Обучение на равных
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - важная и трудная задача образования. Одна из форм обучения - инклюзивное обучение. И в то время, как в российских школах его вводили в качестве эксперимента, в некоторых образовательных учреждениях нашей республики оно давно заняло прочную позицию.
Благодаря этой форме обучения дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются вместе со здоровыми сверстниками. В детском саду «Улыбка» при Республиканском центре социально-трудовой адаптации имени У. Муртузалиевой 250 воспитанников, 78 имеют различные отклонения в развитии. Заведующая детсадом Зайнаб Наибова рассказывает, что у них функционируют отдельные группы: для детей с нарушением звукопроизношения, с общим недоразвитием речи, с нарушением зрения. — Много времени уделяется группе «особый ребенок» для детей с девиантным поведением. Мы проводим с детьми как общегрупповые, так и индивидуальные занятия. Помимо этого, дети занимаются лепкой, рисованием, танцами, музыкой, — говорит заведующая. — Вся эта работа проводится для того, чтобы воспитанники спецгрупп чувствовали себя полноценными детьми.
По признанию педагогов, если на первых порах такая форма воспитательного процесса вызывала недоумение, а порой и возмущение у родителей, то сегодня они этому несказанно рады. Как считает мама Иры, одной из воспитанниц детсада, дети становятся лояльнее, добрее и терпимее друг к другу. Педагоги уверены, специальные занятия, общение со сверстниками помогут «особенным» детям быстрее адаптироваться в социальной среде. Для этого в садике созданы все условия. Но любимым занятием по-прежнему остается подготовка к праздничным мероприятиям. Каждый из дошколят выкладывается, как говорится, на все 100%. О заботливом отношении к детям говорит и атмосфера, в которой они находятся, – всюду цветы, сказочные герои, фонтан, попугаи…
Четырехлетний Магомед рассказывает, что любит ходить в детский сад, играть с Идрисом и иногда передразнивать девочек. Видя, как дети весело резвятся во дворе, еще раз убеждаешься, что они рады совместному воспитанию.
— В первую очередь максимального физического развития можно добиться при ранней коррекционной работе, благоприятной семейной обстановке и сотрудничестве специальных и образовательных учреждений с семьей. И главное, каким бы устрашающим ни был диагноз, он не должен вызывать паники у родителей, при комплексном подходе можно излечиться от многих болезней, — убеждена З.Наибова.
Помимо детсада инклюзивного вида, вот уже пятый год как в гимназии №4 г.Махачкалы работает класс инклюзивного обучения. Успешному включению «особенных» детей в воспитательную среду способствуют и постоянные семинары и мастер-классы, посвященные современным педагогическим технологиям работы с детьми с нарушениями интеллекта.
Впервые специализированные классы для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы создавались при поддержке детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» на Северном Кавказе при содействии Министерства образования и науки РД и администрации г.Махачкалы. В первый год работы был открыт один класс, куда было зачислено пять учащихся. Со временем открыли еще два класса. А уже сегодня в специализированных классах грызут гранит науки до 22 учеников. Как говорят педагоги, трудности возникали лишь в первый год обучения. Дети были замкнуты и не уверены в себе. А у педагогов не было опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Но сегодня образовательный процесс поставлен на рельсы, как результат, дети с особыми образовательными потребностями на равных обучаются со своими сверстниками. Программа в специализированных классах та же, что и в обычных, только здесь для каждого ученика разработана индивидуальная программа плана каждого урока.
При всем при этом интеграция детей при такой форме обучения происходит лишь при совместных общешкольных мероприятиях, прогулках, праздниках, экскурсиях. При школе функционирует и театральная студия, к занятиям в которой дети относятся с собой ответственностью. Ведь сцена для них – это еще один шанс проявить свои творческие способности.
Говорить о повсеместном введении инклюзивного образования пока рано. Речь идет не только о детях с тяжелыми психофизическими нарушениями, которым необходима специально разработанная программа, но и о детях, обучение которых в условиях общеобразовательной школы не всегда может быть эффективным. Но уже сегодня можно утверждать: опыт детского сада «Улыбка» и гимназии № 4 имеет большое значение для дальнейшего развития инклюзивного образования и воспитания в нашей республике.