Купить PDF-версию
08:39 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
10:44 23.02.2022

Сами себе композиторы

Меломанов отличает не только отсутствие условностей и всяческих границ при поиске редких записей музыкальных шедевров. Они делятся на любителей пластинок, кассетных проигрывателей и даже граммофонов, и вряд ли истинные ценители музыки станут считать собратом по интересам человека, слушающего Баха в наушниках смартфона в закусочной. Но время неумолимо в стремлении перевода всего и вся в биты и байты, а для сочинительства собственных композиций можно просто обратиться к помощи искусственного интеллекта.

Как работают современные музыкальные сервисы? Какие алгоритмы рекомендуют? Может ли компьютер понимать музыку? Ответы на эти и другие вопросы школьники узнают на уроках, проходящих в новом формате.

С 14 февраля по 6 марта Яндекс проводит занятия в рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры». Тема урока этого года – «Цифровое искусство: музыка и IT». Новый урок, подготовленный экспертами компании, объясняет, как с помощью технологий можно узнать больше о музыке и как ее создавать с помощью искусственного интеллекта. Организаторы «Урока цифры» – АНО «Цифровая экономика» в партнерстве с компаниями-лидерами цифровой трансформации при поддержке Министерства просвещения РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Дисциплина стала частью образовательного процесса и для учеников 10-го класса махачкалинской школы № 59. На уроке ребятам рассказали, что происходит сейчас на стыке музыки и IT: какие технологии нужны для распознавания и оцифровки, какую музыку может создавать искусственный интеллект вместе с человеком. Разработчики надеются, что эти материалы позволят узнать больше об устройстве привычных вещей: возможно, кто-то увидит интересную для себя нишу, в которой захочет развиваться.

«На пересечении IT и других дисциплин, иногда неожиданных, происходит много интересного – новые технологии становятся привычными и меняют повседневный образ жизни. Это же касается и музыки: например, рекомендации Яндекс.Музыка умеют подбирать треки под ситуацию, в которой находится слушатель, и под его настроение. Алгоритмы сервиса учитывают больше тысячи факторов, чтобы идеально рекомендовать как любимую, так и незнакомую для пользователя музыку», – комментирует Елена Бунина, генеральный директор Яндекса в России.

В дагестанской столице реализация проекта длится уже порядка трёх лет. По мнению заместителя начальника управления образования Махачкалы Зумрут Багдуевой, подобная практика крайне необходима в современных условиях, поскольку даёт глубокие знания в цифровизации и IT-технологий. «Уроки цифры» играют роль неких катализаторов, которые способствуют развитию цифровой грамотности у подрастающего поколения. Мы поддерживаем в этом плане организаторов этих мероприятий. Во всех школах города есть специализированные классы, которые позволяют проводить такие уроки, поэтому проблем никаких не возникает», – говорит специалист.

По мере развития искусственного интеллекта растет и его потенциал в креативных областях, и музыкальная индустрия – одна из таких областей. Искусственный интеллект сегодня может создавать мелодию, ритм и тембры для самых разных инструментов, а также стили и голоса певцов, которые будут звучать вместе с музыкой. Более того, технология позволяет распознавать музыку, собирать ее в плейлисты и советовать другим. С этими механизмами ребят и ознакомили на новом уроке не только заместитель директора по информатизации образовательного процесса школы № 59 Аминат Алиева, но и известные российские исполнители, авторы песен и блогеры, менеджер проектов Яндекс.Музыка Егор Филиппов и продюсер образовательных проектов компании Анастасия Тмур. Они-то и пояснили ребятам: с течением времени технологии меняются, и теперь человек учит искусственный интеллект проворачивать те же трюки, что и человеческий мозг. Узнавать музыку за несколько секунд, к примеру.

Главная сложность в том, что компьютер должен услышать песню, узнать её и предложить другие, исходя из музыкальных интересов человека в режиме реального времени, то есть в течение нескольких секунд. А значит, простые алгоритмы уже давно ушли в прошлое, уступая место самым прогрессивным и интересным решениям. И как продолжение IT-инноваций в музыке – это самостоятельное «сочинение». Но как запрограммировать творчество?

Искусственный интеллект в ближайшее время будет помогать людям решать не только рутинные, но и творческие задачи. «Вместе с «Уроком цифры» ребята смогут запросто разобраться, как работает алгоритм и как с помощью искусственного интеллекта можно написать композиции самостоятельно. Это даёт школьникам объективное представление о пользе современных технологий, и, возможно, некоторые из них свяжут свою будущую профессию с этим перспективным направлением», – комментирует Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».

На уроке махачкалинские школьники познакомились со специалистом IT-лаборатории и группой стажеров, задача которых научить робота слышать песни и узнавать их, а на основе полученных данных находить для пользователей те музыкальные композиции, которые им, скорее всего, понравятся. А самым увлеченным доступен бонус – понять, как искусственный интеллект генерирует музыку, и испытать свои силы в сочинении небольшой мелодии.

Сам урок состоит из видео, комиксов с теорией, инфографики и интерактивного тренажера для закрепления знаний. Материалы адаптированы для школьников от 1 до 11-х классов – задания отличаются по объему и уровню сложности. В начале урока участникам рассказывают, что такое звук и какие у него есть важные характеристики. Участники учатся оцифровывать музыку, узнают, как работают алгоритмы рекомендаций в музыкальных сервисах, а еще пробуют с помощью технологий написать музыку самостоятельно.

«Урок цифры» проводится в России с 2018 года. В рамках проекта ведущие IT-компании разрабатывают уроки, доступные как школам, так и родителям с детьми для самостоятельного изучения. Занятия помогают школьникам сориентироваться в мире профессий, связанных с технологиями и программированием. Это всероссийский образовательный проект, позволяющий учащимся получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. Проект реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

В 2019–2020 учебном году урок расширил свою географию: при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100 с лишним стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики. В нынешнем учебном году «Урок цифры» охватил больше половины российских школьников. За 3,5 года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 45 млн раз. Проект охватил все 85 регионов России.

Похожие

Карьера айтишника начинается в школе

23
Цифровизация России, собственно, то, что страна в...

Информатизация в тренде

33
В свете решений главы государства Владимира Путина от 2 марта 2022 года, Указа Президента «О...

Дагестан в цифровом формате

54
Утверждение, что наши ребята сильны в программировании, ныне доказывается тем, что все чаще в...

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

19
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...