Купить PDF-версию
08:12 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
15:00 31.01.2020

Роль и значение истории Дагестана в учебном процессе

Магомед Гасанов, действительный член Международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки РФ и РД
30

Притягательная сила истории заключается в естественном желании людей знать как можно больше о своих корнях, предках, их делах и помыслах. История отражает культурный уровень народа, степень развития, на котором он находится. Познавая прошлое, мы выявляем закономерности исторического развития и на их основе учимся строить будущее.

Дагестанцы отметили 20-летие разгрома международных бандформирований. По этому случаю в республику прибыл Президент России В. Путин, давший высокую оценку мужеству и самоотверженности защитников Отечества: «Это дорогого стоит. Тогда женщины, мужчины, даже дети принимали участие. Это было важно не только для Дагестана и этих суровых людей, это было важно для всей России – показать международным бандам, что народ не с ними. Вот в этом была заслуга».

Почти все этапы становления Дагестана дали целый ряд наглядных уроков того, что история народа, сохраняемая и воспроизводимая в виде коллективной памяти и традиций — своего рода сфера национальной безопасности.

История – одна из древнейших наук на земле. Еще не было письменности, а история уже существовала. Она складывалась из устных преданий, мифов и легенд. Сегодня, как никогда, следует уделять особое внимание вопросам формирования исторического знания, делать все возможное для активного изучения истории своей республики и населяющих ее народов в школах, вузах, через Интернет. Мы заинтересованы в том, чтобы фундамент нашей исторической памяти был твердым и объективным.

Новый, более высокий уровень общественного сознания вообще невозможен без исторического мышления, которое помогает самостоятельному осмыслению сложнейших проблем современности, творческому подходу к решению социально-экономических задач.

Дагестан – это уникальный уголок с многовековой историей и культурой. Как в России, так и на Кавказе он занимает первое место по количеству генетически родственных языков и народов, исконно распространенных на его территории, и исторически особое положение на Великом пути между Востоком и Западом.
Республика уникальна разнообразием географических условий (море, равнина, высокогорье, изрезанность рельефа – бурные реки, обилие родников и источников, в том числе высококачественных целебных минеральных источников), высокоразвитое террасное земледелие и садоводство, уникальные флора и фауна, а также насыщенностью бурными историческими событиями (войны с многократно превосходящими, могущественными иноземными завоевателями в защиту родного Дагестана, героическая борьба горцев за свержение царизма, против власти местных ханов и шамхалов, самоотверженное участие в Великой Отечественной войне, изгнание с территорий Дагестана международных бандформирований и т.д.), богатством и разнообразием археологических памятников, фольклором…

Каждый народ вносит свой неповторимый вклад в историю человечества, что особенно становится очевидным по мере нарастания интеграционных мировых процессов. Каждый народ, удобряя почву цивилизации своим разумом, знаниями, опытом, трудом, наконец, своими жизнями, создает общий мировой цивилизационный фон, на котором развивается и совершенствуется все человечество.

Наукой и практикой давно доказано, что обучать ребенка с первых его шагов следует родной истории. Поэтому с научно-методической точки зрения в школах, затем в средних специальных и высших учебных заведениях важно обстоятельное преподавание истории Дагестана. В школе подробно изучаются курсы отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до наших дней. Чтобы понять и усвоить историю народов Древнего Востока, Европы, Азии и Америки, да и России, важно знать историю своего края.

«Можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; не любить историю может только человек неразвитый умственно», – утверждал Н. Г. Чернышевский. Жизненно необходимо, чтобы каждый народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен. Из этого чувства вызревает главный гормон общественного бытия — вера в свое национальное бессмертие.

С глубокой древности, на всех этапах исторического прошлого, на территории современного Дагестана происходили те же исторические процессы, имевшие место в других регионах Кавказа. История древнейшей эпохи Дагестана воссоздается исключительно по археологическим, этнографическим материалам и данным историко-лингвистических реконструкций. С конца I тысячелетия до н.э. о предках дагестанских горцев появляются письменные сведения.

Касаясь вопроса, что может дать история обществу, следует отметить, что история не принадлежит к наукам, способным дать прямой производственный эффект. Люди могут успешно справляться с различными проблемами внешнего и внутреннего характера, когда они вместе и осознают себя частицами единого народа и когда понимают, что их народ имеет богатое прошлое. В этом состоит значение изучения исторического прошлого. «История является для нас воспоминанием, – писал Карл Ясперс, – о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История – основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека».

История – это общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Знание прошлого имеет колоссальное значение для созидания настоящего, ибо прошлое рождает настоящее, а настоящее готовит будущее. Отношение к истории, ее понимание – это зеркало, отражающее моральные ценности того или иного общества. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важна сама возможность извлекать из прошлого уроки для будущего.

В народе ныне вызывает протест необоснованной критикой со стороны некоторых людей нашей героической истории и исторических личностей. Да, были ошибки и драматические моменты в нашей истории, но позитивного, героического было намного больше, чем негатива. Ни одна страна не строит свою современную жизнь на основе критики прошлого. Мы справедливо говорим сейчас о новом прочтении теоретического наследия прошлого, оно помогает лучше понять настоящее и будущее, но и настоящее помогает глубже осмыслить исторический процесс.

В конце второго – начале третьего тысячелетия формируются демократические ценности взамен политики деидеологизации, претендовавшей на господство в обществе в период перестроечных реформ. Другими словами, реальная потребность в новой идеологии, в национальной идее ощущается тем острее, чем нагляднее становится распад культуры, морали, экономики.

Национальная идея должна быть в первую очередь идеей консолидации, собирания, объединения сил и народов на основе укрепления федеративной российской государственности. В этой связи очень важное значение имеет формирование исторического сознания населения. Историческое сознание является важной жизнеобразующей основой любого общества. Основной признак наличия здорового исторического сознания населения – осознание, ощущение преемственности в развитии событий, связи времен. Человек в своем настоящем, окружающем его мире, как его реальной жизненной ситуации, зависит от того, что было раньше, от прошлого, на плечах которого он стоит, но это только часть его бытия.

К сожалению, история дает огромные возможности ссорить народы и приписывать друг другу некие негативные качества. Мы должны извлекать уроки из истории своих ошибок, а историю других народов рассматривать с учетом достижений и хороших примеров, на основе которых можно строить добрые отношения.

История Дагестана делает явной, зримой связь локальной, региональной истории с историей Отечества, с событиями всемирного масштаба. История Дагестана должна быть сохранена в учебных планах школ и вузов республики. Историческое прошлое Дагестана ждет от нас мудрости и понимания. Мы в долгу перед ним. При бережном и сочувственном обращении оно способно рассказать о нас самих очень много и, главное, дать простые и вечные ориентиры для будущего.

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

8
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...