Педагогическая практика ДГПУ
Исторически сложилось так, что Дагестанский государственный педагогический университет является кузницей педагогических кадров, работающих не только в селах (откуда приезжает большая часть наших абитуриентов), но и в учреждениях и на предприятиях городов и районов республики.
«Учитель является ключевой фигурой при любом социальном устройстве государства и во все времена развития человеческой цивилизации. И готовят его в педагогических университетах в специально созданной и сложившейся системе педагогического пространства, климата, педагогического духа, педагогической ауры», — говорит ректор ДГПУ, член-корреспондент РАО, профессор Д.М. Маллаев, отвечая на вопрос о необходимости педагогических вузов на страницах журнала «Высшая школа в российских регионах». В 2008 году ДГПУ награжден почетной грамотой с занесением во Всероссийский национальный реестр «100 лучших вузов России» в разделе «Элита образования России».
В условиях личностно-ориентированного образования целью педагогической практики является профессионально-личностное развитие будущего учителя как специалиста не только высокого качества, с хорошей теоретической и методической подготовкой, обладающего творческим подходом к профессиональной деятельности, но и способного быстро ориентироваться в новых реалиях современного общества. Современный учитель должен быть образцом толерантности, человеколюбия, способным увидеть в каждом ребенке личность и помочь ему раскрыться. Учитель XXI века «…не должен заниматься научением, он должен нести общечеловеческие ценности, жить этими ценностями, говорить о них и практиковать их, бескорыстно служить учительской деятельности, владеть информационными и коммуникационными технологиями, вместе с учащимися открывать новое, быть индикатором и ориентиром в мире знаний» (Д.М. Маллаев).
ДГПУ имеет выстроенную систему педагогического образования: ДОУ, инновационные школы, колледжи, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, научно-исследовательские лаборатории, институт переподготовки и повышения квалификации и пр. Отдел практик сообразно этой системе выстроил тесные взаимоотношения с организациями и учреждениями, представителями бизнес-сообществ — будущими работодателями. Заключены договоры с Министерством образования и науки РД, с Министерством по физической культуре и спорту РД, со всеми управлениями образования городов и районов республики, представителями государственных и коммерческих предприятий и учреждений.
В целях реализации стоящих перед образованием в целом и вузом, в частности, задач по обеспечению выполнения своих уставных обязанностей образовательной политики нами открыты филиалы кафедр в ведущих инновационных образовательных учреждениях республики, созданы экспериментальные площадки. В современном образовательном пространстве научно-исследовательская деятельность учащихся школ – это цель и результат качества подготовки выпускников вуза. Для вуза – это качественный отбор и, следовательно, подготовка будущих высококвалифицированных специалистов различного профиля. Преподаватели университета получат возможность учесть существующую разницу в методике преподавания учебных дисциплин в университете и в школе. Научно-исследовательская работа в школе создаст условия для реализации программ и проектов образовательного, социального и технологического характеров федерального, регионального уровня для активизации научных исследований и инновационной деятельности, содействует обеспечению интеграции науки и производства в рамках образовательного комплекса. Для современной школы это качественное повышение уровня образования, статуса образовательного учреждения. Создавая экспериментальные площадки в образовательных учреждениях города Махачкалы, мы реализуем одно из направлений развития университетских комплексов, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 15. 02.2001 г.
Необходимость подготовки высококвалифицированных педагогических кадров требует не только модернизации самой системы их подготовки, но и создания инновационных механизмов их поддержки на основе современных информационных технологий.
Исходя из особенностей нашего региона, как-то: большое количество малокомплектных школ и удаленность от центра, горная местность, соответственно, слабое развитие транспортной инфраструктуры, нами создана страница «Виртуальная практика ДГПУ» на сайте ДГПУ, почтовый адрес praktikadgpu@yandex.ru. Изначально мы предполагали, что организация такой «горячей линии» будет способствовать разрешению проблем психолого-педагогического характера, неизбежно возникающих у студентов в процессе практики, теоретической и методической поддержки студентов, находящихся за пределами столицы. В дальнейшем мы предполагаем активное взаимодействие всех участников педагогического процесса — преподавателей вуза, студентов и школьных учителей.
Реализация проекта даст возможность студентам вуза получать своевременную информацию, восполнять пробелы в педагогических знаниях, овладевать различными технологиями и, самое главное, эффективно использовать их на практике. С развитием информационных средств и технологий обучения для методической поддержки студентов-практикантов университета и молодых специалистов-выпускников вуза последовательно будет возрастать роль виртуального общения учителей в образовательном пространстве республики.
Отдел практик ДГПУ в последнее время значительно расширил спектр своих функциональных обязанностей, соответственно увеличился объем охватываемой им работы. Выпускники институтов и факультетов вуза работают не только учителями, но и специалистами различных сфер. Поэтому помимо организации и мониторинга педагогической практики отдел занимается сейчас всеми видами производственных практик: полевой, пленэрной, библиотечной, правовой, магистерской и т.д.
Накопленный нами опыт организации практик в педагогическом университете сегодня требует и внесения адекватных изменений в технологию организации этой работы. Исходя из ключевой роли учителя практика должна сопровождать будущего студента в процессе всего периода обучения. Назрела необходимость ввести ее уже на более ранних этапах обучения студента, как это и было при советском образовании, когда практика начиналась со второго полугодия и завершалась на последнем курсе обучения.
Оценкой качества работы наших студентов являются многочисленные грамоты и благодарственные письма от руководителей базовых учреждений, востребованность студентов университета в каникулярное время в качестве вожатых в летних оздоровительных лагерях.Дагестанский государственный педагогический университет готовит сегодня учителей, ориентирующихся в современной исторической, экономической, поликультурной ситуации. Он призван приобщить студентов к национально-культурным традициям и гуманистическим общечеловеческим ценностям. Для этого необходимы высокий уровень профессиональной компетентности, потребность в педагогическом поиске, в постоянном самообразовании, что, несомненно, имеет место в педагогическом сообществе вуза.