Реформа образования касается каждого
Реформа образования в нашей стране продолжается уже не первый год. Учителя, родители, руководители школ, политики, ученые, представители общественности, депутаты всех уровней принимают активное участие в обсуждении проектов закона «Об образовании Российской Федерации» и новых государственных общеобразовательных стандартов. Совсем недавно большая группа педагогов в ходе обсуждения этих нововведений обратилась к Президенту Дмитрию Медведеву с настоятельной просьбой отложить введение новых стандартов.
С чем же связано недовольство и чего опасаются преподаватели школ, родители?
Прежде всего разберемся в вопросе, который волнует сейчас многих, – что в этом проекте принципиально нового?
По утверждению специалистов Минобразования РФ, он предоставляет ребятам не только возможность выбора предметов, которые они хотели бы изучать на том или ином уровне, но и позволяет их подготовить к такому выбору. Последнее в свою очередь должно быть обусловлено качественным, максимально полным обучением в основной школе.
В целом, как отмечают независимые эксперты, это крен в сторону специализации уже на уровне школы. Ребята уже к 10 классу сами должны определиться, кем они хотят стать в жизни, и соответственно выбрать в качестве основных предметов гуманитарного блока либо точные науки, либо естественные дисциплины или даже искусство.
Число обязательных предметов в стандарте как минимум десять. Четыре из них – физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта – предлагается сделать обязательными для всех, причем объем их изучения будет четко определен. Остальные обязательные предметы школьники смогут выбирать сами из шести предложенных в проекте блоков.
Согласно проекту, в первый блок входит русский язык и литература, родной язык и родная литература. Во второй включены иностранные языки. В третий — математика и информатика. Четвертый содержит общественные науки. Пятый — естественные науки. Шестой – искусство или предмет по выбору.
Проект нового общеобразовательного стандарта старшей школы был разработан Российской академией образования. Он коренным образом меняет систему обучения в 10-11 классах, позволяя школьникам выбирать не только сами предметы, но и глубину их изучения.
Как отмечает независимая экспертиза, ни один законопроект не вызывал еще в обществе такой бурной реакции, как проекты этих двух законов. Вопросов к проектам немало. Для многих педагогов, родителей до сих пор содержание предмета «Россия в мире» остается непонятным. Кто его будет вести и по каким программам? Что будет с прежними учебниками, пособиями? К чему приведет подобная узкая специализация и как быть тем, кто ошибся в выборе и уже не сможет себя реализовать? Почему Америка отказывается от подобной системы обучения, возложив на нее вину за общее отупение нации?
На эти и многие другие вопросы предстоит ответить прежде, чем внедрять все это у нас в стране. В любом случае сначала нужно подготовить учителей, только потом испытывать нововведения на школьниках.
Меня, как и очень многих родителей, волнует вопрос, кто берет на себя ответственность за судьбы тех детей, которые, ошибившись в выборе, не смогут далее себя реализовать? К сожалению, вопрос этот остается без конкретного ответа.
Получается, подросток в 16-17 лет не имеет права на ошибку, он обязан точно раз и навсегда – на всю жизнь – сделать выбор. Между тем взрослые вполне могут ошибаться, и не один раз. Достаточно напомнить, сколько раз женятся (ошибаясь!) даже известные люди страны. И потом, как быть с концепцией непрерывного образования – учиться всю жизнь, иначе окажешься на обочине, аутсайдером. Как учиться, если не получил (ошибся!) базовых знаний в школе?
В этой ситуации, повторюсь, что с реформой образования в России, думаю, спешить не надо. Передовое образование – это лучшее, что нам досталось в наследство от страны социализма. Куда полезнее было бы заняться материальным оснащением школ.
И тут ситуация в нашей республике оставляет желать много лучшего. Об этом не раз публично говорили многие наши влиятельные политики, в том числе и глава Дагестана Магомедсалам Магомедов. Недавно в интервью газете «Аргументы и факты» он сказал: «Сегодня у нас более 30% детей учатся во вторую и третью смены. 60% учреждений образования располагаются в ветхих помещениях. Важно помнить о том, что Дагестан – один из немногих регионов страны с высокой рождаемостью и естественным приростом населения. Более 50 % населения – молодежь. Из-за этого в республике не хватает школ, больниц, спортивных и культурных объектов. Для выхода хотя бы на среднестатистический уровень Дагестану нужна специальная государственная программа социально-экономического развития республики».
Президент РФ Дмитрий Медведев, учитывая важность обсуждаемого вопроса, назначил специальную комиссию, чтобы она тщательно проанализировала и учла все замечания, поступившие к проекту закона «Об образовании». Министр образования и науки Андрей Фурсенко призвал своих оппонентов продолжить дискуссию, используя только законные методы – без кидания кирпичей, камней, не создавая вражды между людьми, имеющими разные мнения…
Основная идея концепции реформы образования, как отмечают эксперты, должна заключаться в том, что в XXI веке главным конкурентным капиталом, главным источником развития региона являются его высокообразованные граждане. Для того чтобы любой регион России стал сильным и богатым, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Для раскрытия такого потенциала общество должно создать безопасные условия жизни, улучшить состояние здоровья нации, обеспечить ее доступ к знаниям путем непрерывного образования через всю жизнь.
И здесь практика показывает, что далеко не все у нас в стране гладко. Есть вопросы, которые требуют глубокого осмысления, изучения, анализа. Возьмем, к примеру, ситуацию в образовании в сельской местности. Она, по свидетельству многих экспертов, просто тревожная. И в этом, по утверждению отдельных специалистов, виновата новая система финансирования сельских школ.
Действительно, за последние 10 лет в стране закрыто около 9 тысяч сельских школ. В год мы теряем минимум 800-850 учреждений среднего образования. Введение новой системы образования лишь ускорило этот процесс. К сожалению, конкретных и реальных шагов для изменения ситуации не предпринимается. Закрывая школы, государство где-то пытается сэкономить, потому что нанять автобус и возить несколько учеников в райцентр дешевле, чем содержать учебные заведения.
Но весь вопрос в том, насколько это оправдано? Особенно в условиях нашей республики… Уверен, что подход к развитию образования в Дагестане в целом, в сельской местности в частности, должен быть индивидуальным.
Реформу образования задумывали в том числе и для того, чтобы побороть коррупцию. Но практика показывает, и об этом свидетельствуют многочисленные факты, что введение ЕГЭ во многих случаях усилило коррупционную составляющую в общеобразовательных учебных заведениях.
Цивилизованный путь развития государства давно и всем известен – это образование. При этом важно помнить: образование должно не только обучать, но и прежде всего воспитывать молодое поколение.