатипов, Председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, члены республиканского кабинета министров, представители Минобрнауки РФ, руководители муниципальных образований. А перед началом совещания глава республики Р.Абдулатипов осмотрел работы технического и декоративно-прикладного творчества воспитанников учреждений дополнительного и профессионального образования. Учащиеся демонстрировали верность традициям древних ремесел. Президент интересовался, как организовано обучение на местах, обращал внимание на качество изделий, организацию работы в учреждениях дополнительного и профессионального образования. Вчера же состоялась работа тематических секций в школах Махачкалы.

Открывая работу пленарного совещания, министр образования и науки РД Артур Далгатов, поприветствовав педагогов республики, предоставил слово главе республики Рамазану Абдулатипову.

— Учителя – это высокое призвание, для нас это звучит очень свято, потому что если мы чего-то достигли в этой жизни, то достигли благодаря нашим учителям. Я помню всех своих учителей, начиная с начальной школы, заканчивая университетом, кандидатской, докторской и т. д. Всю жизнь мы являемся учениками, но постепенно жизнь так складывается, что мы обретаем и статус учителей тоже. Это такой процесс, который происходит с каждым из нас. Сегодняшнему педсовету и я, и правительство в целом придаем огромное значение. Потому что Дагестан переживает трудные времена. В истории Дагестана было немало таких времен, и наш народ героически выходил из разных ситуаций, особенно в борьбе с внешними врагами.

Тяжелее всего, когда нам мешают внутренние враги. Это не только те, которые находятся в лесах, это и те, которые годами сидели в кабинетах, работали на себя, это и те, которые надевали погоны, обманывали и грабили свой народ. Хотя и среди них были и остаются чистоплотные люди, которые думают о Дагестане, о России, и таких людей немало. У меня были добрые отношения со многими руководителями, я старался им помочь, они тоже где-то меня поддерживали, но, идя в Дагестан, я не представлял, что мы настолько запустили дагестанское общество. Когда я говорю эти слова, бывшие руководители думают, что я их критикую. Критиковать их бесполезно, они отработали свое время, они сделали то, что могли, и я не хочу заниматься войной с кем бы то ни было. Я хочу заняться вместе со своими соратниками и друзьями обустройством Дагестана. Потому что Дагестан располагает огромным потенциалом – человеческим, историческим, культурным, духовным, экономическим, но, несмотря на это, по всем основным показателям экономического развития мы занимаем последние места в РФ. И это наш богатейший Дагестан! Здесь живут креативные, пассионарные люди, всегда готовые к преобразованиям, и эта огромная энергия дагестанского народа оказалась не использована в этих исторических условиях. И главная наша проблема заключалась и заключается в том, что народ был на одной стороне, власть — на другой, а посредниками выступали разного рода бандиты, проходимцы, воры. И в итоге дагестанцы – созидатели, и среди них немало чиновников, оказывались в заложниках.

Все эти годы такие процессы не проходили мимо школы, они прошли через классы, учительские, коридоры. И мы все не в меньшей степени, чем любой начальник, виновны. Если выдающееся село годами находилось и находится в заложниках 10-15 бандитов и директор школы фактически за это не отвечает, более того, когда приезжаешь туда, они говорят, этот бандит был хорошим учеником, а другой был самым успевающим в классе, значит что-то не так в обществе и в сфере образования.

Некоторые крупнейшие села утопают в грязи. И, следовательно, отсюда фанатизм, экстремизм, бандитизм. Потому что токсичная среда искажает душу человека, среда деформирует сознание человека. Почему в прекрасном Буглене должна накапливаться грязь? Почему невозможно проехать через Хаджалмахи, известное село в Дагестане, через которое проезжает пол-Дагестана? Почему в Шамилькале построили прекрасную ГЭС, современные дома, и все утопает в грязи? Там нет учителя, учеников, санитарной дружины, там есть хоть один интеллигентный человек, чтоб мог сказать или хотя бы бросить все и начать уборку самому?

Еще за год до прихода в Дагестан я написал статью «Одинокая могила». Это о могиле Расула Гамзатова. Но я писал не только о его могиле. Я писал о состоянии нашей нравственности, культуры. Все основы закладываются в школе. Самое главное, что я смогу сделать, – это называть вещи своими именами. Это труднейшая задача. И если вы не называете вещи своими именами, вы не воспитываете детей, которые будут грамотными и честными людьми. Вы искажаете их сознание, вы уничтожаете мир ребенка! А встреча с учителем — это всегда встреча с красотой, интеллектом, истиной. Во всяком случае в моей жизни было именно так. Я до сих пор помню запах учебников далеко в горах, которые нам раздавали. Я этим запахом жил, я знал, что этот учебник откроет для меня истины, которые есть в современном мире. Поэтому мы начинаем такую работу, которую необходимо было начинать давным-давно. Мы хотим упорядочить дела в Дагестане, и без помощи учителя этого не сделать. В ближайшее время я подготовлю указ о преодолении невежества и экстремизма. И кто должен преодолевать это невежество? Учитель.

Я был влюблен в русскую учительницу, которая у меня была в 3, 4, 5 классах, потому что она была чистая, умная, красивая. Для того чтобы ей понравиться, я ходил каждый день в библиотеку, чтобы взять книжку. И она меня проверяла, прочитал я или нет, но мне очень хотелось ее увидеть, и я вставал в пять утра в интернате, подходил к окну и садился читать, чтоб после уроков ей пересказать. Благодаря этой любви и красоте учительницы из Свердловской области я, может быть, и приобщился к книгам, поэтому для ученика важна ваша любовь, красота, доброта. Это и есть главная наука, потом уже образовательные стандарты и другое. Мы разработали 10 основных проектов развития РД, и если мы сделаем все, что запланировали, мы увеличим богатство Республики Дагестан к 2018 году. Если удастся эту программу реализовать, мы построим новые заводы, восстановим старые.

В Махачкале около 1000 будок, рынков, но нет места для человека, чтоб прогуляться с детьми. Город фактически уничтожен для человека, нужно его обустраивать по-новому. Когда я говорил, что приоритетные проекты президента создают качественно новый уровень для республики, прежде всего безопасности, устойчивого развития, это были не просто слова. На последней встрече с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным я среди основных вопросов поставил вопрос безопасности Дагестана. Я рассказал, что мы за бандитами гоняемся как во времена имама Шамиля. Обнаруживаем, а потом ходим по лесу за ними. А где современная техника? Почему все это не подключается? Для этого есть возможности. Президент поддержал и дал поручение создать систему безо­пасности. Это, конечно, очень дорого, 9-10 млрд рублей, но безопасность людей дороже.

Поэтому следующий вопрос: чтобы реализовать все эти планы, о которых мы говорим, есть ли для этого достаточный образовательный уровень в республике? Есть ли люди, готовые реализовать все это по уровню своей подготовленности? Можно сказать, что нет таких людей, потому что, как правило, мы выпускаем безграмотных людей, мы формально реализуем государственные стандарты. Это я говорю как бывший ректор университета. У меня более 60% поступающих было из Москвы и Московской области. И эти люди не были готовы для высшего учебного заведения. Приезжаешь в село, жалуются, что вузы выпускают плохие кадры. Приходишь в университет, там жалуются на слабых выпускников школ.
Как выйти из этого замкнутого круга? Только наводя порядок в вузовской и школьной системе. В некоторых школах 60% учителей — это пенсионеры, и это ни в коем случае не плохо. Но приток молодых кадров должен быть. Мы все время говорим о зарплате, это очень важно. Мы подняли зарплату в среднем до 15-16 тысяч рублей. А качество образования улучшилось? Как работали, так и работают. И вот правильно говорят люди, что надо обязательно платить хорошую зарплату, не меньше 30-40 тысяч рублей, но ее надо платить только тем учителям, которые качественно работают. А какая есть система оценки, кроме проверок из министерства образования, где тоже немало людей, далеких от образования?

Первейшая обязанность министерства образования, директоров школ – это создавать качественную систему оценки качества образования. Второе — создавать систему самоконтроля внутри школ. И называть вещи своими именами. Перед выборами я был в одной из школ. Первое, что спросила меня одна из учительниц, это почему зарплата маленькая? Я ей сказал, давайте в соответствии со стандартами я проверю ваших учеников, и если их знания будут хотя бы на 3 с плюсом, то я лично из своей зарплаты буду выплачивать вам до конца года 15 тысяч рублей. Больше эту учительницу я не видел. Я и своим родственникам, работающим в сфере образования, говорю, что своих племянников они обучают хуже, чем меня моя русская учительница.

Качество подготовки — это важнейшая сторона. Закон об образовании мы принимали вместе с Хизри Исаевичем в Госдуме РФ. При этом долгие годы его перерабатывали, в конечном варианте получился очень объемный закон. Для того, чтобы его освоить, нужно два высших образования иметь. Следовательно, должна быть огромная работа Минобразования, которое адаптирует этот закон для дагестанских школ, сделает его более понятным. Новый закон существенно отличается от старого. Старый закон ставил две проблемы — это финансовая и управленческая проблемы. Новый закон определяет нормы для всех, кто участвует в образовательном процессе. Я еще раз хочу сказать, что мы придем к более качественному образованию.

Один из приоритетных президентских проектов – это «Просвещенный Дагестан», где ребенок должен знать свой национальный язык и традиции. Где ребенок прекрасно должен овладевать русским языком, должен знать иностранный язык. Если мы хотим будущее для своих детей, мы должны готовить конкурентоспособных людей. Потому что в нынешних условиях все решается конкуренцией, и если ребенок является неконкурентоспособным, значит мы уничтожили перспективы этого ребенка. Мы единственные, кто принял закон об ответственности родителей за воспитание и обучение своих детей. Необходимо подключать к педагогической работе родителей.

Моя мама мне говорила, что необязательно занимать какие-то должности, но надо понимать, что происходит, и быть готовым отвечать на вопросы, которые тебе зададут твои дети.

Для чего мы рожаем детей? Чтобы радоваться – радоваться первым их шагам, первым словам, успехам этого ребенка, радоваться тому, что у него хорошие учителя, что он живет в хорошем государстве, что его окружает хороший народ. Если будет трепетное отношение к ребенку, будет и соответствующая польза. Без этого никакой закон не поможет.

По словам главы республики, условия для образовательного процесса в республике созданы, хотя в отчетах часто пишут, что 30 процентов школ ютятся в приспособленных помещениях, не являются типовыми, не годятся. «Выступая вчера на совещании у Медведева в Пятигорске, я сказал: Дмитрий Анатольевич, спасибо Вам, что выделили для Дагестана больше всех средств на строительство детских садов. В этом году мы построили 20 детских садиков. Но у нас еще 50 тысяч детей не имеют возможности пойти в садики. Эти условия к 16-му, 17-му году, согласно указу президента страны, будем создавать.

Надо, чтобы вы помогали, чтобы садики были в частных домах. Зачем в небольшом селе строить садик на 100 мест, если можно обойтись частным домом? Сегодня и частные, и государственные школы полностью равноправны. Если есть выдающиеся учителя, они могут создать свою школу, и поддержка со стороны государства для этого будет.

Образование – это великое дело. Но образование должно сочетаться с воспитанием. Но как тяжело сегодня воспитывать детей. Когда моей маме, у которой было 9 детей, говорили: Патимат, у тебя хорошие дети, воспитанные, она говорила: не дай Аллах нам детей, которых надо воспитывать. Воспитание закладывается в самой семье, генетически. И нас прежде всего воспитывает семья, родители, их пример.

Воспитание – это есть образование наилучших людей. Воспитание всегда формируется на основе определенных идеалов, которые являются господствующими в данном обществе. А мы в каком обществе оказались? Когда одни идеалы ушли, а до других мы не дошли. Когда я учился, учитель и учебник занимали 80 процентов моего пространства, а сегодня занимают, может быть, 8 процентов. Потому что ребенок приобщается не только к современным системам информации, но и к глобальной лжи и глобальному разврату. Тысячи соблазнов навариваться на ребенке. Я даже удивляюсь, как они вообще выдерживают, и из них формируются нормальные люди. Тем более, когда рядом учитель порою не знает, что это такое – интернет, какие есть сайты, что можно предложить, рекомендовать ребенку, как ему адаптироваться в этой паутине.

Когда я спрашиваю, на каких идеалах строится любая культура, религия, отвечают: на идеалах общечеловеческих ценностей – мир, любовь, красота… Ребенку нужен четкий ответ, а он однозначен: истина. Поиск истины – главная задача образования. Другая задача – это приобщение ребенка к добру. Вот почему образование и воспитание должны идти вместе. Потому что должны идти вместе истина и добро. А пока видим, что вместе идут ложь и ненависть.

Нет ни одной книги, посвященной этим духовным идеалам — истине, добру, красоте, любви. Культура состоится тогда, когда состоится истина, когда будут добро, любовь, красота. Если будут ложь, зло, ненависть, безобразие – что и кого можно воспитать на этих идеалах? Поэтому школа должна решать главную задачу – приобщение к духовным идеалам. Я бы от себя добавил еще два идеала: достоинство человека, его свобода. В международных документах написано: образование и культура служат формированию человеческого достоинства. Других целей ни у образования, ни у культуры нет. Достоинство заключается в уважении другой культуры как своей, другого человека как своего родного. Если мы не даем идеалов, ребенку трудно ориентироваться в жизни. Вот почему одна из главных задач, которую я ставлю перед собой, руководство республики ставит перед собой, – это приобщение дагестанцев к традиционной культуре, как своей, так и к культуре русского народа. Потому что без русской культуры, русского языка нет у нас перспектив. Но если мы не формируем ядро мировоззрений своей культуры, у нас будет мозаичная культура, информационная культура. Массовая культура не формирует целостное миропонимание. Когда мы проводим общедагестанский фестиваль традиционной культуры далеко в тляратах, это означает одно: в каждом райцентре мы хотим создать центры традиционной культуры народов России. Когда я высказал пожелание, чтобы в День Конституции дагестанцы одели традиционную одежду, в правительстве нашлись люди, которые поехали в Москву жаловаться, что Абдулатипов заставляет нас одевать. Я говорю: не заставляю никого. Я отвечал: если ваше содержание не требует этой формы, сама форма ни к чему не приведет. Я хочу приобщить вас к этому содержанию. И как красиво смотрелись люди – русские, ногайцы, акушинцы, тляратинцы, бугленцы и другие. Мы наблюдали все многоцветие дагестанской культуры. Это уникальная цивилизация, и нам нужно беречь ее, приобщаясь к общероссийской цивилизации. У человека, который окончил школу, должна быть четкая культурная, гражданская, религиозная идентичность. Почему мы занимаемся крайностями? При советской власти мы разрушали мечети, на их месте делали дома культуры, а сейчас вместо домов культуры строим мечети. Мы должны научиться совмещать ислам и дунья, мирскую и религиозную жизнь. Если человек относится без уважения к другому человеку, то этот человек не может считаться религиозным, верующим. Если человек невежественен, то он не может быть приобщен к исламу и иману. Иман – это и есть понимание божественной истины, добра, красоты и любви.

Мы спорим о школьной форме. Было дано задание Минкультуры вместе с муфтиятом определить нормальную, близкую к дагестанским традициям, доступную форму. Если в этой форме будет шарфик на голове или шее, то ничего в этом плохого нет. Мы должны учитывать интересы и взгляды друг друга. Я часто повторяю: мне нет дела до того, кто в какую сторону молится, мне важно, чтобы этот человек не нарушал спокойствие других, не высказывал разные фанатичные идеи, чтобы он не закрывал детям просвет в будущее, в мир, в науку. В исламе написано, что день, посвященный науке, равняется семидесяти дням, посвященным молитвам. Вот что такое наука, знания. Еще в те времена, когда Китай считался невежественной страной, было написано: иди за знаниями вплоть до Китая.

Мы это тоже отдали на откуп разным силам. Главы районов, селений, директора школ, учителя в нынешних условиях должны быть грамотными людьми. И еще: если человек боится кого-то, он не должен быть главой села. Если человек кого-то боится в районе, он не должен быть руководителем района. Каждый руководитель должен быть мудрым и мужественным. Если нет, то это — случайный человек, и от него для людей не будет никакой пользы.

Я хочу, чтобы уровень образования соответствовал уровню и масштабам тех задач, которые стоят перед Дагестаном. Я хочу, чтобы вы открывали нашим детям дорогу к образованию, к науке, чтобы они были конкурентоспособными. Детей нужно вдохновлять на творчество. Главным средством воспитания является труд. Ничего другого человек не придумал. И в исламе сказано: самый большой грех – это лень».

Говоря о 90-летии Расула Гамзатова, глава республики подчеркнул, что он поручил Минобрнауки подготовить учебное пособие «Уроки жизни Расула Гамзатова». «Там, — сказал Рамазан Абдулатипов, — все сказано – как относиться к Родине, родителям, женщине, жене и так далее. И такие писатели и поэты есть у каждого народа. В этом году мы отмечаем юбилей Хизгила Авшалумова, Тагира Хрюгского и других. Нельзя пренебрегать духовными корнями наших народов. Это свет, это наши знамена, за которые нужно держаться, если мы хотим состояться как народ. В конечном итоге деньги ничего не решают, решает достоинство человека. Состоится ли человек – зависит на один процент от денег, на 99 процентов – от образования и воспитания. Деньги, материальные ценности нужны, но нельзя им поклоняться, иначе ничего хорошего не будет. Надо в детях воспитывать такие идеалы. Надо, чтобы дети вырастали поэтами, музыкантами. Каких только правителей не было, а чьи имена сохранились в веках? Не их имена, а имена поэтов, художников, композиторов, ученых. Они и определяют народ».

Не обошел вниманием глава республики и другую дату — 200-летие окончательного присоединения Дагестана к Российскому государству. «Это, — сказал Рамазан Абдулатипов, – наша историческая судьба, благодаря которой мы многого достигли. Поэтому для нас дружба с русским народом священна. Нельзя уходить в национализм, это – уничтожение духовного ядра народа. Нельзя никому проходить мимо, если кто-то пропагандирует ненависть к другому народу. «Мне все народы очень нравятся, и пусть будет трижды проклят тот, кто осмелится чернить какой-нибудь народ», — сказал Расул Гамзатов. Мы должны обеспечить единство наших народов. У нас нет ни одной причины свергать другой народ в Дагестане. А самого разного рода вопросы нужно решать другими методами – экономические вопросы нужно решать экономическими методами, правовые – правовыми, и не смешивать туда национальность. У нас 155 тысяч гектаров пахотных земель, которые не используются. При этом мы выводим людей якобы бороться за свои земли. Мы винограда собираем в четыре раза меньше, мы 60 процентов горных садов уничтожили. Надо вернуться к нормальному хозяйствованию, возрождать свои села, надо обрабатывать землю. Казалось бы, исторически эти вопросы мы уже прошли, но развал государства заставляет нас заново возвращаться к этим вопросам. Более того, нам нужно заново учиться жить вместе и по-человечески. Из-за мелочей люди устраивают массовые драки в селах. Начинают убивать по мелочам, порою без причин. Когда это было? Со всем этим нужно заканчивать.

То, что вы сегодня делаете в школах, завтра воздастся в нашей жизни. Если мы не смогли воспитать ребенка, дать ему образование, завтра он встретит нас в подворотне. Уйдет в лес и оттуда будет стрелять. Поэтому дагестанское общество должно объединиться, интегрироваться. Надо в обществе восстановить порядок. Вы выполняете величайшую миссию, в большей степени, чем президент республики, председатель парламента или председатель правительства. От вас в большей степени зависит будущее Дагестана, чем от нас. Но если мы будем вместе работать, согласованно, – будущее Дагестана и России будет достойным и процветающим», — сказал Рамазан Абдулатипов.

В заключение Р. Абдулатипов вручил государственные награды республики за заслуги в области образования и добросовестный труд ряду педработников Дагестана.

С докладом «Задачи республиканской системы образования в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» выступил министр образования и науки РД А. Далгатов. В своем выступлении он подчеркнул, что система образования — один из важнейших социальных институтов, который должен обеспечить решение ключевой задачи развития страны — формирование её человеческого потенциала и, как следствие, нового качества экономических, социальных и духовных отношений в обществе. А Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает нормы, которые непосредственно затрагивают интересы каждого жителя России. По мнению министра, перед системой образования Дагестана стоит задача — найти наиболее оптимальные пути внедрения нового закона, разработать нормативно-правовую базу, сформировать позитивное общественное мнение и правильное понимание сущности нововведений. В этом процессе необходимо участие родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений и представителей бизнес-сообщества.

В своем докладе А.Далгатов говорил о всех важнейших вопросах состояния и перспективах развития в республике. В частности, он отметил, что Закон «Об образовании в РФ» впервые вывел на самостоятельный уровень общего образования дошкольное образование, подчеркнул министр. Между тем дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет 54462. В рамках проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования заключено Соглашение между Минобром РФ и Правительством РД о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету республики. В рамках Республиканской инвестиционной программы утвержден перечень 22 объектов на 3620 мест, планируемых к строительству в 2013 году. Общее количество мест, вводимых в 2013 году, составляет 6461 место (12,5% от потребности).

Ликвидацию очерёдности в дошкольные образовательные учреждения, отметил министр, необходимо осуществлять не только за счёт строительства новых зданий, но и за счёт возврата зданий дошкольных образовательных учреждений, используемых не по назначению. Министерством по всем муниципальным образованиям проведен анализ использования зданий бывших детских садов. Всего по республике в настоящее время используется не по назначению 41 здание. Из них 17 зданий предлагается к возврату, за счёт которых возможно создать порядка 1500 дополнительных мест.

Министр подчеркнул, что Дагестан всегда был и остаётся лабораторией межнациональных отношений. Поэтому в организации образовательного процесса традиционно большое внимание уделяется вопросам этнокультурного образования.

Демонстрацией достигнутого уровня качества образования выпускников школ является Единый государственный экзамен. ЕГЭ в республике в 2013 году сдали 28445 человек. Было организовано 129 ППЭ. Всего было сдано 91435 экзаменов: каждый участник сдал в среднем 3 экзамена.

В этом году были приняты непопулярные меры. Удаляли с экзаменов участников за вынос КИМов и использование телефонов, добивались наказания ответственных лиц и др. В результате из числа руководителей ППЭ исключено 5 человек, из числа уполномоченных ГЭК — 2 человека, из числа организаторов — 159. По нарушениям порядка проведения ЕГЭ были составлены и направлены в мировые суды 142 административных протокола на организаторов и 61 – на руководителей ППЭ.

Главная цель этих действий — начать наведение порядка при проведении ЕГЭ, восстановить справедливость, которая означает, что оценки должны быть свидетельством знаний учащихся, а не объёмов кошельков их родителей.

По поручению врио Президента РД Р.Абдулатипова начата работа по созданию предметных школ на базе общеобразовательных учреждений, в которых работают учителя — победители профессиональных конкурсов и олимпиад. В апреле 2013 года открыты первые пять предметных школ в Шамильском, Казбековском районах, городах Махачкала, Избербаш, Каспийск, в которых работают победители конкурса «Учитель года Дагестана — 2013»: 2 исторические и 3 лингвистические (русского, английского и французского языков). Научное руководство предметными школами будут осуществлять профильные кафедры Дагестанского государственного университета.

В мае-июне текущего года по инициативе Р.Абдулатипова проведена первая Республиканская олимпиада учителей математики, оргкомитет которой возглавлял академик Ш. Алиев. Победителями олимпиады стали три учителя из городов Дербент, Каспийск и Казбековского района. На базе школ, в которых они работают, с 1 сентября начнут функционировать математические школы.

Большая научная, организационная, методическая работа ведётся по созданию школ народного искусства в центрах традиционных народных художественных промыслов. Создаются такие школы в десяти сёлах восьми районов республики. Цель их создания — приобщение подрастающего поколения к художественной культуре народов Дагестана и развитие традиционных народных художественных промыслов.

В рамках реализации приоритетного проекта врио Президента РД Р. Абдулатипова «Просвещённый Дагестан» министерством ведётся работа по оптимизации структуры подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования в соответствии с потребностями и перспективами развития экономики.

Существенную роль в интеллектуальном, физическом, эстетическом развитии детей играет система дополнительного образования республики с охватом более 168 тысяч детей, что составляет 44% от общего числа учащихся общеобразовательных школ.

Вместе с этим дополнительное образование остаётся недостаточно доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Остаются нерешенными проблемы получения услуг дополнительного образования детьми, проживающими в сельской местности.

А.Далгатов подчеркнул, что в 2012/2013 учебном году продолжено внедрение отраслевой системы оплаты труда; осуществлена разработка нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности учреждений начального, среднего профессионального образования.

Приоритетом 2013/2014 учебного года, сказал министр, станет деятельность по реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, прежде всего, разработку в условиях общественно-государственного диалога и принятие более чем 40 республиканских нормативных правовых актов, призванных регулировать функционирование системы образования в новых условиях. Необходима совместная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений и гражданско-общественных объединений по реализации нововведений, установленных новым законом об образовании в вопросах.

Выступление Д.Сулеймановой, победителя Республиканского конкурса «Учитель года- 2009», касалось реализации проекта «Школа будущего» — проект «Просвещенный Дагестан», что имеет огромное значение для развития образования Дагестана.

Президент внес свое резюме, констатировав, что республика берет на себя часть расходов масштабного проекта. Но и учащиеся, и учителя должны осознавать личную меру ответственности за реализацию проекта. Он также обратил внимание на то, что дагестанский региональный компонент должен быть вмонтирован в эту программу.

Глава г.Кизляра В.Паламарчук рассказал о полезном опыте деятельности школ г.Кизляра, установлении контактов с девятью городами-побратимами, что способствует успешному взаимодействию в области социальной сферы, культуры, образования, интернациональном, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. И попросил включить одну из школ города в перспективный образовательный проект.

Председатель ДНЦ РАН, член-корр РАН Х.Амирханов в своем выступлении говорил о создании учебников по истории Дагестана, соответствующих духу времени. Во многом здесь еще существуют недоработки, необходимо поставить заслон непрофессиональным авторам.

Начальник отдела Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ И.Трипольская рассказала об основных направлениях нового закона «Об образовании в РФ» и вручила наградные знаки Почетного работника РФ лучшим работникам общего образования РФ, достигшим успехов в организации учебного процесса.

Подводя итоги совещания педагогов республики, Президент подчеркнул, что образование – главный проект Дагестана. И призвал научные подразделения вузов к сотрудничеству со школами, созданию базовых школ, развитию научной кружковой работы, профильных школ. Необходимая поддержка будет обеспечена…
 

 

 

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

8
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...