По программе «Новая школа»
Всего ничего осталось до начала нового учебного года. И немало школ уже рапортует о готовности, и где-то ремонт уже закончен, а где-то подчищаются последние недоделки. В МОУ № 50 им. Р. Гамзатова практически уже все завершено. Только кое-где в классах подсыхают полы, а школьная мебель временно ютится в фойе.
— Сегодня-завтра завершим, — говорит директор школы Махач Абдулбасырович Изиев. — Пойдемте посмотрите, что уже сделано. Как видите, она типовая и построена при содействии Расула Гамзатова, — продолжает он, проводя ладонью по свежепобеленным стенам отремонтированных классов. – В капремонте нет необходимости, поэтому в этом году ограничились косметическим.
Директором Махач Абдулбасырович работает второй год. И планов у него по преобразованию школы много. Прежде всего он хочет решить вопрос с интернатом для слабослышащих, который занимает второй корпус школы.
— Учебное заведение рассчитано на 1200 учащихся, и они могли бы заниматься в одну смену, а не в две, как сейчас, — говорит он. — Мы не раз обращались в городскую администрацию, чтобы решить этот вопрос, и нам пообещали разобраться, прийти к взаимообоюдному положительному решению. Думаю, что и интернату было бы комфортнее в более приспособленном для слабослышащих детей здании.
М. Изиев показал новый пищеблок на 300 мест:
— Сегодня начальная школа получает бесплатное питание, но планируется, что и старшеклассники в скором времени перейдут на гособеспечение. Так что мы готовы к приему детей. У нас прекрасные повара. И учащиеся получают разнообразное калорийное питание.
Директор подчеркнул, что школа обеспечена современным программным оборудованием, показал класс, полученный по программе «Новая школа», где в наличии вместе с пятнадцатью ноутбуками интерактивная доска, видеопроектор. Особое внимание здесь уделяется программе «Одаренные дети».
— Мы ввели системный подход по принципу: все дети — талантливы, и задача учителя — выявить и развить эти таланты, внушить ученику, что он способен на многое и чтобы стремился к этому. Да, открывать таланты — задача непростая. И педагог сам должен работать над собой, чтобы добиться высоких показателей в учебе. Ориентация на подготовку одаренных детей самым непосредственным образом связана с подготовкой к ЕГЭ. Из сорока выпускников только один не получил аттестат, — констатирует директор. — И он имеет возможность пересдать ЕГЭ в течение года в экспериментальном центре круглогодичной сдачи ЕГЭ. Мы постоянно мониторим ситуацию с ЕГЭ, тщательно готовимся к его проведению. И главное — стараемся внушить ученику, что он сам сумеет справиться с тестовыми заданиями, если будет добросовестно готовиться к экзаменам. В школе установлен жесткий контроль за посещаемостью. Педагоги выявляют неблагополучные семьи, беседуют с родителями, стараемся не упустить ни одного ребенка. Создаются условия для того, чтобы у детей возникало желание ходить в школу, чтобы знали: к их судьбе небезразличны педагоги, родительский комитет.
Экология, краеведение, туризм — профильные направления образовательного учреждения. И школьному музею им. Р. Гамзатова можно позавидовать. Он – особая гордость директора.
— Вот смотрите, — показывает директор отделку из дикого камня. — Это не декор, а настоящий, привезенный из Хунзаха. Он еще помнит Гамзата Цадасу, по нему бегал в школу юный Расул. Здесь же установлены настоящий очаг, национальная утварь, на полках — книги великого поэта, в фойе — бюст поэта работы известного дагестанского скульптора Г. Гейбатова. В школе создана по-настоящему творческая атмосфера. На мой взгляд, приобщение к национальной самобытной культуре, литературе создает духовную, нравственную основу воспитания личности.
В школе приоритет отдается стандартам качества образования, чтобы стать центром формирования знаний. И федеральные образовательные государственные стандарты нацелены на обучение и воспитание подрастающего поколения. Правда, реализация ФГОСов не может считаться полноценной, если не обеспечена внеурочная деятельность. В школе не хватает свободных площадей для этого. И здесь надеются, что в скором времени эта ситуация разрешится.
По мнению директора, целостность образовательного процесса зависит от множества факторов. Все должно способствовать гармоничному развитию ребенка: чистый уютный класс, компьютеры нового поколения и даже новый школьный инвентарь. Но главное — взаимный контакт ученика с учителем.
Сегодня роль учителя заметно отличается от прежних представлений. Учитель координирует деятельность ученика, нацеливает его на самостоятельную работу, поиск знаний, которые не укладываются в догмы, а приобретают характер научно-исследовательского поиска.
— Я уверен, — говорит Махач Абдулбасырович, — что педагогическое сообщество, получив в этом году встряску за проведение ЕГЭ, пересмотрит свои позиции, превратив образовательный процесс в конвейер знаний, а не фальшивых баллов. Тогда мы получим качественного выпускника и не менее качественного вузовского специалиста, педагога, который придет в школу и сумеет заразить своих учеников энтузиазмом, желанием учиться и мечтать о высоких целях в жизни.