Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 01 ноября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Реформа образования: нацеленность на результат

A- A+

Нацпроект «Образование», реформа высшей школы ныне предъявляют высокие требования к подготовке специалистов для инновационной экономики будущего. В этой связи немаловажное значение придается базовой подготовке на уровне средней школы. Ведь именно здесь закладываются основы новых образовательных методик, информационных технологий. И от того, насколько успешно они будут реализованы, зависит продвижение реформ и интеграция в европейскую, мировую образовательную среду. Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров МОН РД является активным проводником образовательных новаций в нашей республике. Ежегодно на базе института более тысячи педагогов участвуют в апробации новых образовательных стандартов, научно-исследовательском поиске новых форм и подходов к учебному процессу, овладевают технологиями, направленными на модернизацию педагогических программ, дальнейшее совершенствование инновационных модульно-рейтинговых систем, способствующих повышению квалификации педагогов .

Какие же первоочередные задачи стоят перед образовательными учреждениями и педагогическими коллективами республики, и как обстоит ситуация с подготовкой педагогов в условиях развития школы нового века, мы беседуем с ректором ДИПКПК, доктором политических наук Идрисом Мусаевым.

-Идрис Мусаевич, сегодня к современной школе предъявляются жесткие требования. Как сегодня адаптируется педагог к новым условиям бурной информатизации образовательных программ?

— Образование во многом определяет социальную стабильность и динамику экономического развития, является основой профессиональной и социальной мобильности личности.

Поэтому обеспечение устойчивого функционирования и развития системы образования, достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы рассматривается как приоритетный вопрос государственной политики.

Вопросы оценки текущего состояния, определения направлений, перспектив развития республиканской системы образования активно обсуждаются на общественном и государственном уровне, и часто разные мнения и позиции сходятся в одном – повышение квалификации педагогов является важнейшим условием в достижении нового качества образования. Перед ДИПКПК современные процессы в образовании ставят важнейшие задачи по качественному повышению уровня профессиональных компетенций как учителей, так и руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием.

Для этого в ДИПКПК введена так называемая модульно-рейтинговая система повышения квалификации. Что это такое? Каждый модуль рассчитан на 24 учебных часа. Набор из трех любых модулей дает право на получение документа, подтверждающего повышение квалификации. Педагоги могут в зависимости от своих профессиональных интересов выбрать и четвертый модуль, в этом случае выдается особый документ о прохождении курсов. Модульное построение программы позволяет педагогу выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и добиться более высокой результативности в повышении квалификации. Важно отметить, что если раньше для получения удостоверения о повышении квалификации хватало присутствия слушателей на курсах, то ныне в условиях модульно-рейтинговой системы при подведении итогов учитываются результаты промежуточных тестирований и текущей активности педагогов во время проведения занятий по повышению квалификации. Модульно-рейтинговая система выявляет результаты обучения на всех этапах повышения квалификации и позволяет гораздо глубже взглянуть в проблему квалификации педагогических кадров республики.

Она гораздо более эффективна и нацелена на результат, ее невозможно сравнивать с прошлой организацией повышения квалификации, когда все учителя, приехавшие на курсы, успешно получали удостоверения. В таких условиях невозможно было судить о качестве и результатах повышения квалификации педагогов, многие проблемы оставались прикрытыми, не соответствующими действительности.

В перспективе модули, разработанные на кафедрах ДИПКПК, планируется разместить в интернете, что позволит развивать дистанционную работу педагогов, желающих повысить свою профессиональную квалификацию. И в будущем педагог, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию в режиме кредитно-зачетной системы, сможет переходить от простого повышения квалификации к переподготовке, а также к получению второго высшего образования. Это принципиальное направление в повышении квалификации, так как современная система образования наряду с необходимым консерватизмом, обеспечивающим ее устойчивость и фундаментальность, должна учитывать, что в течение активной жизни специалисту может потребоваться неоднократно менять вид и род своей деятельности даже в рамках одной профессии. При этом и сам перечень актуальных, востребованных обществом профессий достаточно быстро меняется. Необходимо учитывать и динамичность, выражающуюся в резком сокращении времени между проявлением новых факторов общественной жизни и реакцией на них соответствующих институтов общества.

— Впервые Дагестанский институт повышения квалификации принял участие в общегосударственном проекте по разработке стандартов общего образования второго поколения.

Каковы его результаты?

— В течение 2008 года сотрудники кафедр ДИПКПК принимали участие в семинарах по разработке и апробации государственных стандартов и провели большую работу по подготовке к конкурсу по участию субъектов РФ в разработке государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Основательная подготовительная работа кафедр института получила позитивную оценку в Российской академии образования. В сентябре 2008 года в РАО состоялся конкурс, по итогам которого Дагестан оказался в числе 14 регионов, победивших в конкурсе по участию в разработке и апробации государственных стандартов. К участию в проекте были привлечены десятки учителей – экспериментаторов из различных регионов республики.

Экспериментально-исследовательская группа выполнила работы по организации и проведению апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введений в республике. Разъясню. По своему общественному статусу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования – формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны. Впервые федеральный государственный образовательный стандарт представлен в виде конвенциональной нормы, легитимизирующей общественный договор между семьей, обществом и государством в области образования. Основой договора, обеспеченного необходимыми юридическими, социальными, финансовыми и материально-техническими условиями, является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками. Участие в общероссийском проекте способствовало развитию профессиональной подготовки как работников кафедр ДИПКПК, так и учителей-экпериментаторов, методистов, участвующих в эксперименте. За высокий профессионализм и новаторство в организации и проведении апробации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения ДИПКПК получил благодарственное письмо, подписанное президентом РАО Н.Никандровым.

— Кадровая подготовка. Как она осуществляется в рамках серьезного научно-исследовательского поиска, инновационного повышения уровня квалификации сотрудников ДИПКПК?

— На базе нашего института проведена серьезная кадровая работа, направленная на укрепление института повышения квалификации, с одной стороны, учеными-новаторами и исследователями, с другой — педагогами-практиками. Для участия в системе повышения квалификации педагогов привлечены специалисты, имеющие ученые степени и высокий рейтинг признания их достижений в профессиональном сообществе. Большое значение в уровне качества повышения квалификации играет вовлечение в курсовые занятия успешных практических работников образования. В настоящее время с педагогами проводят занятия известные специалисты, профессионалы, владеющие инновационными методиками. Все эти меры позволят и дальше совершенствовать квалификацию педагогических кадров для создания условий инновационного развития всех отраслей промышленного производства, экономики в целом в нашей республике и по подготовке профессиональных педагогических кадров.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Образование»