Купить PDF-версию
14:31 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
08:50 18.03.2011

Почему исчезли аристократы духа

Роль интеллигенции усиливается в периоды социальных перемен, особенно во времена кризисов, подобных российским «реформам» последних десятилетий. В российской ученой среде наблюдались массовые метаморфозы, приведшие вчерашних атеистов в служители православия и ислама, идеологов марксизма - в ряды теоретиков либерализма, превратившие поборников интернационализма в ярых националистов, бессребреников — в «новых русских» и т.п. В результате произошло, с одной стороны, упорядочение и очищение рядов ученого сообщества от значительного числа «попутчиков», которые воспользовались открывшимися широкими возможностями проявить себя в иной сфере. С другой стороны, сократившееся число интеллигентов в последние несколько лет увеличивается невиданными ранее темпами, что, может быть, факт тревожный, нежели отрадный.

Не секрет, что не только в образование, здравоохранение, правоохранительные органы, но, к сожалению, и в научную среду повалила малоподготовленная и даже полуграмотная конъюнктурная молодежь. В ряды ученых влились целые группы коммерсантов, банкиров, политиков, претендующих на научную состоятельность с соответствующими дипломами в кармане, способные имитировать некоторые исконные качества интеллигенции. В результате ученое сообщество теряет свою нравственную исключительность, перестает быть аристократией духа, все более заражается примитивным приспособленчеством.

Такие неблагоприятные перемены отрицательно сказались и на деятельности научной интеллигенции Дагестана. Сегодня наша академическая и вузовская наука по ряду объективных и субъективных причин не содействует переходу республики к инновационной экономике — не разработана региональная научно-техническая политика, размыта ее нормативно-правовая база, усилия не сосредоточены на прорывных наукоемких технологиях и т.п. Функции научно-гуманитарной интеллигенции не ограничиваются ее творческой и воспитательной активностью — сегодня актуальны и другие специфические стороны ее деятельности. Как мыслящая часть общества она призвана постичь самосознание народа, сформулировать его национальную идею, а как поборник справедливости — служить посредником между народом и властью и т.п. Но наши экономисты и гуманитарии плохо представляют вектор общественного развития Дагестана. Иждивенчески полагаясь, как и другие социальные группы, на Федеральный центр в выборе и обосновании путей социального прогресса, мы недостаточно активны в формулировании национальной идеи и в формировании государственной идеологии, в поиске региональной модели гражданского общества, в осмыслении этнических проблем в условиях глобализации, в разработке системы воспитания подрастающего поколения.

Гуманитарная интеллигенция республики не справляется с качественным преподаванием в вузах соответствующего блока дисциплин. Интерес студентов к получению знаний невысок, хотя экономические и юридические факультеты имеют самый высокий абитуриентский конкурс.

Студенты и аспиранты плохо представляют прошлое, настоящее и будущее Дагестана, не анализируют общественную жизнь, не понимают механизмов управления ею, искажают ее структурные связи и движущие силы, не осведомлены о важнейших социальных институтах, о процессах изменения, прогресса, модернизации, глобализации, о социальных ролях личности, ее социализации, о взаимосвязи этнокультур, субкультур, контркультур и т.п. Не лучше разбираются во всем этом и недавние выпускники — подавляющее большинство госслужащих, депутатов разных уровней, руководителей органов власти и хозяйств, учителя и педагоги, даже широкая естественнонаучная и гуманитарная интеллигенция. Преподавательский состав в большинстве своем работает по старинке, имея скудный по современным меркам багаж знаний.

Проблемы не только в этом. Основные беды и болезни нашего образования, в первую очередь гуманитарного, в другом. Не все преподаватели-гуманитарии являются носителями подлинно нравственных человеческих отношений. Основные принципы и нормы этики науки — организованный скептицизм, всеобщность, универсализм, бескорыстность и др.- нашими гуманитариями не усвоены и не освоены, зачастую попираются. Установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений, на рассматривание их как продукта социального сотрудничества, ставшего всеобщим достоянием, ставка в научном творчестве на исключительно общие правила и критерии обоснованности, доказательности знания, готовность согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами, даже если они противоречат собственным убеждениям, и т.п. — вот уже полтора-два столетия составляют ядро европейской науки. В Дагестане оно осваивалось с трудом даже в советский период управляемого и направляемого развития науки. В частности, не способствуют становлению нормальной этики научного сообщества и характерные психологические качества дагестанцев — горячность и категоричность вместо вдумчивости и сомнения, упрямство и крайности вместо упорства, последовательности и умеренности, амбициозность и поверхностность вместо интеллектуальной скромности и подлинной образованности. Не скупимся мы в оценке научного наследия на эпитеты застольных тостов — все у нас «видные» и «выдающиеся», хотя о них в запредельной от республики науке мало кто слышал, не говоря о том, что читал или ссылался.

Зато партикуляризм, местничество, пристрастность оценок, организованный догматизм в защите точки зрения группы ученых — все они давно нашли благодатную почву в условиях этнической пестроты, тухумной спаянности, партийного подобострастия и были взяты на вооружение многими дельцами от науки и образования, в том числе и ныне почивающими на лаврах. Даже некогда святой для республики национальный принцип расстановки научных кадров зачастую применяется кощунственно — разве что для травли компетентного специалиста.

Весьма негативным образом отразилось на этике научного сообщества, во всяком случае Дагестана, и несомненное достижение постсоветской России — обретение учеными творческой и мировоззренческой свободы. «Такая свобода, — как правильно констатирует исторические тенденции в науке известный российский методолог науки Е. А. Мамчур, — является величайшей ценностью в науке». Однако свобода эта понята превратно. Раскованная учительская и вузовская интеллигенция смело перешагнула зыбкую грань морали, права и ныне широко культивирует должностные преступления — плодит неграмотных выпускников, необразованных кандидатов и докторов наук, которые с одобрения «новой этики» беспардонно теснят заслуженных в науке и педагогике людей в руководстве кафедрами, факультетами и вузами. Окрыленные легко добытыми научными регалиями руководители разных мастей почувствовали себя равными с академическими учеными и все чаще обнаруживают в себе «генетические» педагогические призвания. Растет число экономистов, юристов, историков и т.п., совмещающих высокие чиновничьи должности с руководством вузовскими подразделениями, а также занимающих их после ухода на пенсию с госслужбы.

К специфическим негативам дагестанской научной элиты относится и то, что даже в критические для республики годы религиозного противостояния наши обществоведы «не поймали» момент истины — всей их «теоретической мощи» в борьбе традиционного для Дагестана ислама с ваххабизмом хватило только на «обоснование» политических утверждений о его экстремистском характере, связях с международным терроризмом, на критику лозунгов джихада за установление исламской власти и т.п. При этом сознательно или по незнанию извращалась суть ваххабизма, как-то в тени оставалось то, что все суфийские тарикаты, исторически культивируемые мусульманами Северного Кавказа, как известно, далеки от ортодоксального ислама, скорее его сектантская ветвь. Есть и другие теологические и религиоведческие проблемы, которые отданы на откуп дилетантам и в которых ясность не помешала бы широкому общественному сознанию. И если не в подобной общественно-политической ситуации, то когда соответствующие специалисты-ученые проявят себя как личности?

Конечно, злободневные задачи социальной ответственности российского научного сообщества должны быть не только востребованы, но и стимулированы и управляемы. Те же научно-исследовательские разработки осуществляются сегодня бессистемным, порой случайным финансированием различного рода государственными, коммерческими, общественными организациями и частными лицами, общий вектор интересов которых не всегда подчинен региональной и республиканской эффективности. И если в сфере естественнонаучного и технического знания такая ситуация отражается на экономическом и технологическом развитии, то «бесхозность» гуманитарной науки, точнее, ее откровенная зависимость от фондов Сороса, Карнеги и научных грантов Юнеско, Совета Европы и т.п. затрагивает само будущее страны, идейные ориентиры воспитания молодого поколения.

Приведенные здесь примеры, иллюстрирующие, на мой взгляд, слабости функций дагестанской социогуманитарной научной интеллигенции, ее отступление от своих подлинных назначений и обязанностей, далеко не замыкают список.
Можно было бы говорить и о неумении публицистически доводить свои идеи до людей, о недостойных ученого мелких националистических разборках ее некоторой части и т.п. И такая критическая самооценка только бы возвышала достоинства и подчеркивала подлинные преимущества научной интеллигенции перед другими социальными слоями.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

21
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...