Купить PDF-версию
07:31 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
08:28 02.10.2020

Птенцы гнезда Петрова

Раскачать ленивых подданных

Этапным для профессионального начального обучения стало время становления Российской империи. Петр I и особенно его единомышленники («птенцы гнезда Петрова» — как их потом будут называть), очень много сделали для зарождения профессиональных учебных заведений в стране.

Петр І задумал превратить замшелую патриархальную Русь в сильнейшее цивилизованное государство, с которым бы считались соседи, уважали союзники и боялись враги. Другими словами, Петр решил построить фактически новое экономически развитое государство — с новыми заводами и налаженными торговыми отношениями с европейскими странами. Для этого ему было нужно не только «прорубить окно в Европу», но и раскачать своих ленивых подданных.

Богатые природные ресурсы России существенно облегчали реализацию далеко идущих планов Петра. Однако он понимал, что мало просто добыть сырье, нужно еще и правильно им воспользоваться — переработать и изготовить конечный продукт. Именно поэтому под его патронажем начали появляться государственные профессиональные школы.

Первая ремесленная школа, которая называлась «Школа навигационных и математических наук», была основана в Москве 14 января 1700 года. В последующие 20 лет были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при уральских и олонецких заводах.

Екатерина II – Великая. И вот почему…

На создание новой системы образования Екатерину II сподвигла философия европейского Просвещения, поэтому большое внимание уделялось социокультурным задачам и познаниям человеческого разума. Однако и профессиональное образование не было забыто.

Так, в Сибири, на Урале и Алтае быстро развивались горнозаводские школы, среди которых самой крупной стала школа при Екатеринбургском металлургическом заводе. Среди наиболее выдающихся выпускников этой школы можно выделить Ивана Ползунова — создателя первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

В 1774 году в Петербурге было открыто горное училище, во дворе которого оборудован тренировочный рудник со штольнями и шахтами. В 1767 году в том же Петербурге при морском госпитале была открыта и первая государственная хирургическая школа. На момент основания ее штат состоял всего лишь из одного прозектора, двух учителей и пяти профессоров. Впоследствии эта школа «разрослась» и стала именоваться Военно-медицинской академией. Особый период – 1888-1917 годы, он характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования.

Система Александра ІІІ

У твержденные в 1888 году во времена правления Александра ІІІ «Основные положения о промышленных училищах» на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений. С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:

• средние технические училища — готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;

• низшие технические училища – подготавливали рабочих для определенной сферы производства;

• ремесленные училища –
обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения. В этот период в содержании профессионального образования появились планы, которые определяли основные пути подготовки квалифицированных техников, мастеров и рабочих.

Большевистский подход

Октябрьская революция 1917 года изменила коренным образом и политическую систему, и идеологию страны, а значит и просвещение, в том числе профессиональное образование. 9 ноября 1917 года, буквально через день после Октябрьского переворота, в советской России был создан отдел профессионального образования, объединивший все профессиональные школы, независимо от их формы собственности (ведомственные, государственные и частные), содержания и методов
обучения.

В тяжелейших условиях становления нового государства, голода и разрухи В.И. Ленин не забывал о проблемах образования молодежи и уделял им большое внимание. Из-под его пера вышло 40 декретов по вопросам, касающимся образования, и 20 из них касались именно профессионального образования.

По всей стране стали массово организовывать ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) – профессиональные школы нового типа, которые стали первыми профессионально-политехническими школами в системе народного образования СССР и должны были сформировать народную интеллигенцию из рядов рабочего класса и пополнить техникумы и вузы. Но ожидания правительства не оправдались, поскольку ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-­универсала, не удовлетворяли потребности постоянно развивающейся промышленности.

В 1940 году большую часть школ ФЗУ реформировали в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о ГТР (Государственные трудовые резервы). Согласно ему в СССР было учреждено два типа учебных заведений: школы ФЗО — на протяжении 6 месяцев они занимались подготовкой рабочих массовых профессий; железнодорожные и ремесленные училища – в течение двух лет они готовили квалифицированных рабочих.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

64
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

27
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...